"Время диктует новые подходы к жизни"
статья на тему

Борисова Анна Юрьевна

Тема статьи - взаимодейтствие детского сада и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_vremya_diktuet_novye_podhody_k_zhizni.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Межрегиональная научно-практическая конференция

12 марта 2012года

 Доклад  Борисовой А.Ю.

                 ВРЕМЯ  ДИКТУЕТ  НОВЫЕ  ПОДХОДЫ  К ЖИЗНИ

         Человечество  всегда стремилось сохранить для будущих поколений все лучшее, мудрое, значимое, что удалось открыть, познать, сотворить.

Поэтому, в толще веков, давным-давно родилась древнейшая профессия-

У ч и т е л ь. Удивительное это занятие учить людей,-  творческое и консервативное одновременно, и еще, пожалуй, немножко грустное, когда заранее известно, что не все получится, так как задумано.  Не только человек выбирает эту профессию, но и сама профессия требует людей, способных отдавать себя этому благородному делу. Здесь нужен особый дар, особое призвание  - влиять на умы и сердца детей. Не каждый способен на это  самоотреченное  дело.

            Жизнь не стоит на месте, и законсервировать что-либо невозможно.

Вот почему важнейшее в деле становления учителя – разумное сочетание

традиции и творчества. В Российской истории учебным заведением, талантливо сочетавшим то и другое, был Царскосельский лицей, в котором, вероятно, впервые, удалась эта великая гармония. Об этом можно судить по лицеистам первого выпуска, а дата 19 октября  на века осталась в культуре нашего Отечества.

            Учитель сегодня – это продолжение лучших культурных традиций прошлого. Самонадеянные попытки отвергнуть его истоки,- разрушить и созидать на пустом месте,-  приводят  к неизменному поражению,

несостоятельности. Беда каждого нового поколения в том, что оно пытается взять побыстрее  все  возможные  ценности  без разбора, не  понимая, что

ценности потребуют  ответственного  отношения к ним, иначе они перестанут быть таковыми.

           Чему бы и как не учил современный учитель, он не может быть только передатчиком информации или истиной в конечной инстанции. Учитель и сам творчески познает мир, и своих учеников или  перестает быть учителем.

Учитель  призван быть связующим звеном между прошлым и будущим.

Внимание, доброта, чуткость и еще многие качества полезные и нужные для любого человека, для учителя – обязательные, профессиональные.

          Сегодня, как и в былые времена, учитель – прежде всего большой потенциал личности, творческой, созидающей. Конечно, этот процесс на всю жизнь:  постоянное обновление, почти фантастическая возможность никогда не постареть, но и обязательная мудрость – соединение пытливого ума и твердых моральных принципов.

          В настоящее время, Россия находится на крутом изломе своей

исторической судьбы. « Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью равнин, огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними, они неисчерпаемы. Просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Мы родимся в этой внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы несем в себе, - и все дары ее, и все ее опасности: и дары ее -

способность из глубины творить, беззаветно любить и гореть в молитве;

и опасности ее - тягу к безвластью, беззаконию, произволу и замешательству. Нет духовности без свободы; - и вот, благодаря нашей свободе, пути духа   открыты  для нас: и  свои,  самобытные, и  чужие, проложенные другими.

Но нет духовной культуры без дисциплины; - и вот, дисциплина есть наше великое задание, наше призвание и предназначение.Духовная свободность дана нам от природы; духовное оформление задано нам от Бога».   / 1/      

        Многовековая история нашего государства свидетельствует обо всех

преобразованиях в обществе, и наша действительность отражает  суть происходящего.

         Человечество вступило в ХХ1 век с фантастической по гениальности техникой, но взлет научно-технической мысли не облагородил людей.

Осваивая природу, благоустраивая жизнь на уровне  развитого  общества,

человек увлекся материальными ценностями, практически забыл о своей

истинной  роли  в  мироздании. Наделенный  разумом, он возомнил  себя властителем  природы. На самом деле, человек  представляет собой лишь малую, но весьма значимую, неотъемлемую часть природы и мироздания в целом.  Человек -  самое высокоорганизованное живое, духовное, разумное существо, -  сложная саморегулирующаяся  система, состоящая из

ДУХА-ДУШИ-  ТЕЛА. / 2 /

Дух – это сознание, мышление, психические способности. Начало, определяющее поведение, действия. Это внутренняя  моральная сила.

Тело -  биологическая  основа человека - духовного существа.

Духовность -  свойство души человека, состоящее в преобладании духовных,

нравственных и  интеллектуальных интересов над  материальными.

         « Человеческая жизнь – это великий мир в малом, сокращенный  конспект Космического мироздания. В человеке есть все, что есть в мире.

В человеке есть еще и то, чего весь мир вместить  не может и не имеет – Образ Божий  и Божественную благодать»,- говорил П.Флоренский.

            Чтобы величаться человеком, надо быть благородным как сама природа. Человек – космическое существо, ко всему он –природосообразен.

На греческом языке КОСМОС означает  п о р я д о к. Поэтому  жизнь человека  обязательно должна быть упорядоченной, не хаотичной, вполне

закономерной. Духовность – смысл жизни  человека.

