Доклад "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"
статья (средняя группа)
доклад на тему развитие элементарных матем атических способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_dokument_microsoft_word.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
(ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)
Воспитатель -
Агафонова
МАДОУ д/с «Берёзка»
Г.Когалым,
Октябрь, 2015г.
«Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Создание условий для формирования элементарных математических представлений в разновозрастных группах
2. Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе.
Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. В каждом конкретном случае я сама решаю, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому.
В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Образовательная деятельность, организованная в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Я применяю сюрпризные моменты, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Образовательная деятельность в форме дидактических игр отвечает возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью.
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности.
Я часто вспоминаю формулу Ушинского: «Только энергия воспитателя способна разбудить детские силы».
Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях.
Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.
В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, дети легко осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения, без труда запоминают порядковый счет, однако осмысленное решение задач, требующее навыков абстрактного мышления, дается им с трудом. Я пытаюсь научить малышей анализировать, сравнивать и обобщать, ведь в школе больших успехов достигают те дети, у которых сформированы желание и привычка думать.
Дети совершают увлекательные путешествия в лес, на речку. В процессе деятельности необходимо вести с детьми активный диалог, предлагать им высказывать свои мнения, предложения. Такой подход позволяет ребенку находиться в состоянии первооткрывателя, верить в свои силы и интеллектуальные возможности. На занятиях дети работают коллективно, в парах и индивидуально, в зависимости от видов заданий.
Ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.
В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о выполнении действий. Все это требует большой осознанности своей деятельности, развивается мышление.
Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело доводить до конца.
Работая в детском саду, я ставлю перед собой педагогические задачи:
развивать у детей память, внимание, мышление, воображение,
самостоятельность, находчивость, так как без этих качеств немыслимо
развитие ребенка в целом.
В работе я использую различные дидактические игры, занимательные
упражнения. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировки в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на развитие логического мышления.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью
повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих
предметах форму круга, треугольника, квадрата.
Дети, вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям
сначала простые упражнения, а затем более сложные. Использую множество
дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости
от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ».
Дидактическую игру « ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА», использую на
занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических
фигурах. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания,
о порядке работы. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное
время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,
которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они
оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного
мышления у детей.
Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными
героями. В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что
каждый день недели имеет свое название. Учим стихи о днях недели.
Игры «СЛОВО», «КРУГЛЫЙ ГОД», «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые
помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Пространственные представления детей постоянно
расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу,
впереди, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и
определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют
задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул.
Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима».
В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку
прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала
игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало
интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я
давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои
ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше,
предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра
«НАЙДИ ИГРУШКУ». Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:
« РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР», « МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ»,
«ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ».
Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми
заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов
на листе бумаги, на столе.
Игры с палочками:
1. Из 5 палочек составь 2 треугольника.
2. Из 5 палочек составь квадрат и два треугольника.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление
плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям
нравится составлять изображение по образцу, они стремятся выполнять
задания еще лучше. Чтобы избежать умственного утомления детей в течение занятия, целесообразно менять характер их деятельности. Подсказываю ребенку,
но стараюсь, чтобы у него сложилось мнение, что это его «собственное приобретение».
Большое внимание уделяю речи ребенка. Вопросы стараюсь задавать
четко, эмоционально. Если ребенок не может или не хочет отвечать - не
настаиваю. Но в дальнейшем обязательно обращаюсь к нему, чтобы привлечь
его к активному участию в играх и на занятии. В старшем дошкольном возрасте ребенок не только дает ответы на поставленные вопросы, но и сам может задавать вопросы, самостоятельно рассказывать о своих действиях.
Среди игр старших дошкольников хотелось бы выделить: шашки, шахматы,
домино, лото, мозаику, головоломки. Чем разнообразнее игры, тем богаче и
ярче протекает жизнь детей.
На занятиях математики необходимо следить за правильностью речи, произношением звуков. Точность и лаконичность речи положительно влияет на память.
Я ставлю перед собой педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, самостоятельность, находчивость, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
В работе я использую различные дидактические игры, занимательные упражнения.
