Использование игр-импровизаций и познавательно-этических бесед
рабочая программа на тему

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Использование игр-импровизаций и познавательно-этических бесед»

Воспитатель: Гринева Т. А.

                                                          ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8

 

 

 

2013 г

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются игры-импровизации и познавательно-этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как:  принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

  • Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;
  • Подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
  • Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образцами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные.  Дети учатся анализировать. Сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль  может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

  • Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
  • Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);
  • Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации.  Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4 - 5лет составляет 20 минут, с детьми 6 - 7 лет – 30 - 35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если  в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

  • Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • Правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
  • Могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • При работе с произведением могут подобрать название, изменить  конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • Объясняют мысль знакомых пословиц;
  • Могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

Конспекты игр-импровизаций познавательно-этических бесед с детьми дошкольного возраста

«Как можно понять настроение человека ?»

1. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, а у вас?

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

2. Почему бывает так грустно?

— Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

— А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

— Каким бывает лицо у такого человека?

— Как вы можете поднять настроение?

— Как можно спросить о причине плохого настроения?

— Если человеку просто хочется побыть одному?

— Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

— Как погода действует на настроение человека?

— Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

— Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.        .

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц с разным настроением. Определить, объяснить, почему.

Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

 

«Знаешь ли ты себя»

1. Начало: Внесение волшебных зеркал.

Ситуация — потерялся ребенок, его надо описать.

Все люди разные, чем они отличаются, почему не путают людей.

2. Вопросы к детям:

— Кто ты, мальчик или девочка?

— Сколько тебе лет?

— Какого цвета у тебя волосы? (Светло-русые, темно-русые, каштановые, черные, рыжие, пепельные.)

— Прямые или вьющиеся?

— Мягкие или жесткие?

— Какая прическа? (Стрижка, коса, волосы до плен, до середины спины...)

— Какого цвета у тебя глаза? (Серые, мерные, карие, голубые, зеленые...)

— Что еще можно сказать о твоих глазах? (Форма, выражение.)

— Какой формы у тебя носик? (Вздернутый, прямой, курносый, с веснушками.)

— Какие у тебя губы? (Пухлые, полненькие, узкие, как ниточка, бантиком.)

— Если сравнить с другими детьми, как ты думаешь, какого ты роста?

— Ты худенький или полненький?

— Какого цвета твоя кожа? (Смуглая, белая, розовая, бледная.)

— Есть ли у тебя родинки, по которым тебя можно узнать?

— Какой формы у тебя брови, на что они похожи?

— Какую одежду ты больше всего любишь носить?

— Какой цвет одежды тебе нравится больше всего? Или сочетание цветов?

— Любишь ли ты носить украшения? Какие?

— Что больше всего в твоей внешности нравится родителям, окружающим, а тебе?

«Какими должны быть мальчики и девочки»

Воспитатель вносит куклу-девочку и куклу-мальчика. На куклах перепутана одежда.

Беседу можно начать со стихотворения «Мальчик девочкою стал...». В процессе беседы может быть использован иллюстрированный альбом, в котором изображенные персонажи разделены по половому признаку не только внешне, но и по видам деятельности.

— Все люди на Земле разделены на два пола — мужской и женский. Кто относится к женскому полу? Кто относится к мужскому полу?

— Чем девочки отличаются от мальчиков? (Внешне, по поведению, играм, игрушкам, по голосу.)

— Чем похожи мальчики и девочки? Посмотрите друг на друга.

— Почему про мужчин говорят, что они «сильный пол»?

— Почему про женщин говорят, что они «слабый пол»?

— Кто кого должен защищать? От кого защищать? Как защищать?

— Мальчики, какие девочки вам нравятся?

— Девочки, какие мальчики вызывают у вас больше уважения?

— С кем вам больше нравится играть — с девочками или с мальчиками?

— В какие игры девочки и мальчики могут .играть вместе?

— Как вы будете распределять роли в игре «Семья»?

— Что вам говорят мамы и папы о том, какими должны быть мальчики и девочки?

— Какое поведение девочки можно назвать мальчиковым?

— Какое поведение мальчика можно назвать девчоночьим?

— Можно ли осуждать мальчика за то, что он плачет от боли или обиды?

