Воспитание сказкой
консультация на тему
Родительское ссобрание с элементами развлечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_skazkoy.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них черпают множество познаний: первые представления о времени и о пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, добро и зло.
Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого развития и активного воспитания добрых чувств.
С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище значительно легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
В решении перечисленных проблем призвана помочь методика разбора сказок по книге Фесюковой «Воспитание сказкой». В этой книге была разработана специальная универсальная схема, помогающая в полной мере использовать сказки педагогами и родителями.
Она выглядит следующим образом:
- Нравственный урок.
Например, в сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде» - как вы думаете, подходит ли эта поговорка к данной сказке? Почему? Этот вопрос можно задать ребёнку, и если он затрудняется ответить, нужно объяснить ему что это значит.
- Воспитание добрых чувств.
К примеру, из этой же сказки про рукавичку: можно поиграть с ребёнком в игру «Хорошо - плохо».
- хорошо, что звери встретились в рукавичке.
- плохо деду без рукавичке и т.д.
3. Речевая зарядка.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. На решение этих проблем и направлен третий раздел нашей схемы – «Речевая зарядка». Здесь мы учим, детей развивать свою речь, например:
- Попробуйте вместе с детьми срифмовать два слова из сказки (кузнец-удалец).
- придумайте несколько однокоренных слов (лес - лесок-лесовичок).
- сочиняйте вместе ребёнком записки, телеграммы, краткие письма. На примере, той же сказки про рукавичку: кому пошлём телеграмму деду или рукавичке? Взрослый пишет, ребёнок сочиняет содержание письма. Как вы думаете, какое письмо можно написать?
- объяснять ребёнку происхождение и значения незнакомых слов. Например: «рукодельница» - кто это? Что значит это слово?
4. Развитие мышления и воображения.
Следующем существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие и мышления и воображения».
В этом случае можно использовать следующий метод – «Постановка проблемного вопроса». Обычно детям задаётся масса вопросов по тексту сказок. Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка? и т.д. Но куда полезнее вопроса поискового характера (почему, зачем, каким образом, если бы, всегда ли и т.д.).
- А если бы Людоед не превратился в мышку, как Кот в сапогах оказался победителем? – дети начинают искать варианты, то есть решать поставленную проблему. Или
- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? – может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку и т.д.
- Математика и сказка.
Теперь о связи сказки и математики. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Например: «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т.д.
Здесь можно использовать стандартные математические вопросы и задания – счёт, решение обычных задач. А так же такие вопросы: «Чем похожи, чем отличаются», «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения и материала и т.д.»
На примере сказки «Царевна - лягушка» можно обозначить такие вопросы:
- сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану – царевичу?
- составить об этом задачку.
- Сказка и экология.
Одна из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста.
Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология».
На основе сказки «Гуси - лебеди» можно поиграть в игру: «Чем похожи, чем отличаются?».
- лесные и садовые яблоки.
- ржаные и пшеничные пирожки.
- чем отличаются гуси от лебедей и т.д.
- Сказка развивает руки.
Ну и, наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, вылепить и т.д.
Вполне понятно, что предлагаемые наши семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может больше. То есть вы родители можете самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся вам важными, интересными и полезными для вашего ребёнка.
Сейчас я раздам вам образец разбора одной из множества существующих сказок. Надеюсь, это поможет вам в совместной работе с вашими детьми.
Раздаются памятки для всех родителей.
А теперь мы продолжим наше собрание в виде викторины под названием «Путешествие в сказку».
Начало игры.
Родители делятся на 2 команды. Первая команда «Зайчики», вторая команда «Мишки». Итак, команды поделены, начинается игра.
Хочу представить игроков I команды: эта команда называется «Зайчики» и II команда, состоящая так же из родителей «Мишки». Обе команды в сборе, можно начинать викторину.
Каждая команда за правильный и обоснованный ответ получат фишку. Чья команда наберёт больше фишек, та и выиграла.
I тур. «Узнай персонаж».
За одну минуту игрок одной из команд должен своей мимикой и жестами объяснить, что за сказочный персонаж загадан.
1. Колобок
2. Кощей Бессмертный
3. Баба-Яга
- Змей-Горыныч
II тур. «Отгадай слово»
Ведущий раздаёт командам карточки с вопросами. Задача игроков выписать ответы в столбик и прочитать зашифрованное слово по начальным буквам своих ответов. Время у игроков 3 минуты.
Вопросы
Карточка №1
- Какая профессия была у старика, который поймал Золотую рыбку?
- Эта птица иногда превращается в кривенькую девочку.
- На какой реке Иван бился с Чудом-Юдом?
- Какое животное тянуло репку четвёртым?
- Что за птица снесла золотое яичко?
- Жилище Бабы-Яги.