Играя в такие дидактические игры как: «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «ОТГАДАЙ ЧИСЛО», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»,
дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать
словами свои действия.
Дидактические игры: «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»
«СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «НАЙДИ И НАЗОВИ», «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», и другие задачи на смекалку, я использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления, усидчивости.
Я старалась проводить интегрированные занятия, ведь они положительно влияют на развитие детей, позволяют избежать психологической нагрузки.
Например, интегрированные занятия по математике.
Математическое путешествие по сказке «КРАСНАЯ ШАПОЧКА», Математическое путешествие по сказке «ГУСИ ЛЕБЕДИ». «Путешествие на воздушном шаре в страну Математики». Путешествие на паровозике.
«Л Е С Н А Я П О Л Я Н К А». «Планета Земля - наш общий дом», где идет интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Часто советую родителям играть дома в игры, например, «Сколько воды в губке», «Рассортируйте пуговицы», «Найди осьминожку», «Чего не стало», «Назови соседей».
Я провела проект «Интеллектуальный марафон «Знайки»
В проект включила следующие формы работы:
1. Подбор занимательных задач, для решения с родителями и творческое оформление этих задач.
2. Оформление в группе выставки «Интеллектуальный марафон «Знайки».
3. Подготовка математического праздника «Математики тропинки одолеем без запинки»
4. Чемпионат по играм в клеточку
5. Пригласили учащихся школы, они выступили в роли Цариц
Царица Цвета (как можно получить новые цвета при смешивании красок), Царица Форм (оригами), Царица Времени (подвижные игры, загадки), Царицы своими руками сделали подарки для детей.
Провели инсценировку «Теремок чисел». В итоге провели
Математический праздник «Математики тропинки одолеем без запинки»
В стране «Почемучка».
Малыш впитывает знания как губка. Его ощущения и восприятия остры, память цепка, воображение активно, он любознателен и пытлив. Не обучать его нельзя. Ведь от того, как формируется интеллект в детском возрасте, зависит познание мира взрослым человеком. Ребёнок в дошкольном возрасте отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить
с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Исследования многих психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков.
В своей работе я использую литературу:
1. Дидактические
игры в детском саду А.И.Сорокина
2. Ступени
творчества или развивающие игры Б.П.Никитин
3. Игровые
занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова
4. Математика
для дошкольников Т.И.Еофеев
5. Развитие
логического мышления детей А.В.Басов
6. Математические ступеньки Е.В.Колесникова
7. Математика в детском саду В.П.Новикова
Советы родителям.
Игры, в которые ребенок может играть дома.
«Сколько воды в губке»
В игру может играть несколько человек. Для этого понадобятся: кастрюля,
губка, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок в нее положит губку. Играющие должны сказать, сколько воды впитает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкость для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе всех к истине.
«Рассортируйте пуговицы»
У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы,
цвета. Предложите малышам рассортировать их, а потом сказать, сколько
каких пуговиц, каких пуговиц больше, каких меньше. Старшим детям можно
ограничить время, за которое нужно рассортировать те или иные предметы. Установить таймер или просто следите (может следить сам ребенок) за часами.
«Путешествие на дачу»
Скоротать путь в дороге можно следующим образом. Пока один из родителей ведет машину, вы с ребенком можете считать машины. Можно считать машины определенной марки, определенной величины, цвета.
«Найди осьминожку»
В середине платка положите маленький шарик и завяжите его. Получилась
«осьминожка». Ее надо спрятать от ребенка. «Раз, два, три, ищи!» - говорит
взрослый. После этих слов ребенок ищет осьминожку. Найдя ее, он говорит,
де она находилась, используя слова: на, за, между, в.
«Чего не стало»
Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на
поставленные вопросы: Игрушек стало больше или меньше? Какие игрушки
исчезли? За какими игрушками они стояли? Какая игрушка была первой?
