Рабочая программа кружка "Мы - Олимпионики"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме
Включение Олимпийского образования в процесс обучения дополняет и разнообразит систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_olimpioniki.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Радуга»
Протокол педагогического Утверждаю:
совета №1 заведующая МДОУ д/с № 5 «Радуга»
___________Куртасова Е.В.
Программа дополнительного образования
физкультурно-спортивного направления
«Мы - Олимпионики»
Срок реализации 1год
МБДОУ детский сад № 5 «Радуга»
г. Жердевка
2013 – 14 учебный год
№ раздела | Наименование раздела | Страница |
I. | Пояснительная записка | 3-4 |
II. III. IV. | Особенности программы: Цели Задачи | 5 |
V. VI. VII. VIII. | Направленность программы Принципы построения программы: Принципы взаимодействия с детьми: Срок реализации программы | 6-7 |
IX. X. | Предполагаемые результаты Формы работы с родителями | 8 |
XI. | Старшая группа | 9 |
XII. | Календарно-тематическое планирование | 10 - 13 |
XIII. | Мониторинг | 14 |
XIV. | Используемая литература | 14 |
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется
не только образование в области науки и искусства,
но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон
I. Пояснительная записка
Обоснованность и актуальность программы.
Возраст между пятью и семью годами – один из наиболее важных в
отношении закладки основ здоровья, гармоничного физического и
умственного развития. В этот период формируется нравственные качества и
личность человека.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность и смекалку, вторые – воображение и творчество, третьи – физические качества, но объединяет их общая задача- воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям. Поэтому в современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте, а так же обучение их доступным умениям.
Включение Олимпийского образования в процесс обучения дополняет и разнообразит систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса: воспитателя по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.
«Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека». Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Формирование представлений об олимпизме может стать частью реализации этих задач. Даже такие сложные проблемы патриотического воспитания могут успешно решаться через формирование у детей сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствам и физической культуры. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным воспитанием.
Оздоровительно – развивающая программа кружка «Мы - Олимпионики»
направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного
возраста и рассчитана на один год обучения – от пяти до шести лет.
В современных условиях особенно актуальными задачами являются: привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям с помощью различных видов нетрадиционных технологий.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт
условия для эмоционально-психологического благополучия, так как
оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли,
нравственности, создаёт определённый настрой, пробуждает интерес к
самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и
закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Использование музыки помогает сделать занятия увлекательными и эффективными. Музыка поднимает настроение, организует движения детей и облегчает в ряде случаев их усвоение; улучшает осанку, придаёт движениям выразительность, способствует их точности, координации.
Особенности программы:
- Рассматривается под оздоровительным аспектом.
- Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
- Занятия построены с учетом возрастных критериев.
- Использование малых форм народного фольклора.
- Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
II.Цель:
Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма, ознакомление детей со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. А также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
III. Задачи:
Формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения древности, как достижения общечеловеческой культуры.
- знакомство детей с разными видами спорта;
- развитие положительной мотивации к занятиям спортом и приобщение к здоровому образу жизни;
- расширение двигательных возможностей ребенка, за счет освоения
новых движений
- воспитание чувства патриотизма и интернационализма;
- воспитывать у детей таких социально значимых личностных качеств,
как целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие
- обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;
- формирование интереса к определенному виду спорта.
- Повышение компетентности родителей в области физического воспитания детей.
- Вызвать у родителей интерес к совместным с детьми физкультурным досугам.
- Использовать соответствующие видеоматериалы – небольшие
видеоклипы, презентации, доступной для детей яркой форме рассказать о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов.
- Участие детей в различных соревнованиях, о том, как хорошо быть сильным и здоровым.
Направленность программы
Программа «Мы – Олимпионики»» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:
- Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастика
- Динамические и оздоровительные паузы
- Релаксационные упражнения
- Хороводы, различные виды игр
- Занимательные разминки
- Различные виды массажа
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- Традиционные
- Круговые тренировки
- Игровые
- Занятия – путешествия
- Обучающие
- Познавательные
Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Срок реализации программы – 1 год:
- 1раз в неделю, во второй половине дня
- время проведения – 25 минут
- в месяц – 4 занятия – 2 часа
- количество детей – 12-14, возраст 5-6 лет
Предполагаемый результат
1. Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
2. Формирование у детей знаний об Олимпийских играх и видах спорта.
