Организация предметно-игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей.
статья на тему
В статье рассматриваются задач, принципы и требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно- игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей.
Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.сухомлинский.
Дошкольное детство- короткий, но важный, уникальный период жизни человека.в эти годы ребенок преобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям , к труду. Вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.для детей игра, которую принято называть «спутником детства». Составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В дошкольном образовательном учреждении этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки.
В связи с этим, психология понимает предметно-развивающую и игровую среде как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Поэтому предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.
Организация предметно- развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:
- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
- предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;
- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;
- предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
- развивающая среда дложна способствовать формированию умсвенных, психических и личностных качеств дошкольников.
Исходя из данных задач, особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию. Так, В.А. Петровский, Л.М.Кларина, К.П.Стрелкова в концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» определили основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
-принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности;
- принцип стабильности-динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип эстетической организации среды;
- принцип открытости- закрытости;
-принцип половых и возрастных различий.
Их можно дополнить еще рядом принципов:
- Принцип обеспечения права ребенка на игру.
Предметно-игровая среда в дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру.
Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом ,который реализуется в выборе теме, сюжета игры, необходимых игрушек, месте и времени для организации различных видов игр.
- Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
- Принцип систематичности предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребенка.
Исходя из этого, требования к организации такой среды выдвигаются следующие:
- Проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими, эстетическими требованиями.
Отдельно выдвигается ряд требований к отбору игрушек. Так, в целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования РФ совместно с Художественно- техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
-полуфункциональность(возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры,способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
-дидактические свойства(возможность обучения ребенка конструированию,ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
- возможность применения группой детей(пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, как играющего партнера, например, для коллективных построек);
- высокий художественно-эстетический уровень, либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
2.Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.
3.Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей, предоставление воспитанникам возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.
4.Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой,строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр, в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу; при этом предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,театральных, народных, хороводных и др..
5.Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место, в зависимости от своего эмоционального состояния;
6.Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Для этого оборудование размещается по принципу нежесткого концентрирования, что позволяет детям объединиться подгруппами по общности интересов.
Целенаправленно –организованная и созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию игровых навыков детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»
Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, одноо...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возвраста
https://youtu.be/F0FSzPlJ5zI...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возвраста
https://youtu.be/F0FSzPlJ5zI...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Организация предметно-пространственной средыи ее влияние на развитие игровых умений старших дошкольников...
Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
информация к педсовету...
Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возраста (из опыта работы)
https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/167.pdf...