Консультации для родителей
консультация на тему
Консультации для родителей
«Что такое речевой этикет?»
Говоря о речевом этикете, мы имеем в виду культуру речевого поведения детей. Как, например, ребёнку следует обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких - «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость?
Эти и многие другие элементы культурного речевого поведения (их рассмотрим ниже) составляют часть общего языкового развития ребёнка.
К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.
Приведем пример из собственных наблюдений.
В очереди на посадку в автобус девочка лет пяти, стоявшая передо мной, обернувшись, нечаянно наступила мне на ногу (на мне были белые туфли). Малышка, заметив оставленный на них след, очень смутилась, виновато посмотрела на меня, лицо её покрылось пятнами. Она явно не знала, как вести себя в этом случае. «Ты, наверное, хочешь сказать «извините»? -решила я помочь симпатичной девчушке. Та утвердительно кивнула и добавила: «Пожалуйста». После этого девочка успокоилась, и мы мило побеседовали до прихода автобуса.
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более, нецензурные слова.
Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.
А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, « что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Некоторые взрослые (в основном люди пожилые), боясь сглаза, обращаясь к малышу с самым ласковым оттенком в голосе, говорят ему: «Ах, ты гадкий мальчишка» или «У, противная девчонка». И ребёнок таким же образом «беседует» с любимым мишкой, полагая, что произносит ласковые слова.
Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имён собственных в пренебрежительной форме:» Колька», «Анька», »Ленка» и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «-к-«. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаём ребёнку пример такого обращения, когда говорим
о своих знакомых «Машка», «Петька». Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.
Неплохо приучить ребёнка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.
С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя. так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников. Учить ребёнка подобным способам приветствия и прощания вы, конечно, не станете, но уж коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми.
Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?» Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка.
«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются?
Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.
Роль семьи в формировании
речевого поведения дошкольников
Оценивая речь ребенка, родители, как правило, обращают внимание на одну сторону речи – звукопроизношение: насколько правильно произносятся ребенком те или иные звуки. Однако, есть и еще одна сторона речи – чистота речи, которая отражает не только развитие собственно речи, но и личностные качества ребенка, уровень его воспитанности и навыков культурного поведения в обществе.
Чистота речи является одним их важнейших коммуникативных качеств речи. Чистой называют такую речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слов-паразиты), и нет элементов, отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).
Какие элементы засоряют речь современных дошкольников? Какие способы борьбы можно использовать?
Среди самых популярных и наиболее ранних «сорняков» выделяются так называемые «навязчивые» слова, или слова-«паразиты»: ну, это, значит, вот, типа, вобщем. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но все же пустые, ничего не выражающие слова.
Основными причинами использования подобных слов, являются недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к интуитивному поиску спасательной соломинки в не несущих смысла словах.
Устранять подобные сорные элементы следует планомерно. Нужно настойчиво и одновременно корректно помогать ребенку справляться с заполнением пауз в речи, подсказывая и напоминая нужные подходящие слова. Необходимо в доступной форме сначала объяснить, затем показать, что такие слова искажают содержание речи.
Очевидно, чтобы предупредить использование дошкольниками «паразитарной» лексики, необходимо целенаправленно и систематически развивать связную речь ребенка и обогащать словарный запас. Наиболее приемлемые пути: почаще просить малыша пересказывать услышанное и увиденное, просить его что-либо объяснять, предлагать в «писателя».
В ряде элементов, засоряющих речь современных детей, начиная уже с 3-4 лет, постепенно закрепляются нелитературные варианты языка. Например, сленг – вариант языка, используемый людьми, объединенными по возрастному признаку (клево, тусовка, круто, тачка). Одной из первых причин внедрения сленговых элементов речь дошкольников является подражание взрослым и старшим детям.
Употребление в речи бранных слов именуется инвективой. Инвективно окращенными оказывается достаточно широкий спектр лексики: от «дурак», «идиот» до так называемых обсценных слов (непристойные, запрещенные в обществе).
Помимо это в повседневной жизни достаточно активно используются вульгаризмы – это отмеченные резкостью, грубостью просторечные слова и выражения: рожа, башка, припереться…
Известно, что бранные, грубые высказывания в детской речи не обязательно имеют целью оскорбление и унижение окружающих. Возможными намерениями дошкольника могут быть: выражение отрицательных эмоций, активное самоутверждение ребенка как самостоятельной языковой личности, демонстрация своей псевдовзрослости, прием привлечения внимания взрослых, способ установления коммуникативного контакта со сверстниками через отождествление (говорю как все), примитивное подражание манере общения взрослых.