3. Расширение двигательного опыта, удовлетворение потребности детей
в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и
укрепление здоровья.
4. Развитие пространственно-координационных и ритмических
способностей; формирование умений произвольно управлять телом,
регулировать речь, эмоции.
Формы работы с родителями
Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные досуги. Поэтому совершенствуются методы педагогической пропаганды, вовлекаются родители в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Ведь дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца и матери, укладу жизни семьи.
Старшая группа 5 – 6 лет
1. Строевые упражнения.
1) Построение в шеренгу и колонну по команде.
2) Передвижения в разных направлениях, с остановкой по сигналу.
3) Упражнения с заданиями в движении.
4) Размыкание колонн на вытянутые руки вперёд и в стороны.
5) Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Перестроение
из двух колонн в несколько кругов.
6) Размыкание по ориентирам.
7) Повороты направо, налево.
8) Строевые приёмы.
2. Релаксация.
1) Посегментное расслабление рук из стойки руки вверх до упора присев и
положения лёжа на спине.
2) Посегментное расслабление ног из положения лёжа на спине ноги «в
потолок».
3) Свободное раскачивание ноги, стоя боком к опоре на одной ноге и держась
за неё.
4) Расслабление рук, шеи, туловища, в положении сидя, лёжа на спине.
5) Свободный вис на гимнастической стенке.
6) Дыхательные упражнения в имитационных и образных движениях с
проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук.
7) Упражнения на осанку в «Ёлочка», «Палочка», «Птица» лёжа на спине,
на животе.
3. Ритмическая гимнастика является основой для развития чувства ритма
и двигательных способностей занимающихся.
4. Стретчинг благотворно влияет на головной мозг. Чередование нагрузки и
расслабления делает стретчинг идеальным комплексом занятий.
Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в
образных и игровых действиях и заданиях.
7. Йога.
Совершенствовать выполнение поз.
Совершенствование техники дыхания.
8. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры
пальчиками в двигательных и образных действиях:
1. Упражнения с речитативом и стихами.
2. Упражнения по сказкам и рассказам.
9. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в
определённом порядке в образно-игровой форме.
10. Музыкально-подвижные игры.
11. Игры-путешествия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «МЫ - ОЛИМПИОНИКИ»
Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время проведения |
Мониторинг | Выявить знания детей о видах спорта о спортсменах. | Октябрь |
НОД «Спорт и спортсмены» | Закрепить знания о видах спорта и спортсменах. Воспитывать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями. |
Октябрь
|
Заучивание пословиц, поговорок загадок о спорте. | Обогащать словарный запас, память, связную речь. Развивать умение играть в игры – эстафеты. | Октябрь |
Тематическое познавательное занятие “Олимпийские игры древности” | Дать знания об Олимпийских играх в Древней Греции. Развивать интерес, любознательность. Совершенствование навыков метания на дальность. Развивать подвижность суставов плечевого пояса. |
Октябрь |
Подбор дидактического материала о разных видах спорта (с привлечением родителей) - презентация. | Дать знания о разных видах спорта, об олимпийских играх. Разучить упражнения игрового стретчинга. | Октябрь |
НОД «Символика Олимпийских игр»
| Дать знания о символах и ритуалах Олимпийских игр. Совершенствовать передачу эстафеты, развивать ловкость в выполнении заданий эстафеты, воспитывать чувство команды. | Ноябрь |
«Музей спорта» | Знакомство с атрибутикой разных видов спорта. Закрепление знаний о разных видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом, формирование основ здорового образа жизни. | Ноябрь |
Развлечение «Спортландия» | Воспитывать интерес к спорту и физическим упражнениям; развивать физические качества – быстроту, ловкость, силу, выносливость и волевые качества – внимание, выдержку, настойчивость; умения действовать сообща; Продолжать знакомить детей с зарождением олимпийского движения. |
Ноябрь. |
Презентация «Зимние виды спорта» | Способствовать формированию интереса к знаниям физическими упражнениями через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр. Закрепление знаний о различных зимних видах спорта. |