7. Имя сказочного героя из сказки «По щучьему веленью».
Ответ:
Рыбак
Уточка
Смородина
Собака
Курочка
Избушка
Емеля
Карточка №2
- Имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».
- Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
- Сестра Иванушки.
- Пресмыкающееся с тремя и более головами.
- Сказочный герой, смерть которого в яйце.
- Мужское имя в сказках.
Ответ:
Синеглазка
Колобок
Алёнушка
Змей
Кощей
Иван
III тур. «Вопросы с подвохом»
Представителю каждой команды по очереди задаётся одинаковое количество вопросов на время. Главное в конкурсе ответить как можно быстрее.
Вопросы для первой команды:
- Золушкин башмачок простой или золотой? (хрустальный)
- Сколько человек тянули репку? (трое, остальные животные)
- У колобка на шее был бантик или бабочка? (ничего, у него нет шеи)
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
(6 козлят)
- Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу…» Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома? (она сидела в коробе)
- По какому поводу Муха - Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба? (именины)
- Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву? (тыкву)
- Мальвина - брюнетка или блондинка? (девочка с голубыми волосами)
- Что просил старик у Золотой рыбки, когда выловил в первый раз? (ничего)
- Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?
(только Красную Шапочку)
Вопросы для второй команды:
- Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику был похож на мячик или солнышко? (он похож на зелёную тряпочку)
- Что показывают часы когда бьют 13 раз? (что им пора в ремонт)
- Что Муха – Цокотуха нашла когда по полю пошла: чайник или самовар? (денежку)
- Сколько зёрнышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота? (она у него не жила)
- Котёнок Гав гавкает или тявкает? (мяукает)
- Чью дочку Морозко одарил приданым – старикову или старухину? (старикову)
- Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать? (нет, т.к. Бармалей из другой сказки)
- Как Емеля возил дрова: вязанками или врассыпную? (дрова ходили сами)
- Кого водила на верёвке Шапокляк – кошку или собачку? (крыску Лариску)
- По какому месту ударила шишка косолапого мишку? (по лбу)
IV тур. «Ящик - загадка»
В ящике (коробке) находятся сказочные предметы, которые необходимо узнать по вопросу – подсказке. За название сказки и автора участники получают дополнительные очки.
Вопросы:
- В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с её дочкой. (подснежники; С. Маршак «12 месяцев»)
- Здесь находятся вещь которую съел крокодил. (мочалка; К Чуковский «Мойдодыр»)
- С помощью предмета, находящегося в нутрии ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (игла; сказка «Царевна - лягушка»)
- С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (стрела; сказка «Царевна - лягушка»)
- Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка; Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
- В этом ящике есть то, что указывает путь не только Ивану – царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок ниток и нить Афродиты (сказка «Царевна - лягушка» и «Миф о Минотавре»)
V тур. «Заморочки из бочки»
Игроки каждой из команд по - очереди вытаскивают из бочки бочонки с цифрами, каждая цифра обозначает номер вопроса. Вопрос выбран. Ведущий зачитывает рассказы героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т.п. Задача игроков узнать героя сказки.
Вопросы:
- «Я решил просто по путешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (Колобок)
- «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла мурлыкает, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая мышка, могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в огород, смотрю, действительно моя помощь нужна …» (Мышка из сказки «Репка»)
- «Я знал, что всё так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился… Но их поселилось так много, что я не выдержал и рухнул… » (Теремок)
- «Ну и хвост у этой мышки! не сравнится он ни с кулаком деда ни с кулаком бабы. И надо было этой мышке выбежать в самый не подходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте…» (Яйцо из сказки «Курочка Ряба»)
- «Мне нравится быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходит всякие неприятности… » (Красная Шапочка)
- «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся это беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги «Кот в сапогах»)
- «Нам бы, конечно, не хотелось её подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там на балу. Но мы не имеем право не спешить, ни отставать…» (Часы «Золушка»)
- «Для меня очень вредно столько находится в воде… Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я ещё лежал на дне?» (Ключик )
- «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя – что тебе можно, а что нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать?» (Костёр «Снегурочка»).
- «Я, конечно, готова была выполнить любое её желание. Ведь её муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку делаешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта… ». (Золотая рыбка « сказка о рыбаке и рыбке»).
- «Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой». Моя беда в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю. И из – за этого мне достаётся: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, то разобьёт. А вот когда ей приятно, что я говорю, она поглаживает моё ручку и долго – долго смотрится в меня…». (Зеркальце «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
- «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..». (Ласточка «Дюймовочка»).
Подведение итогов.
Вручение призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа
Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и рак" старшая группа
Нравственное воспитание. "Мал, да удал"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа
Нравственное воспитание. "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Комплекс занятий по нравственному воспитанию "Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить"
комплекс занятий...
Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей
Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....