Театрализованная деятельность в детском саду
статья на тему

Лопина Валентина Николаевна

В статье говорится  о создании условий для развития творческой активности; приобщение к театральной культуре; обеспечение её взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Вознесеновка Шебекинского района Белгородской области»

Воспитатель:

Лопина В.Н.

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.  Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, стихи, сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости.  Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону, подбор соответствующей литературы, изготовление различных видов театра.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.  В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра - пальчиковый. Игра с пальчиками - первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью. Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации.

 Учитывая  интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного  и эстетического воспитания детей  мы используем в своей работе наиболее популярные из них.  Например:  сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает -  в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка»,), забота о близком, поощряется («Бобовое зернышко»).

Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Детям нравится играть в театральном уголке. Поэтому, мы решили пополнить развивающую  среду:  разными видами театра, обновить  шапочки. Привлечь родителей воспитанников к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций: шитье перчаточных кукол и изготовление костюмов и декораций, изготовление настольной и напольной ширмы, а так же в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях.    

В своей работе,  мы часто  используем театр в самостоятельной  игровой  деятельности: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. В работе с детьми мы используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности)  театрализованные игры (с участием взрослых) разыгрывание сценок. Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.  В своей работе с детьми над драматизацией сказок мы использовали упражнения на подражание голоса, например:  Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»).  На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспомнили последовательность событий в сказке, которую я нарочно изменила. Еще использовали такой прием: детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, аргументировав свой ответ тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Так же были предложены три разных изображения Лисы, после рассматривания, которых были заданы вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»  Спрашиваем детей: «Кто прошел по дорожке?» Предлагаем им выбрать персонаж (Волк, Лиса, Заяц, Мышонок).  Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по дорожке. Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они изображают его в разных заданиях, которые я придумаю. Например: продемонстрировать прогулку, собирание грибов, цветов, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю бабочек, и др. Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, на музыкальных занятиях,  мелодией побуждаем детей к имитации движений различных персонажей. После слушания песни «Петушок», изобразить, как поет петушок, важно шагает; показать, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Используем музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка»; «Покажи, как ходит петушок». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребятами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практическое применение. Например, выступления перед детьми младших групп с инсценировкой знакомых потешек, стихов, сказок. Выступления для родителей, инсценировки «Есть у нас огород», «Зверята», «Две бабули».

И так, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит  формирование  нравственных качеств дошкольников, помогая  детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит  осмысление нравственных  ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так  педагогов и родителей; что способствует  укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...