ноябрь |
НОД «Зимние Олимпийские игры» | Закрепление знаний о летних и зимних Олимпийских играх. Совершенствовать технику выполнения стойки на лопатках. Формировать умение создавать образ в движении. |
декабрь |
«Жонглирование мячом» | Развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, развивать координацию движения. Совершенствовать умение прыгать на фитболах. | декабрь |
«Страна Шаромания» | Совершенствовать умение выполнять упражнения на фитбол-мячах. Учить детей ведению мяча ногой (футбол). | Декабрь |
«Мы будущие гимнасты» | Разучить с детьми упражнение с мячами. Закреплять умение двигаться под музыку. М.п/и «День – ночь» | декабрь |
НОД «Знаменитые олимпийцы современности» | Закреплять знания о знаменитых олимпийских чемпионах. Совершенствовать ведение мяча с продвижением вперед, броски мяча в баскетбольную корзину. Способствовать развитию координационных способностей в беге. |
январь |
Презентация «Знаменитые люди спорта» | Знакомство с выдающими людьми спорта: Алиной Кабаевой, - художественная гимнастика Светланой Хоркиной, - спортив. гимнастика Еленой Исымбаевой – легкая аттлетика |
январь |
Развлечение «Пришла веселая зима» | Игры - забавы |
январь |
«Учимся дышать правильно» | Разучить комплекс упражнений дыхательной гимнастики. |
Февраль |
«Перекат Звёздочка» | Обучить построению в шеренгу и колонну по команде. Обучить технике выполнения переката «звёздочка». Учить соблюдать правила игры. Упражнять в ходьбе, беге; |
Февраль |
Стретчинг | Чередовать нагрузку и расслабление, применить специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости. |
Февраль |
Спортивный праздник «Белая Олимпиада» | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, способствовать развитию межличностного общения | февраль |
Развлечение с родителями «Веселые гонки в цирке» | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать пропаганде здорового образа жизни. |
Март |
Презентация «Олимпийские игры» | Расширить знания воспитанников об истории возникновения Олимпийских игр и участию России в них. | Март |
Тематическое познавательное занятие “Спорт – это здоровье” | Развивать интерес о разных видах спорта, любознательность, желание заниматься спортом. | Март |
«Богатырские потешки» | Формировать интерес к русским народным традициям, способствовать повышению культуры общения, совершенствовать физические качества | Март |
Занятие с родителями «Будь здоров, малыш!» | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения |
Апрель
|
Спортивный праздник “ Малые олимпийские игры” | Развивать двигательные навыки, физические качества, желание заниматься спортом. Научить родителей играть со своими детьми в мяч, пропаганда здорового образа жизни. |
Апрель |
Развлечение «Встречаем весну играми» | Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни. | Апрель |
Презентация « Игры в Сочи - 2014» | Создать у детей представление об Олимпийских играх как мировых соревнованиях. Воспитывать желание заниматься спортом, быть здоровым. Формирование активной спортивной позиции, чувства гордости и уважения к спортивному наследию страны и спортивным достижениям россиян в Олимпийских играх. |
Апрель |
Требования по освоению знаний, умений, навыков
К концу года дети могут:
- Знают виды спорта, могут по предмету определить название.
- Знают как называется спортсмен, который занимается данным видом спорта
- Знают название талисманов олимпийских игр, название города, где проводятся олимпийские игры.
- Знают зимние и летние виды спорта
- Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют техникой выполнения упражнений.
- Умеют выполнять двигательные задания креативной гимнастики и элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Используемая литература:
1. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005
1.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет.
М.Гном и Д.,2003г.
2. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес
- Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс»2007г.
3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, «Са-Фи-Дансе», танцевально-игровая
гимнастика для детей. СПб, «Детство-пресс»2001г.
4.http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-12-00.html.
5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...