Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Савостьянова Елена Анатольевна

Особенности опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на семинаре17.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия 1538

ДО Пятницкое шоссе, дом 7, корп.2

Воспитатель Савостьянова Е.А.

Опытно-экспериментальная работа в детском саду.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам общения, умозаключения, абстракции. Такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности  с познавательными предметами, объектами. В ходе опытно-экспериментально-познавательной деятельности создаются ситуации,  которые ребёнок разрешает с помощью опыта, анализирует их, делает выводы, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином явлении.

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Особое внимание необходимо уделять таким элементам экспериментирования, как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающий взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которою включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.  Каждое естественно научное понятие, с которым знакомим детей (время, жидкость, звук, свет и др.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдения, мыслительного и реального экспериментирования.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком на морозе металлические предметы и т.д. Но опасность такой самостоятельной деятельности заключается в том, что ребёнок ещё не знаком с элементарными правилами безопасности.

Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы.

Сначала дети учатся экспериментировать в специально подготовленных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование вносится в пространственно-предметную среду группы для самостоятельной деятельности детей, если это безопасно для их здоровья.

В связи с этим в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчётливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на ряд вопросов: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате.

Организация самостоятельной экспериментально деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только руководителем, включаться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Результатом использования в детской деятельности экспериментирования является приобретённый опыт видения предметов и явлений, всматривание в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Познавательно-исследовательская деятельность  с детьми 4-5 лет.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет необходимо соблюдать следующие моменты.

Во-первых, нужно обратить внимание на тот словарь, который используется в процессе совместной с детьми деятельности взрослый, помня, что за каждым словом стоит определённая реальность. Современные условия показывают, что дошкольники в 4-5 лет могут усваивать сложную терминологию. Это не значит, что их нужно перегружать физическими терминами, однако не следует бояться использовать адекватные слова, обозначающие физические явления («испарение», «нагревание», «твёрдое вещество» и т.д.).

Во-вторых, используемые в работе слова должны объединяться в пары. Желательно, чтобы дети усваивали антонимов, поскольку именно через них передаётся система изменений, происходящих с предметами. Например, отношение «был маленький – стал большой» решает очень важную задачу раскрытия качественного своеобразие процесса преобразования как перехода от одного состояния к другому, противоположному.

В-третьих, нужно иметь в виду, что дети воспринимают преобразование объекта с помощью образа, поэтому по возможности следует обращаться к заданиям, предполагающим изображение наблюдаемых физических процессов. В рисунке важно зафиксировать исходное и конечное состояние, а также промежуточные состояния вещества.

Не менее важным моментом является эмоциональное проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Детская эмоция решает не только экспрессивную задачу, но и раскрывает смысл происходящего для ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Кружок "Хочу всё знать". Презентация....

Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

     К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...

памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"

Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...