В.А.Сухомлинский о дошкольной педагогике и семейном воспитании
презентация на тему
Презентация включает биографию В.А. Сухомлинского - педагога-новатора отечественной педагогики 20 века. Рассматриваются взгляды классика на дошкольную педагогику и семейное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.a._suhomlinskiy_o_semeynom_vospitanii.pptx | 1015.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – педагог-новатор. Родился в бедной крестьянской семье . Его отец работал по найму как плотник и столяр в крестьянских хозяйствах; руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе . От отца он унаследовал тягу к труду и желание помогать людям. Братья и сестры Василия (Иван, Сергей и Мелания ) стали сельскими учителями . Сам Василий с 14-ти лет преподавал в сельской школе (1935).
В 1934 г. Сухомлинский поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых учился на факультете украинского языка и литературы, но вынужден был прервать учебу из-за болезни. В 1936 г. стал студентом Полтавского учительского института и, сдав экстерном все зачеты и экзамены, получил диплом с отличием в 1938 г..
В 1942 г. получил тяжелое ранение и был снят с воинского учета по инвалидности. В 1942-1944 гг. работал директором школы в Удмуртии, а в 1944-1948 гг. заведовал Онуфриемским районным отделом народного образования. Был директором Павлышской средней школы. Плодотворно работал в области теории воспитания и обучения, разрабатывал основы педагогического мастерства, школоведение.
Труды В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» «Рождение гражданина» «Разговор с молодым директором школы» «100 советов учителю» «Родительская педагогика» «Письма к сыну» «О воспитании» «Как воспитать настоящего человека» «Моя педагогическая система»
Сухомлинский говорил о воспитании всесторонне развитой личности, т.е. применения системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважении личности ребенка. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую ребенка над коллективом. Говорил о необходимости изгнания из школ насилия и принуждения; о воспитании у детей этических представлений о долге, чести, достоинстве, добре и свободе.
В практике работы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников, в котором особое место должна занимать разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учеников. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений . Р азработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».
Программа «воспитания красотой» включала в себя «Школу под голубым небом» («Школа радости»). Здесь дети учились слушать «шепот листьев и песню кузнечика», «шорох снежинок и завывание вьюги», «ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи». Сухомлинский учил слушать «чудесную музыку жизни», учил видеть необыкновенное в обыкновенном.
«Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают ее ». В.А. Сухомлинский
Сухомлинский говорил, что ребенка должен окружать мир труда, творчества и созидания; надо ввести ребенка в сложный мир человеческий отношений; показать красоту человека труда. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека; важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
Принципы В.А. Сухомлинского: смысл и содержание воспитания, понимаемого как единство педагогического влияния и самовоспитания ребенка, определяется постулатом: наивысшей ценностью является человек; эффективность педагогического влияния на коллектив и личность находится в прямой зависимости от гармонического единства нравственной культуры, духовного богатства, многообразия интересов носителя этого влияния;
воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов, многогранной деятельности; результативность воспитательного влияния определяется в том числе и тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только детству, период развития человеческой индивидуальности; в воспитательном процессе воспитанник является помощником педагога. Мудрость последнего состоит именно в том, чтобы добиться положения, при котором воспитанник сам себя воспитывал.
«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека ». В.А. Сухомлинский
Семья - первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных ). Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей; как живут они, так будет жить и ребёнок . Все мысли В.А. Сухомлинского относительно семейного воспитания пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать, чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители. Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.
Функции семьи (В.А. Сухомлинский): воспитание ребенка. Основной метод - воспитание взаимоотношениями, т.к. ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей; «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей…» / «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец ». Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой – функция социализации семьи .
2. хозяйственно-бытовая. Это заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств . 3. функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратиться за помощью к родителям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
ЭССЕ по работам авторов В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко о семейном воспитании
Как авторы в своих работах говорили о семейном воспитании....
Курсовая работа по дошкольной педагогике Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе театрализованных игр»
курсовая работа по патриотическому воспитанию...
Роль Монтессори-педагогики в семейном воспитании.
Научи меня делать это самостоятельно!" - лозунг Монтессори-школ....
Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:"Воспитание дошкольников в труде"
Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание ...