роль игры в развитии взаимодействия детей
консультация (подготовительная группа) на тему

Дудкина Валентина Валерьевна

консультация о развитии в игре взаимодествия между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_vzaimodeystviya_detey.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии взаимодействия детей

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 88» г. Нижнекамск

Воспитатель Дудкина Валентина Валерьевна

Основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности, которая формируется только в процессе взаимодействия дошкольников.

Согласно теоретическим позициям отечественной психологии, игра является основной деятельностью дошкольников и способом взаимодействия между ними.

Детская игра представляет собой вид деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направлен на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Важность понимания этой темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей в целях разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.

Я.А. Коменский считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию.

А. С. Макаренко писал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи.

Игра оказывает влияние на интеллектуальное развитие: в игре ребенок учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т. д.

Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В процессе игры ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, но и смыслом ситуации, ее значением.

Игра дошкольника - это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Она должна быть максимально приближена к труду, наполнена трудовыми заданиями. В этом плане желательно сочетать творческую игру с изобразительной, конструктивной и другой деятельностью. Это не только обогащает игру, но и способствует воспитанию трудолюбия, умения позаботиться о товарищах.

Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе игровой деятельности, педагог постоянно должен создавать и опираться на общественное мнение группы детей.

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и приемов, с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них.

Изучая игровые интересы, воспитателю необходимо обратить внимание на их глубину, широту и устойчивость. Так, по глубине игровой интерес может быть поверхностным, если он направлен на внешнюю сторону (яркость; новизна игрушки), и более глубоким, который характеризуется стремлением проникнуть в суть явления (например, преобладает интерес к содержанию игры, к ролевым взаимоотношениям играющих). Под широтой интереса принято понимать количество объектов, на которые направлен интерес. Так, например, если ребенок пятого года жизни интересуется только одной - двумя темами игры или постройки, то его интерес квалифицируется как узкий.

В развитии сюжетно - ролевой игры отмечается и постепенный переход от игры рядом в младшей группе к групповым играм в средней и коллективным в старшей и подготовительной группах. Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2 - 3 человека, но даже объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включаются в игровое общение. Становление и развитие игровой деятельности во многом зависит от обучения ребенка трех-четырех лет игре, от расширения у него представлений об окружающей действительности.

Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем - либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир - самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение, и ребячье понимание человеческого достоинства.

Также можно сказать, что уровень развития взаимодействия детей дошкольного возраста в игровой деятельности определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом, наличием взаимосвязей между отдельными видами деятельности: обучением, игрой и трудом. Такой комплексный подход к организации учебно-воспитательной работы в детском саду создает условия  для широкого использования творческой сюжетно - ролевой игры как важнейшего средства развития взаимодействия дошкольников.

Таким образом, в основе игровых взаимоотношений у дошкольников принимаются реальные ценности и, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованиях нравственного порядка у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

Статья: Роль игры в развитии речи детей..

Игра важна для развития речи  в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственну...

Роль игры в развитии речи детей

Роль игры в развитии речи детейИменно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький   Дошкольный возраст яв...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....