Театрализованная деятельность в детском саду
статья на тему
В статье говорится о создании условий для развития творческой активности; приобщение к театральной культуре; обеспечение её взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Вознесеновка Шебекинского района Белгородской области»
Воспитатель:
Лопина В.Н.
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, стихи, сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону, подбор соответствующей литературы, изготовление различных видов театра.
Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами. В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра - пальчиковый. Игра с пальчиками - первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью. Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации.
Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей мы используем в своей работе наиболее популярные из них. Например: сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка»,), забота о близком, поощряется («Бобовое зернышко»).
Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Детям нравится играть в театральном уголке. Поэтому, мы решили пополнить развивающую среду: разными видами театра, обновить шапочки. Привлечь родителей воспитанников к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций: шитье перчаточных кукол и изготовление костюмов и декораций, изготовление настольной и напольной ширмы, а так же в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях.
В своей работе, мы часто используем театр в самостоятельной игровой деятельности: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. В работе с детьми мы используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) театрализованные игры (с участием взрослых) разыгрывание сценок. Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду. В своей работе с детьми над драматизацией сказок мы использовали упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»). На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспомнили последовательность событий в сказке, которую я нарочно изменила. Еще использовали такой прием: детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, аргументировав свой ответ тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Так же были предложены три разных изображения Лисы, после рассматривания, которых были заданы вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?» Спрашиваем детей: «Кто прошел по дорожке?» Предлагаем им выбрать персонаж (Волк, Лиса, Заяц, Мышонок). Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по дорожке. Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они изображают его в разных заданиях, которые я придумаю. Например: продемонстрировать прогулку, собирание грибов, цветов, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю бабочек, и др. Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, на музыкальных занятиях, мелодией побуждаем детей к имитации движений различных персонажей. После слушания песни «Петушок», изобразить, как поет петушок, важно шагает; показать, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Используем музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка»; «Покажи, как ходит петушок». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребятами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практическое применение. Например, выступления перед детьми младших групп с инсценировкой знакомых потешек, стихов, сказок. Выступления для родителей, инсценировки «Есть у нас огород», «Зверята», «Две бабули».
И так, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...
Презентация "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
Рекомендации для педагогов...
Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "
Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...