— Чем от девочек и мальчиков отличаются взрослые женщины и мужчины?

— Когда девочка вырастет, кем она станет?

— Когда мальчик вырастет, кем он станет?

— Мальчики, как вы помогаете дома маме и бабушке? Как это делает ваш папа?

— Девочки, что делает ваша мама, чтобы дома, в семье всегда были мир, покой и уют? Чему вас учит мама как девочку?

У нас в группе много мальчиков и девочек. Постарайтесь жить дружно, не обижать друг друга, помогать друг другу, тогда вам всем будет приятно приходить в детский сад и общаться.

«Кто и зачем придумал правила поведения»

В гости к детям приходит Незнайка, который не воспитан и плохо себя ведет. Никто из детей не хочет с ним играть, но он не понимает, по какой причине. Все говорят о правилах поведения, о которых Незнайка ничего не знает.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми несколько примеров из жизни Незнайки.

— Он отправился в театр, ел в зрительном зале мороженое, испачкал, соседей; во время спектакля ел конфеты и громко шуршал обертками, разговаривал с соседом.

— Идя по улице, размахивал руками и задевал прохожих, бросил на тротуар обертку от съеденного мороженого.

— Когда уходил из гостей, не попрощался с хозяевами, и они обиделись на него.

— Когда взрослые разговаривали, он часто перебивал их, капризничал, и мама наказала его.

Воспитатель задает детям вопросы.

— Почему все окружающие были недовольны поведением Незнайки?

— Что такое правила поведения?

— Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?

— Как вы будете вести себя в кинотеатре или театре?

— Как вы будете вести себя в магазине?

— Как надо вести себя в общественном транспорте?

— Какие вы знаете правила поведения в парке, в лесу, на речке?

— Что было бы, если бы правил поведения не существовало?

— Мы говорили о том, какие правила поведения вам известны. А почему их надо выполнять? (Воспитатель приводит несколько ситуаций с различными правилами поведения и предлагает порассуждать о последствиях их несоблюдения.)

— Были ли в вашей жизни случаи, когда вы пострадали оттого, что кто-то не соблюдал правила поведения? Расскажите об этом. (Воспитатель делится с детьми примерами из личного опыта.)

— Как вы думаете, кто придумал правила поведения? Для чего?

— Какие вы знаете рассказы, сказки, стихи, в которых рассказывается о правилах поведения?

Воспитатель обращается к Незнайке: «Незнайка, ты теперь понял, что такое правила поведения и почему их надо выполнять?»

Незнайка: «Я сегодня многое узнал о правилах поведения. Теперь я всегда буду их выполнять, чтобы быть вежливым и не попадать в неприятные ситуации. И вы, ребята, будьте всегда вежливыми и послушными, культурными детьми».

«Ты остался дома один, а в дверь позвонили»

Дети, к нам в гости пришел зайка-трусишка. Я его встретила по дороге в детский сад. Он сидел и плакал.

— Почему ты плачешь? — спросила я.

Зайка мне ответил, что он плачет, потому что всего боится. И очень боится оставаться дома один без мамы.

Дети, а вы боитесь, когда остаетесь дома одни? А что вам говорят папа и мама, когда уходят и оставляют вас одних?

Как вы себя ведете, что делаете, когда остаетесь дома одни?

Что вам не разрешают делать?

А как вы поступите, если остались одни, а в дверь позвонили?

Ребята и зайка, когда вы остаетесь дома одни, то бояться не надо.

Надо закрыть дверь на замок, крючок или засов и спокойно заняться любимым делом. Можно порисовать, поиграть с игрушками, рассмотреть картинки в любимых книгах, послушать радио, понаблюдать в окно за прохожими.

Да мало ли интересных дел можно найти!

Телевизор лучше не включать, да и утюг лучше не трогать. Электрическими приборами можно пользоваться в то время, когда дома взрослые.

Вот вы сидите, играете, а в дверь позвонили. Не пугайтесь. Это могут быть ваши знакомые, друзья, соседи. Но могут быть чужие люди, даже очень плохие. К сожалению, на свете не все люди хорошие. В этом случае дверь не открывайте, если голос незнакомый. Спросите, кого нужно. Скажите, что родителей нет и вы не можете открыть дверь. Спросите, что нужно передать и от кого. После этого отойдите от двери совсем и не отвечайте больше ни на какие вопросы. Когда родители придут, вы расскажете им, кто приходил и зачем.