Анализируя различные ситуации, можно сделать выводы:
1.Часто взрослые требуют от ребенка вежливости и чистоты речи и не замечают грубости и бестактности собственного речевого поведения, в том числе и по отношению к детям.
2.Частное и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность его словарного запаса, невоспитанность, отсутствие умения выражать свои мысли и чувства литературным языком. Вульгарное и инвективное словоупотребление создает грубо-неприемлимую тональность речи, провоцирует ответную бестактность.
В современной российской жизни появляются новые слова, заимствованные из других языков (креатив, риэлторы, шоппинг, ниндзя..). Иноязычные слова, дублирующие уже существующие в язык наименования, называют варваризмами. Такие слова все активнее проникают в речь дошкольников («вау», «бай»…)
Борьба за чистоту речи не должна вестись с помощью отрицательного речевого воздействия, грубости. Игнорирование засоряющих речь детей элементов приводит к тому, что они постепенно закрепляются в манере общения ребенка, становятся устойчивой формой его речевого поведения.
Нельзя не учитывать и тот факт, что полностью оградить дошкольников от ругательств и жаргонизмов вряд ли можно (нахождение в общественном транспорте, неконтролируемый просмотр телепрограмм,…). Решением может стать некий компромисс в виде принципа: не запрещать, но ограничивать. Подобный подход предполагает вдумчивое, серьезное разъяснение ребенку необходимости соблюдения чистоты речи, отрицательных последствий употребления речевых «сорняков».
Итак, основные способы и приемы работы над чистотой детской речи:
1. Самоконтроль и самовоспитание взрослых. Ведь речь взрослых, и в первую очередь родителей, в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает эталоном для подражания ребенком. Поэтому, необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, индивидуальных речевых привычек, с анализа той лексики, которая используется в межличностных контактах и в общении с ребенком.
2. Воспитание личным примером. Это достаточно действенный способ формирования у ребенка необходимых коммуникативных качеств – это демонстрация родителями желаемых образцов собственной речи.
3. Живое общение с ребенком. Практика показывает, что, к сожалению, далеко не все родители оценивают значимость неформального заинтересованного взаимодействия с ребенком. Подменяют его просмотром телевизора, занятиям с компьютером. Это неизбежно ведет к разобщенности, отчуждению в семье. Все речевые «сорняки» расцветают вследствие элементарного дефицита общения со взрослыми, т.е. когда с ребенком попросту мало разговаривают.
4.Ссылка на родительский авторитет («мы с папой никогда не произносим таких слов), пример других близких людей или героев художественных произведений.
5. Аргумент в форме сравнения («ты же умываешь лицо, моешь руки, следишь за чистотой одежды, значит и речь нуждается в чистоте»).
6. Окультуренное воспроизведение – перефразирование высказываний в корректной, грамотной форме («ты, наверно, хотел сказать …», «лучше сказать так …»).
Важно, по каким критериям мы выбираем для детей книги, фильмы, спектакли. Присутствует ли чистота речи персонажей современных мультфильмов? Интересуемся ли у ребенка, что ему понравилось, общение персонажей? Обращаем ли внимание ребенка на положительные и негативные моменты в его собственности речи, речи других людей, актеров.
Очевидно, что ситуативное одергивание, редкие проработки не позволяют сформировать в сознании ребенка систему основных этических представлений и коммуникативных установок, необходимых для осознанного контроля над чистотой своей речи. Изменить нежелательное речевое поведение дошкольника можно только последовательно и постепенно.
Чистота речи родителей – залог формирования у ребенка и чистой речи и поступков. Еще античный философ Аристотель сказал: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».
Родительское собрание: «Театр – наш друг и помощник»
Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие творческих способностей родителей.
Форма проведения: круглый стол.
План проведения:
1.Развитие детей в театрализованной деятельности.
2.Анкетирование родителей.
3.Играем, как дети.
А)Волшебные средства понимания.
Б) Игры со скороговорками
В) Пальчиковые игры со словами.
Г) Пантомимические этюды и упражнения.
4.Наш театральный уголок.
5.Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап:
1.Разработка сценария.
2.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола.
3.Оформления групповой комнаты.
4.Подготовка памятки для родителей.
5.Оформление цитат:
Константин Сергеевич Станиславский «Театр начинается с вешалки».
Николай Гоголь «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Вольтер. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Александр Герцен. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
Развитие детей в театрализованной деятельности
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования были оглашены на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
«Что такое речевой этикет?»
