Консультация для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация по теме
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_dou.doc | 64.5 КБ |
proektnaya_deyatelnost_v_dou.ppt | 782.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СП–ДО отделении «Детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка» МБОУ «Лешуконская средняя основная школа»
«Проектная деятельность в ДОУ»
(обобщение опыта)
Федулова Ирина Юрьевна
воспитатель
Условия возникновения и становления опыта.
Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада.
Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедились в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Актуальность и проблемность.
Проектная деятельность направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Из истории проекта.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание. Эта технология не является принципиально новой в мировой педагогике.
В 20-е годы прошлого века метод проектов возник в США. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными философом и педагогом Дж. Дьюи. Педагог исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.
Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [6]
В 1926 г. Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.
В 1950г. широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляли планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей. [5]
Сейчас проектный метод – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками. Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т.А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, взаимодействие с социальным окружением.
Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, при этом сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Проектный метод способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основной целью проектного метода является создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Проекты, проводимые в ДОУ делятся:
По видам деятельности:
- Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.
- Ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
- Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д.
По срокам реализации: краткосрочные и долгосрочные
По составу участников проекта - индивидуальные и групповые.
Модели проектов
Шесть «П»
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио проекта
Модель трёх вопросов
Что я знаю? (Содержание, то что уже знают дети )
Что я хочу узнать? (План проекта
Как узнать? (Источники новых знаний, т. е средства)
Рекомендации педагогам по работе над проектом.
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12.Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
13.Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. 14.Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
15.Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.
16.Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
17.Не спешить с вынесением оценочных суждений.
18.С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
19.Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
В работе с детьми были реализованы проекты:
Название проекта | Тип проекта |
«Герои моей семьи» | Информационно – исследовательский. Групповой. |
«Космос» | Познавательный. Групповой. |
«Спички – не игрушка, огонь – не забава» | Информационно - практический Групповой. |
«Волшебница – вода» | Познавательно - практический. Информационно - творческий. Групповой. |
«Домашние любимцы» | Познавательно – творческий. Групповой. |
«Да здравствует мыло душистое» | Информационный, познавательно – исследовательский. |
«Огород на подоконнике» | Познавательный, практический. |
«Мой весёлый звонкий мяч» | Информационный, познавательный. Групповой. |
«Снежинки – белые пушинки» | Информационный, познавательный, практический. групповой |
«Солдаты Победы» | Информационный. Познавательный. групповой |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мои проекты «Герои моей семьи» (2010г) «Космос» (2011г) «Спички – не игрушка, огонь – не забава» (2011г.) «Волшебница – вода» (2012г.) «Домашние любимцы» (2013 г.) «Да здравствует мыло душистое» (2014г.) «Огород на подоконнике» (2014г.) «Мой весёлый звонкий мяч» (2014г) «Снежинки – весёлые пушинки» (2014г.) «Весёлые старты – праздник спорта и здоровья» (2014 – 2015 уч.г) «Солдаты Победы» (2015г.) «Знакомство с миром природы через произведения В.Бианки» (2015г.)
Условия возникновения Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Актуальность данной темы. Проектная деятельность направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Использование данного метода в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Из истории проекта. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание. Эта технология не является принципиально новой в мировой педагогике.
Он считал, что образование должно давать не только знания, которые Понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, Способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. В 20-е годы прошлого века метод проектов возник в США. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными Философом и педагогом Джоном Дьюи.
Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1926 г. Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного. Сейчас проектный метод – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.
Метод проектов - дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, при этом сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий .
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Проектный метод способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основной целью проектного метода является создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Типология проектов Проекты, проводимые в ДОУ делятся на: По видам деятельности: Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр. Ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи. Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д. По срокам реализации: краткосрочные долгосрочные По составу участников проекта: индивидуальные и групповые.
Модели проектов Шесть «П» проблема проектирование поиск информации Продукт Презентация Портфолио проекта Модель трёх вопросов Что я знаю? (Содержание, то что уже знают дети ) Что я хочу узнать? (План проекта Как узнать? (Источники новых знаний, т. е средства)
Системная паутинка по проекту (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Познавательная Восприятие художественной литературы
Рекомендации педагогам по работе над проектом 1 . Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9.Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, Создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. 12.Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 13.Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. 14.Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 15.Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут Сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно. 16.Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. 17.Не спешить с вынесением оценочных суждений. 18.С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша Положительная оценка для него важнее всего. 19.Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Самостоятельная музыкальная деятельность»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Самостоятельная музыкальная деятельность»...
Консультация "Оценка характера деятельности детей"
Данный материал поможет воспитателям и дефектологам описать характер деятельности детей раннего возраста, а также в некоторой степени определить, как развивается ребенок....
Консультации по театрализованной деятельности
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...
Консультация "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием"
В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих ...
Консультация для воспитателей. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности.
В консультации говорится о наиболее полном и рациональном оформлении уголка для конструирования по всем возрастнм группам....
Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...