ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА
консультация (младшая группа) по теме
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_3-4_goda.docx | 192.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА
В период от 2,5 до 3, 5 лет ребёнок переживает «кризис 3 лет». Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение – череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!», и «я не буду!».
Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть.
ЭМОЦИИ
- Сохраняются яркость и непосредственность эмоций, лёгкая переключаемость; эмоции детей сильны, но поверхностны
- Ребёнок по-прежнему зависим от своего физического состояния
- Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребёнка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками
- Теперь ребёнок плачет не только, если упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности, например, упала башня из кубиков, которую он строил
- Дети чаще ведут себя агрессивно, их настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствие друг другу. Но это временное явление!
ВОСПРИЯТИЕ
- Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Некоторые признаки предметов (цвет, форма, размер) начинают выделяться как отдельные
- Появляется способность как бы обводить взглядом контуры предметов и способность зрительно разделить предмет на части
- В выложенном на столе домике из четырёх квадратов с большим треугольником сверху ребёнок легко узнает облик крыши и стен. Однако многие дети ещё не могут выделить четыре квадрата, которые образуют стену, хотя границы между ними отчётливо видны. Эта особенность восприятия создаёт трудности при воспроизведении даже простых образцов.
ВНИМАНИЕ
- Способность детей управлять своим внимание очень невелика
- Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения
- Объём внимания не превышает одного объекта
- Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребёнка
ПАМЯТЬ
- Процессы памяти остаются непроизвольными; в них продолжает преобладать узнавание
- Дети хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: стихотворение, песенку, событие…
РЕЧЬ
- Речь продолжает оставаться ситуативной, но становится более сложной и развёрнутой
- Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов (индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов)
- Изменяется словарный состав речи: возрастает доля глаголов и прилагательных
- Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения
- В звуковом отношении речь детей этого возраста далеко не совершенна: она нечётка, характеризуется общей смягчённостью, многие звуки не произносятся
- В речи детей четвёртого года жизни имеется ещё одна особенность: занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием»
- Такие «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей: с их помощью ребёнок пытается наметить и удержать в памяти, поставленные им цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда он выполняет отдельные действия только на словах
МЫШЛЕНИЕ
- Мышление носит наглядно-образный характер: от манипулирования предметами ребёнок способен перейти к манипулированию их образами
- При этом сфера познавательной деятельности малыша по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка: он познаёт то, что видит перед собой в данный момент
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приоритетная сфера проявления детской инициативы: продуктивная деятельность
- Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- У ребёнка формируется способность заранее представлять себе результат, который он хочет получить, и активно действовать в направлении достижения этого результата
- Любые усилия, направленные на достижение результата, должны приносить удовлетворение. Это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения достижений ребёнка взрослым
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА И ОВЛАДЕНИЯ СПОСОБАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- К 3 годам появляется способность оценивать результаты; дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное
- Интерес к средствам и способам практических действий создаёт уникальные возможности для становления ручной умелости
- Появляется внутренний «мотор», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись, клеит, ребёнок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую и наслаждаться своим умением
СОЗНАНИЕ
- Накопленный сенсорный опыт ребёнка позволяет ему строить обобщения, узнавать новые свойства окружающих предметов
- Полученный опыт должен получить своё речевое оформление через понятия – прилагательные. Это сложный процесс, который требует времени и профессионального внимания педагога
ЛИЧНОСТЬ. ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ
- В сознании ребёнка появилось ядро – короткое и значительное слово «я», к которому он может относить различные характеристики (мальчик, со светлыми волосами, у которого есть папа, мама и т.п.)
- К ядру можно теперь относить и такие качества, как «умный», «добрый», «большой», «хороший», «добрый» и др. Именно поэтому дети данного возраста так чувствительны к оценкам взрослых, так хотят вновь и вновь убедиться в своей значимости, умелости и могуществе
- Позиция помощника и защитника, пусть всего лишь в отношении игрушек, позволяет ребёнку пережить добрые чувства и побуждает к реальным усилиям для достижения вымышленной цели
ЛИЧНОСТЬ. ОТНОШЕНИЕ К ВЗРОСЛОМУ.
- Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое
- Это означает, что взрослый в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности
ЛИЧНОСТЬ. ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ
- Сверстник из занимательного объекта начинает превращаться в партнёра
- Игра носит на данном возрастном этапе преимущественно индивидуальный характер. Игровые компании из 2-3 детей неустойчивы и быстро распадаются
- Ребёнок впервые начинает сравнивать себя со сверстниками и заимствовать игровой опыт других детей, подражая им
- Начинают появляться индивидуальные симпатии
- Усложнение отношений между детьми предъявляет очень серьёзные требования к организации групповой жизни
- Причины конфликтов между детьми:
- Осуществление личных планов в условиях группы, где ещё 15-20 столь же «самостоятельных граждан» собираются реализовать свои намерения, достаточно часто наталкивается на противодействие
- Социальный опыт детей и их речевые возможности недостаточны для самостоятельного достижения компромиссов
- В этом возрасте пока ещё отсутствует реальная база для полноценного сотрудничества
- Выражена ревность к вниманию взрослого и неумение занять себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития детей 4-го года жизни.
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психич...
Консультация "Возрастные особенности развития детей 3-4 года".
Родительское собрание №1,октябрь Возрастные особенности развития детей 3-4 года. Провела: Довыд...
Особенности развития детей 5-го года жизни
Возрастные особенности детей 5 года жизни...
Особенности развития детей 4-5 года жизни
Психо-физиологические особенности детей средней группы....
Презентация для родительского собрания "Особенности развития детей 4-го года жизни"
Материал о том, как развивается ребёнок в этом возрасте, психологические особенности, рекомендации для родителей....
«Возрастные особенности развития детей от 1 года до 2 лет»
Особенности развития детей от 1 года до 2 лет....
«Возрастные особенности развития детей от 2 года до 3 лет»
Особенности развития детей от 2 до 3 лет...