Говоря о речевом этикете, мы имеем в виду культуру речевого поведения детей. Как, например, ребёнку следует обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких - «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость?
Эти и многие другие элементы культурного речевого поведения (их рассмотрим ниже) составляют часть общего языкового развития ребёнка.
К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.
Приведем пример из собственных наблюдений.
В очереди на посадку в автобус девочка лет пяти, стоявшая передо мной, обернувшись, нечаянно наступила мне на ногу (на мне были белые туфли). Малышка, заметив оставленный на них след, очень смутилась, виновато посмотрела на меня, лицо её покрылось пятнами. Она явно не знала, как вести себя в этом случае. «Ты, наверное, хочешь сказать «извините»? -решила я помочь симпатичной девчушке. Та утвердительно кивнула и добавила: «Пожалуйста». После этого девочка успокоилась, и мы мило побеседовали до прихода автобуса.
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более, нецензурные слова.
Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.
А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, « что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Некоторые взрослые (в основном люди пожилые), боясь сглаза, обращаясь к малышу с самым ласковым оттенком в голосе, говорят ему: «Ах, ты гадкий мальчишка» или «У, противная девчонка». И ребёнок таким же образом «беседует» с любимым мишкой, полагая, что произносит ласковые слова.
Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имён собственных в пренебрежительной форме:» Колька», «Анька», »Ленка» и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «-к-«. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаём ребёнку пример такого обращения, когда говорим
о своих знакомых «Машка», «Петька». Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.
Неплохо приучить ребёнка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.
С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя. так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников. Учить ребёнка подобным способам приветствия и прощания вы, конечно, не станете, но уж коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми.
Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?» Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка.
«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются?
Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.
Роль семьи в формировании
речевого поведения дошкольников
Оценивая речь ребенка, родители, как правило, обращают внимание на одну сторону речи – звукопроизношение: насколько правильно произносятся ребенком те или иные звуки. Однако, есть и еще одна сторона речи – чистота речи, которая отражает не только развитие собственно речи, но и личностные качества ребенка, уровень его воспитанности и навыков культурного поведения в обществе.
Чистота речи является одним их важнейших коммуникативных качеств речи. Чистой называют такую речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слов-паразиты), и нет элементов, отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).
Какие элементы засоряют речь современных дошкольников? Какие способы борьбы можно использовать?
Среди самых популярных и наиболее ранних «сорняков» выделяются так называемые «навязчивые» слова, или слова-«паразиты»: ну, это, значит, вот, типа, вобщем. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но все же пустые, ничего не выражающие слова.
Основными причинами использования подобных слов, являются недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к интуитивному поиску спасательной соломинки в не несущих смысла словах.
Устранять подобные сорные элементы следует планомерно. Нужно настойчиво и одновременно корректно помогать ребенку справляться с заполнением пауз в речи, подсказывая и напоминая нужные подходящие слова. Необходимо в доступной форме сначала объяснить, затем показать, что такие слова искажают содержание речи.
Очевидно, чтобы предупредить использование дошкольниками «паразитарной» лексики, необходимо целенаправленно и систематически развивать связную речь ребенка и обогащать словарный запас. Наиболее приемлемые пути: почаще просить малыша пересказывать услышанное и увиденное, просить его что-либо объяснять, предлагать в «писателя».
В ряде элементов, засоряющих речь современных детей, начиная уже с 3-4 лет, постепенно закрепляются нелитературные варианты языка. Например, сленг – вариант языка, используемый людьми, объединенными по возрастному признаку (клево, тусовка, круто, тачка). Одной из первых причин внедрения сленговых элементов речь дошкольников является подражание взрослым и старшим детям.
Употребление в речи бранных слов именуется инвективой. Инвективно окращенными оказывается достаточно широкий спектр лексики: от «дурак», «идиот» до так называемых обсценных слов (непристойные, запрещенные в обществе).
Помимо это в повседневной жизни достаточно активно используются вульгаризмы – это отмеченные резкостью, грубостью просторечные слова и выражения: рожа, башка, припереться…
Известно, что бранные, грубые высказывания в детской речи не обязательно имеют целью оскорбление и унижение окружающих. Возможными намерениями дошкольника могут быть: выражение отрицательных эмоций, активное самоутверждение ребенка как самостоятельной языковой личности, демонстрация своей псевдовзрослости, прием привлечения внимания взрослых, способ установления коммуникативного контакта со сверстниками через отождествление (говорю как все), примитивное подражание манере общения взрослых.