«Назови соседей»
Взрослый говорит ребенку число, просит назвать его соседей (предыдущее и
последующее числа) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый говорит два числа и просит ребенка назвать число, которое находится между ними. Поменяйтесь ролями.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
на интегрированных занятиях (ИЗО и ЭМП)
Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка
теснейшим образом связано с развитием речи
На занятиях изобразительной деятельностью, детей можно знакомить с новыми с ловами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названием предметов, действий, которые он производит с предметами.
Разнообразный наглядный материал помогает уточнить название предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложненных понятий, новых слов, уточняет их грамматические оттенки.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении можно легко создать проблемную ситуацию. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Например, кому-то из детей специально « забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую активность.
Изобразительная деятельность помогает развивать зрительную память, благодаря своей наглядности. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые им создаются в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя.
Дети как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия, или проходя мимо зрительно его вновь замечая.
Когда детям дают в руки предмет и предлагают действовать с ним, при этом слова усваиваются быстрее и прочно запоминаются.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Ребенок сам выполняет разнообразные действия, проговаривая например, взял карандаш, прижал салфетку, виду линию, отрезал уголок, держу правильно кисточку. Ура! Я рисую! Рисую красный шар, а потом буду рисовать – синий.
Дети на занятиях усваивают последовательность действий, явлений: «Кисточка грязная, ее нужно помыть. Кисточка стала чистой. Можно работать с другой краской».
Речь детей становится осмысленной, целенаправленной.
Изображение предмета самого элементарного в лепке, аппликации предполагает наличие у ребенка достаточно ясных представлений о нем.
Даже при лепке колобка - узнать цвет, форму, находим сходство, необходимо размять пластилин, движения рук – показываем и проговариваем.
Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их. Выделять признаки (форма, величина, цвет). Например, «Ленточки красные, длинные, красивые», « Яблоко красное, круглое, большое, сочное».
Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее закрепляется в сознании.
Воспитатель помогает оживить изобретения ребенка словами: «кап-кап, топ – топ», ребенок повторяет. Показывает связь между предметами, явлениями. «Делаем коврик – на нем будет спать собачка. Зайчик меняет шубку, потому что пришла зима, он стал белым».
Предварительное объяснение самим ребенком того, что он будет делать, повторение движений, проговаривая, помогает успешному и прочному овладению навыков.
Показав или объяснив тот или иной прием, нужно вызвать повторить действия детей, которые быстрее усваивают.
К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. В процессе занятий у детей необходимо формировать умение вслушиваться в речь взрослого. Ребенок сначала слышит свое имя, а затем то, что относится именно к нему. Услышав положительную оценку действий другого ребенка, ребенок желает услышать и о себе что-то хорошее.
Очень важно оценить действия каждого ребенка, поддержать его внимание, назвать его имя, сказать именно о нем, о его работе.
На занятиях я использую игровые приемы:
Путешествие на острова
1. Остров потерянных Чисел.
-рассказать стихотворение
- число больше, меньше данного
- Загадки
- Какой цифры не стало?
- Что изменилось?
- Найди пару
- Послушный мяч - Ты сейчас подпрыгнешь четыре раза.
- Счет на ощупь.
- Какое дерево лист потеряло?
2. Остров Ошибок
- В сказке «Три медведя» в спальне стоят четыре кровати. Всем ли хватит кроватей?
- Курочка Ряба снесла три яйца. Какое по счету разбилось?
3. Остров Математических Загадок.
- Тарелка, чашка, блюдце, стакан. Что это?
- Автобус, машина, троллейбус. Что это?
- Назови четыре овоща.
- Назови три предмета мебели
- Назови четыре ягоды.
- Назови трех животных жарких стран.
- Назови четырех домашних животных.
4. Остров Геометрических Самоделок.
- Назови четыре предмета круглой формы.
- Назови три предмета квадратной формы.
- Какой формы окно детского сада.
- Назови все фигуры с углами.
5. Остров Чемпионов
- Кто быстрей соберет фигуры такой-то формы.
- Кто лучше всех посчитает.
- Мудрый вопрос
- Кресло раздумий.
Вопросы
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Математические загадки.
4. Головоломки, логические задачки.
Предметно - развивающая среда по развитию Э М П
1. Раздаточный счетный материал по разным признакам.
2. Предметные картинки для счета.
3. Комплекты цифр, математических знаков.
4. Наборы геометрических фигур.
5. Комплект объемных геометрических фигур.
6. Занимательный и познавательный дидактический материал, настольно -печатные игры.
- Логические пары
- Разбери узор
- Что сначала, что потом
- Все о времени
- Запоминай-ка
-Учимся считать
- Волшебное лото
- Танграм
- Колумбово яйцо
- Шнур-затейник
- На златом крыльце сидели
- Геометрический паровозик
- Занимательное лото
7. Устный счет, счеты, счетные палочки.
8. Часы.
9. Волшебные часы – времена года, части суток, дни недели, месяцы.
10. Рабочие тетради « Учимся считать» - Колесникова.
11. Учебные приборы – весы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомеры для детей и кукол.
12. Математическое лото и домино.
М А Т Е М А Т И К А ВОКРУГ НАС
Интегрированные занятия по математике положительно влияют на развитие детей, позволяют избежать психологической нагрузки.
Ребенок, в отличие от взрослого, сравнительно легко усваивает и запоминает материал, который вызывает у него познавательный или практический интерес.
Со многими математическими понятиями ребенок встречается в повседневной жизни, в том числе в природе.
Интеграцию занятий можно обеспечить при изучении тем: «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты и ягоды»…
Если занятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, то при этом знания приобретают качество системности и обобщенности. Дети быстрее овладевают разнообразными умениями. У них усиливается мировоззренческая направленность, развиваются познавательные интересы. Тем самым достигается всестороннее развитие личности.
Занятия по математике проводятся в игровой форме. Дети совершают увлекательные путешествия в лес, на речку. В процессе деятельности необходимо вести с детьми активный диалог, предлагать им высказывать свои мнения, предложения. Такой подход позволяет ребенку находиться в состоянии первооткрывателя, верить в свои силы и интеллектуальные возможности. На занятиях дети работают коллективно, в парах и индивидуально, в зависимости от видов заданий.
В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о выполнении действий. Все это требует большой осознанности своей деятельности, развивается мышление.
Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело доводить до конца.
В процессе выполнения практических упражнений корригируются недостатки моторики рук. Это - лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, измерение.
Овладение умениями счета, измерений, ориентация о времени и пространстве, распознание геометрических фигур позволяет детям развивать логические элементы мышления.
На занятиях конструировании, аппликации - обводим или вырезаем геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники, круг), дети учатся различать их и называть, одновременно закрепляем навыки счета.
В изготовлении поделок из бумаги, глины, пластилина дети учатся видеть и называть геометрические фигуры и тела, учатся составлять сюжетные композиции (снеговик, домик, орнаменты).
Знакомимся с такими признаками предметов, как длинный - короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
На занятиях математики развивается пространственная ориентировка. Дети учатся показывать вверх, вниз, левую, правую сторону, середину листа бумаги, правильно размещать на листе бумаги элементы аппликации.
Математика помогает развивать глазомер и пространственное воображение. Дети учатся узнавать и выделять знакомые геометрические фигуры на окружающих предметах.
На занятиях физкультуры дети практически осознают связь между временем, расстоянием скоростью - прыгаем вперед, в высоту.
На занятиях математики необходимо следить за правильностью речи, произношением звуков. Точность и лаконичность речи положительно влияет на память.
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПАРОВОЗИКЕ
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА»
Тема соответствует программному материалу. Счет в пределах 5, знание геометрических фигур, соотношение формы предметов с геометрическими фигурами, характерные особенности предметов (цвет, форма, величина).
3.
Цель:
- закреплять название геометрических фигур;
- учить отгадывать математические загадки;
- учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
- учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами;
4. Тип занятия – Занятие комплексного применения знаний, навыков, умений.
5. Этапы занятия.
1. «Создай свой узор» - развитие логического мышления, свобода творчества, знание геометрических фигур.
2. Станция «Сообразительная» - уметь рассуждать, анализировать.
3. Занимательная игра - Из пяти палочек сделать два треугольника.
Уметь решать логическую задачу.
4. Станция «Цветочная» - Счет до 9, пальчиковая игра.
