Воспитание сказкой
консультация на тему

Золотова Наталья Александровна

Родительское ссобрание с элементами развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них черпают множество познаний: первые представления о времени и о пространстве, о связи человека с природой,  с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, добро и зло.

Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно,  в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого развития и активного воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел  победителем: смотреть зрелище значительно легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

В решении перечисленных проблем призвана помочь методика разбора сказок по книге Фесюковой «Воспитание сказкой». В этой книге была разработана специальная  универсальная                            схема, помогающая в полной мере использовать сказки педагогами и родителями.

Она выглядит следующим образом:

  1. Нравственный урок.

Например, в сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде» - как вы думаете, подходит ли эта поговорка к данной сказке? Почему?  Этот вопрос можно задать ребёнку, и если он затрудняется ответить, нужно объяснить ему что это значит.

  1. Воспитание добрых чувств.

К примеру, из этой же сказки про рукавичку: можно поиграть с ребёнком в игру «Хорошо - плохо».

  • хорошо, что звери встретились в рукавичке.
  • плохо деду без рукавичке  и т.д.

3. Речевая зарядка.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. На решение этих проблем и направлен третий раздел нашей схемы – «Речевая зарядка». Здесь мы учим, детей развивать свою речь, например:

  • Попробуйте вместе с детьми срифмовать два слова из сказки (кузнец-удалец).

  • придумайте несколько однокоренных слов (лес - лесок-лесовичок).
  • сочиняйте вместе ребёнком записки, телеграммы, краткие письма. На примере, той же сказки про рукавичку: кому пошлём телеграмму деду или рукавичке? Взрослый пишет, ребёнок сочиняет содержание письма. Как вы думаете, какое письмо можно написать?
  • объяснять ребёнку происхождение и значения незнакомых слов. Например: «рукодельница» - кто это? Что значит это слово?

4. Развитие мышления и воображения.

Следующем существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие и мышления и воображения».

В этом случае можно использовать следующий метод – «Постановка проблемного вопроса». Обычно детям задаётся масса вопросов по тексту сказок.  Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка? и т.д. Но куда полезнее вопроса поискового характера (почему, зачем, каким образом, если бы, всегда ли и т.д.).

  •  А если бы Людоед не превратился в мышку, как Кот в сапогах оказался победителем? – дети начинают искать варианты, то есть решать поставленную проблему. Или
  •  Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? – может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку и т.д.
  1. Математика и сказка.

Теперь о связи сказки и математики. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Например: «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т.д.

Здесь можно использовать стандартные математические вопросы и  задания – счёт, решение обычных задач. А так же такие вопросы: «Чем похожи, чем отличаются», «Число, форма и  величина не зависят от цвета, места расположения и материала и т.д.»

На  примере сказки «Царевна - лягушка» можно обозначить такие вопросы:

  •  сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану – царевичу?

  • составить об этом задачку.

  1. Сказка и экология.

Одна из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста.

Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология».

На основе сказки «Гуси - лебеди» можно поиграть в игру:                  «Чем похожи, чем отличаются?».

  • лесные и садовые яблоки.
  • ржаные и пшеничные пирожки.
  • чем отличаются гуси от лебедей и т.д.
  1. Сказка развивает руки.

           Ну и, наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям  предлагается                      что-то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, вылепить и т.д.

            Вполне понятно, что предлагаемые наши семь разделов, заложенных в данную схему,  выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может больше. То есть  вы родители можете самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся вам важными, интересными и полезными для вашего ребёнка.

  Сейчас я раздам вам образец разбора одной из множества  существующих сказок. Надеюсь, это поможет вам в совместной работе с вашими детьми.

           Раздаются памятки для всех родителей.

            А теперь мы продолжим наше собрание в виде викторины под названием «Путешествие в сказку».

                   

Начало игры.

             

Родители делятся на 2 команды. Первая команда «Зайчики», вторая команда «Мишки». Итак, команды поделены, начинается игра.

 Хочу представить игроков I команды: эта команда называется                 «Зайчики» и II  команда, состоящая так же из родителей  «Мишки». Обе команды в сборе, можно начинать викторину.

Каждая команда за правильный  и обоснованный ответ получат фишку. Чья команда наберёт больше фишек, та и выиграла.

I тур. «Узнай персонаж».

За одну минуту игрок одной из команд должен своей мимикой и жестами объяснить, что за сказочный персонаж загадан.

1. Колобок

 2. Кощей Бессмертный

3. Баба-Яга

  1. Змей-Горыныч

II тур. «Отгадай слово»

Ведущий раздаёт командам карточки с вопросами. Задача игроков выписать ответы в столбик и прочитать зашифрованное слово по начальным буквам своих ответов. Время у игроков 3 минуты.

Вопросы

Карточка №1

  1. Какая профессия была у старика, который поймал Золотую рыбку?
  2. Эта птица иногда превращается в кривенькую девочку.
  3. На какой реке Иван бился с Чудом-Юдом?
  4. Какое животное тянуло репку четвёртым?
  5. Что за птица снесла золотое яичко?
  6. Жилище Бабы-Яги.