Анализируя различные ситуации, можно сделать выводы:
1.Часто взрослые требуют от ребенка вежливости и чистоты речи и не замечают грубости и бестактности собственного речевого поведения, в том числе и по отношению к детям.
2.Частное и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность его словарного запаса, невоспитанность, отсутствие умения выражать свои мысли и чувства литературным языком. Вульгарное и инвективное словоупотребление создает грубо-неприемлимую тональность речи, провоцирует ответную бестактность.
В современной российской жизни появляются новые слова, заимствованные из других языков (креатив, риэлторы, шоппинг, ниндзя..). Иноязычные слова, дублирующие уже существующие в язык наименования, называют варваризмами. Такие слова все активнее проникают в речь дошкольников («вау», «бай»…)
Борьба за чистоту речи не должна вестись с помощью отрицательного речевого воздействия, грубости. Игнорирование засоряющих речь детей элементов приводит к тому, что они постепенно закрепляются в манере общения ребенка, становятся устойчивой формой его речевого поведения.
Нельзя не учитывать и тот факт, что полностью оградить дошкольников от ругательств и жаргонизмов вряд ли можно (нахождение в общественном транспорте, неконтролируемый просмотр телепрограмм,…). Решением может стать некий компромисс в виде принципа: не запрещать, но ограничивать. Подобный подход предполагает вдумчивое, серьезное разъяснение ребенку необходимости соблюдения чистоты речи, отрицательных последствий употребления речевых «сорняков».
Итак, основные способы и приемы работы над чистотой детской речи:
1. Самоконтроль и самовоспитание взрослых. Ведь речь взрослых, и в первую очередь родителей, в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает эталоном для подражания ребенком. Поэтому, необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, индивидуальных речевых привычек, с анализа той лексики, которая используется в межличностных контактах и в общении с ребенком.
2. Воспитание личным примером. Это достаточно действенный способ формирования у ребенка необходимых коммуникативных качеств – это демонстрация родителями желаемых образцов собственной речи.
3. Живое общение с ребенком. Практика показывает, что, к сожалению, далеко не все родители оценивают значимость неформального заинтересованного взаимодействия с ребенком. Подменяют его просмотром телевизора, занятиям с компьютером. Это неизбежно ведет к разобщенности, отчуждению в семье. Все речевые «сорняки» расцветают вследствие элементарного дефицита общения со взрослыми, т.е. когда с ребенком попросту мало разговаривают.
4.Ссылка на родительский авторитет («мы с папой никогда не произносим таких слов), пример других близких людей или героев художественных произведений.
5. Аргумент в форме сравнения («ты же умываешь лицо, моешь руки, следишь за чистотой одежды, значит и речь нуждается в чистоте»).
6. Окультуренное воспроизведение – перефразирование высказываний в корректной, грамотной форме («ты, наверно, хотел сказать …», «лучше сказать так …»).
Важно, по каким критериям мы выбираем для детей книги, фильмы, спектакли. Присутствует ли чистота речи персонажей современных мультфильмов? Интересуемся ли у ребенка, что ему понравилось, общение персонажей? Обращаем ли внимание ребенка на положительные и негативные моменты в его собственности речи, речи других людей, актеров.
Очевидно, что ситуативное одергивание, редкие проработки не позволяют сформировать в сознании ребенка систему основных этических представлений и коммуникативных установок, необходимых для осознанного контроля над чистотой своей речи. Изменить нежелательное речевое поведение дошкольника можно только последовательно и постепенно.
Чистота речи родителей – залог формирования у ребенка и чистой речи и поступков. Еще античный философ Аристотель сказал: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».
А летом Штрих код (№ квитанции) 62502670Конец формы
Родительское собрание: «Театр – наш друг и помощник»
Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие творческих способностей родителей.
Форма проведения: круглый стол.
План проведения:
1.Развитие детей в театрализованной деятельности.
2.Анкетирование родителей.
3.Играем, как дети.
А)Волшебные средства понимания.
Б) Игры со скороговорками
В) Пальчиковые игры со словами.
Г) Пантомимические этюды и упражнения.
4.Наш театральный уголок.
5.Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап:
1.Разработка сценария.
2.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола.
3.Оформления групповой комнаты.
4.Подготовка памятки для родителей.
5.Оформление цитат:
Константин Сергеевич Станиславский «Театр начинается с вешалки».
Николай Гоголь «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Вольтер. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Александр Герцен. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
Развитие детей в театрализованной деятельности
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования были оглашены на родительском собрании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...