            Процесс познания человека ширится. Наступил этап пристального изучения  внутреннего мира человека, его потенциальных возможностей.

Великие умы России сделали грандиозные открытия, предсказывали, исходя из

научных трудов, как будут развиваться события в будущем. Мечтали видеть Россию могучей державой, где человек полностью раскроет свои возможности.

Однако, мировой экономический кризис затронул  все сферы жизни: экономику,

культуру, здравоохранение, науку и образование. Рушатся семьи, социальное сиротство  и  бездуховность  изнутри  разъедают наше больное общество.

Увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Такие дети  не в состоянии учиться в обычных школах и усваивать базовые программы.

Внедрение в практику инклюзивного образования, в плане приспособления

к различным  нуждам всех детей,- задача актуальная, но весьма сложная, требующая  создания доступного для всех образовательного пространства.

Защита прав детей – это святое дело, но  пора  и  об  учителе подумать!

Педагоги берут на себя не только функции специального обучения, но и воспитания, реабилитации и адаптации. Эта работа ведется исключительно

на энтузиазме  учителей и воспитателей, методами и средствами, которые отстают от реальных  потребностей.

            Система образования в России находится в процессе реформирования.

 « Никакие отдельные реформы не изменят положения. Речь может идти только о целостной духовной переориентации, способной вернуть человеку самого себя, свою многомерность, свою бытийственную реальность, вместе со всем этим – реальность культуры, истории, природы». / 3 /

Человечество стоит перед опасностью гораздо более  серьезной, чем ядерная,-

- это  распад  Д у х а. Чем ущербнее наш дух сегодня, тем ущербнее будет духовное и физическое здоровье наших потомков.  

            Главной причиной разрушительных катастроф в мире становится

ограниченность общественного сознания, потому что человечество не обладает базой достоверных знаний.  Оптимистическая перспектива для человечества

реализуется в случае осознания мировым сообществом  ключевой роли образования, как  главнейшей системы выживания.  Опыт поколений показал человеку, что все его изобретения, а в настоящее время – это компьютерные технологии, интернет, мобильная связь ,- доказывают то, что мы погружены в среду, которая пронизывает все, что кроме осязаемого мира, есть еще  мир  невидимый.

             В.И. Вернадский  в своих научных трудах обращался  к будущим поколениям : «  Я смотрю вперед очень оптимистично. Думаю, что мы переживаем не только исторический перелом, но и планетарный. Мы живем при переходе в ноосферу».  / 4 /

            Давно известно, что Вселенная – это живая материя, причем очень интеллигентная, а вокруг Земли существует информационное поле.

Каждый человек имеет свое  биополе и взаимодействует  с информационным полем Земли, где годами  накапливался запас, как положительной программы (тех, кто стремится к любви, добру), так и отрицательной  программы (у кого

происходит ускоренный духовный распад, деградация из-за насыщенности собственного биополя  человека безнравственными, негативными чувствами).

Непрерывные войны, боль и обида миллионов людей, как бы скопилась над нашими головами, словно зловещие тучи, которые уже спускаются и вот-вот

грянет гром. А пока  всюду на Земле  происходят стихийные бедствия,

катастрофы, льется кровь невинных людей, потому что зла накопилось больше.

            В сегодняшних условиях,  главное  для  выживания – сознательная, целеустремленная работа по изменению себя. Недостаточно  быть просто хорошим, надо быть  активно хорошим. Идеалы и заповеди, которыми  жили

люди тысячи лет, сейчас  забыты, отодвинуты  на  второй  план, поэтому человеку необходимо сознательно и активно работать над восстановлением  

духовности, гуманизма, пониманием гармонии мира. « Возлюбите  врагов ваших», потому что они не ведают, что творят, - это призыв к духовной сущности  человека – не отвечать энергетическим ударом на удар.       

             Академик Н.Н.Моисеев говорил: «Та нация станет лидером ХХ1 века, которая создаст наиболее совершенную систему « УЧИТЕЛЬ».

 Литература:

1. И.А. Ильин. Российский архив. М. 1995г.

2. К.Д. Ушинский. Педагогическая  антропология, том 2,1869г.

3.В.В.Розанов. Сумерки просвещения. Учительская газета №4,1990г.

4. Вернадский В.И. Ноосфера: духовный мир человека,  Лениздат.1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по изобразительной деятельности

Новые подходы в работе с детьми 6-7  лет по изобразительной деятельности. Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Березка» Алексеева Фагиля Насимьяновна       Каждый п...

«Новые требования, новый подход».

Информация о введении в нашем образовательном учреждении новой образовательной программы, которая называется "Миры детства: конструирование возможностей" под ред. Т.Н.Дороновой...

Новый подход к изготовлению кубика Блума (авторский подход)

Предлагаю нестандартный подход изготовления кубика Блума. Мой вариант заключается в универсальности и долговечности кубика, т.к. он сделан из прочного материала и имеет кармашки, в которые вставляются...

«Современное воспитание и развитие дошкольников: новые подходы, новые возможности, новая ответственность»

Презентационный материал к докладу на практико-ориентированный семинар....