           7.   Имя сказочного героя из сказки «По щучьему веленью».

Ответ:

Рыбак

Уточка

Смородина

Собака

Курочка

Избушка

Емеля

Карточка №2

  1. Имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».
  2. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
  3. Сестра Иванушки.
  4. Пресмыкающееся с тремя и более головами.
  5. Сказочный герой, смерть которого в яйце.
  6. Мужское имя в сказках.

Ответ:

Синеглазка

Колобок

Алёнушка

Змей

Кощей

Иван

III тур.  «Вопросы с подвохом»

Представителю каждой команды по очереди задаётся одинаковое количество вопросов на время. Главное в конкурсе ответить как можно быстрее.

Вопросы для первой команды:

  1. Золушкин башмачок  простой или золотой? (хрустальный)
  2. Сколько человек тянули репку? (трое, остальные животные)
  3. У колобка на шее был бантик или бабочка? (ничего, у него нет шеи)
  4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

    (6 козлят)

  1. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу…» Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома? (она сидела в коробе)
  2. По какому поводу Муха - Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба? (именины)
  3. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву? (тыкву)
  4. Мальвина -  брюнетка или блондинка? (девочка с голубыми волосами)
  5. Что просил старик у  Золотой рыбки, когда выловил в первый раз? (ничего)
  6. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?

                 (только Красную Шапочку)

Вопросы  для второй команды:

  1. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику был похож на мячик или солнышко? (он похож на зелёную тряпочку)
  2. Что показывают часы когда бьют 13 раз? (что им пора в ремонт)
  3. Что Муха – Цокотуха нашла когда по полю пошла: чайник или самовар? (денежку)
  4. Сколько зёрнышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота? (она у него не жила)
  5. Котёнок Гав гавкает или тявкает? (мяукает)
  6. Чью дочку Морозко одарил приданым – старикову или старухину? (старикову)
  7. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать? (нет, т.к. Бармалей из другой сказки)
  8. Как Емеля возил дрова: вязанками или врассыпную?  (дрова ходили сами)
  9. Кого водила на верёвке Шапокляк – кошку или собачку? (крыску Лариску)
  10. По какому месту ударила шишка косолапого мишку? (по лбу)

IV тур. «Ящик - загадка»

В ящике (коробке) находятся сказочные предметы, которые необходимо узнать по вопросу – подсказке. За название сказки и автора участники получают дополнительные очки.

Вопросы:

  1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с её дочкой. (подснежники; С. Маршак «12 месяцев»)
  2. Здесь находятся вещь которую съел крокодил. (мочалка;                   К Чуковский «Мойдодыр»)
  3. С помощью предмета, находящегося в нутрии ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (игла;  сказка «Царевна - лягушка»)
  4. С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (стрела; сказка «Царевна - лягушка»)
  5. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?  (Чебурашка;                           Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
  6. В этом ящике есть то, что указывает путь не только Ивану – царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции.   (Клубок ниток и нить Афродиты (сказка «Царевна - лягушка» и «Миф о Минотавре»)                                                                                                                                                          

V тур.  «Заморочки из бочки»

Игроки каждой из команд по - очереди вытаскивают из бочки бочонки с цифрами, каждая цифра обозначает номер вопроса. Вопрос выбран. Ведущий зачитывает рассказы героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т.п. Задача игроков узнать героя сказки.

Вопросы:

  1. «Я решил просто по путешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (Колобок)
  2. «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла мурлыкает, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая мышка, могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в огород, смотрю, действительно моя помощь нужна …» (Мышка из сказки «Репка»)
  3. «Я знал, что всё так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился… Но их поселилось так много, что я не выдержал и рухнул… » (Теремок)
  4. «Ну и хвост у этой мышки! не сравнится он ни с кулаком деда ни с кулаком бабы. И надо было этой мышке выбежать в самый не подходящий момент. Сейчас бы мной  все любовались. Лежало бы я на самом видном месте…» (Яйцо из сказки «Курочка Ряба»)
  5. «Мне нравится быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходит всякие неприятности… » (Красная Шапочка)
  6. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся это беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги «Кот в сапогах»)
  7. «Нам бы, конечно, не хотелось её подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там на балу. Но мы не имеем право не спешить, ни отставать…» (Часы «Золушка»)
  8. «Для меня очень вредно столько находится в воде… Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я ещё лежал на дне?» (Ключик )
  9. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя – что тебе можно, а что нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать?» (Костёр «Снегурочка»).
  10. «Я, конечно, готова была выполнить любое её желание. Ведь её муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку делаешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта… ». (Золотая рыбка « сказка о рыбаке и рыбке»).
  11. «Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой». Моя беда в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю. И из – за этого мне достаётся: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, то разобьёт. А вот когда ей приятно, что я говорю, она поглаживает моё ручку и долго – долго смотрится в меня…». (Зеркальце «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  12. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..». (Ласточка «Дюймовочка»).      

Подведение итогов.

Вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....