5. Игра «Внимание» - учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации.
6. Станция «Лесная» - учить отгадывать математические загадки.
7. Занимательная программа «Чудесная коробочка» - знание геометрических тел.
8. Станция «Мудрости» - учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами;
9. Набираем номер – знать цифры от 1 - до 5.
Дети справились с заданием, получили заряд энергии
Преемственность ФГТ и ФГОС
Наша группа старается наладить тесные связи со школами № 1 и №2.
Воспитатели посещают школы, интересуются психологическим настроем, развитием математических и интеллектуальных способностей выпускников нашего детского сада.
Наши выпускники приходят в детский сад, участвуют в мероприятиях, утренниках. Ответственно и с большим желанием играют свои роли на утренниках.
Учащиеся 4 класса со школы №1 приняли активное участие в проекте «Интеллектуальный марафон «Знайки».
Состоялась встреча с Царицами Страны Математики.
Царица Времени - Закарина Айгуль и ее помощница Колупаева Татьяна провели интересные подвижные игры на внимание, подготовили математические задачки. Дошколятам было очень интересно, они были внимательны и постарались решить все задачки. Царица вручила им «Конверты считалки».
Царица Форм - Муравлева Карина предложила построить замок, используя конструктор.
Ученики и ребята подготовительной группы участвовали в забавных играх
1. «Живые цифры» (раздать цифры детям быстро построиться по порядку)
2 Живые геометрические фигуры.
- Создать фигуру из цифр, букв. Раз! Два! Три! На месте фигура замри! Создать геометрические фигуры группами (круг, треугольник, квадрат)
3. Сколько спряталось треугольников (на рисунке посчитать)
4. Назови предметы прямоугольной, круглой формы.
5. Из семи палочек сделать три треугольника
6. Волшебный квадрат. Составить силуэты фигур, используя все части квадрата на фланелеграфе.
Царь «Оригами» - Тихомиров Вова показывал ребятам, как нужно сделать птицу – снегирь, кораблик, лилию. Ребята были очень внимательны, выполняли все указания «Царя» и у всех получились отличные поделки.
Такое общение помогает развитию творческого мышления, любознательности, наблюдательности, помогаем наладить диалогическую речь друг с другом.
Дети почувствовали радость от решения познавательных задач, от совместной игры.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Особая роль математики состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта ребенка. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоить больший объём знаний. Шестилетние дети идут в школу. Их надо готовить к этому уже с пяти лет. Дети нуждаются во внимании и помощи взрослых.
Логические задачи для дошкольников — занимайтесь со своими малышами, нужно тренировать логическое мышление и внимательность, дети будут умными, активными, уверенными в своих способностях! Не забывайте хвалить детей за правильные ответы — они это заслуживают. Если ребенок ошибается — объясняйте, подталкивайте его к правильному ответу, ребенок должен понять, почему он не прав. И будьте уверены, в скором времени, он будет решать такие задачки гораздо быстрее Вас!
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ З А Д А Ч К И
Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг.
Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
Три рыбки плавали в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.
Сколько свечей осталось?
Бублик разрезали на три части.
Сколько сделали разрезов?
Над рекой летели птицы:
голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей.
Мы — большущая семья,
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша
И Наташа тоже наша.
Подсчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей?
Яйцо варится 3 минуты.
Сколько времени понадобится, чтобы сварить
5 яиц одновременно в одной кастрюле?
Раз к зайчонку на обед,
Прискакал дружок - сосед.
На пенёк зайчата сели,
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
Ежик по грибы пошел-
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзину,
Остальные же на спину.
Сколько рыжиков возьмешь
На своих иголках, еж?
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?
Вышла курочка гулять.
Забрала своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят?
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Мама вышила ковер.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки,
В каждой по три веточки,
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может.
Кто же ей поможет?
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -Сколько всего в воде малышей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме...
Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»
Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...
план по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»
план по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»...
«Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии"
средняя группа...
Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста....
Опыт работы "Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструктора.
Мастер класс. Изготовление дидаутического пособия для детей дошкольОпыт работы "Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструкторан...
Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"
Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...