Дети, вы все поняли, как себя вести? А зайка? Вот и хорошо.

«Ты остался один дома, но случилась авария»

Дети, вы часто остаетесь дома без родителей?

Я думаю, что все вы умеете вести себя хорошо, когда родителей нет.

Но все может случиться. Например, может прорваться батарея зимой.

Что же в таком случае делать?

Что вы сделаете, если потечет маленькая струйка воды?

А если течет сильно? Ведь, если ничего не делать, то все зальет и вода протечет к соседям и испортит мебель, одежду, другие вещи.

Что можно подставить под струю воды?

К кому можно обратиться за помощью?

Если дома есть телефон, что нужно сделать?

А если чашка или тазик наполняется быстро, что можно сделать?

Можно ли собрать воду тряпкой?

Будете ли вы сами что-то делать, если трубу сильно прорвало, вода горячая?

Мама вам скажет большое спасибо за помощь.

«Если ты потерялся в большом магазине»

Дети, мы с вами уже беседовали о том, как надо вести себя на рынке, где очень много народу.

Послушайте, какую историю я вам сегодня расскажу.

Один мальчик пошел с мамой в большой магазин «Универмаг». Он долго стоял там у витрины с игрушками, а мама очень торопилась купить стиральный порошок и не заметила, что сына нет рядом. Мальчик насмотрелся на игрушки, повернулся, а мамы нет. Ой, какой же он поднял крик, шум! На крик сбежались покупатели, а продавец игрушек испугался. Все очень долго не могли понять, почему плачет мальчик. Уговаривали его, уговаривали, но сквозь слезы мальчик ничего не мог объяснить. Наконец взрослые догадались, что он потерялся, и пошли к администратору просить, чтобы объявили по радио, но тут нашлась мама, и все закончилось хорошо. Только из-за того, что мама искала сына и очень волновалась, она так и не купила порошок.

Как вы думаете, почему потерялся мальчик? Кто с мамой был в большом универмаге? Какие там отделы? Что вы покупали? Много ли там людей?

Как нужно вести себя маленькому ребенку в таких случаях?

А если вам хочется что-то рассмотреть? А если вы устали?

А если вы все-таки потерялись, надо ли отправляться на поиски мамы? У кого вы можете спросить о помощи, прежде всего? (У продавца, администратора.) Как вы себя назовете, чтобы смогли объявить по радио?

Нужно ли поблагодарите взрослых за помощь?

Нужно ли начинать сразу плакать, когда вы поняли, что остались без мамы?

Может ли мама уйти без вас, как вы думаете?

Я очень хочу, чтобы вы всегда слушались свою маму и не огорчали ее.

«Как и чем можно порадовать близких»

Воспитатель показывает изображения человеческих лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Предлагает детям выбрать то изображение, которое соответствует настроению их мам в утреннее время.

— Как вы думаете, почему у вашей мамы утром было именно такое настроение?

— В каком настроении ваша мама бывает чаще всего?

— Что чаще всего огорчает вашу маму?

— Что может ее обрадовать?

— Как вы думаете, настроение вашей мамы зависит от вашего поведения? Почему вы так считаете?

— Что вы можете сделать, чтобы каждый день радовать свою маму? Знаете, когда я была маленькой, моей маме очень нравилось, когда утром я целовала ее и говорила: «Доброе утро, мамочка».

— Какие ваши подарки обрадовали маму? Как вы их дарили? Что при этом говорили?

— Как вы можете развеселить маму, когда у нее плохое настроение?

— Очень хорошо, когда мама веселая, здоровая. Тогда и в семье мир и порядок. А какие ваши поступки приятны для папы?

Моя знакомая, например, вот чем удивила в детстве своего папу. Папа не знал, что в детском саду детей учили читать и писать печатными буквами. Это был секрет воспитателя и детей. В день рождения папы дочка сама подписала ему поздравительную открытку, которую сделала из цветной бумаги с красивой аппликацией. Папа настолько удивился и обрадовался, что у него на глазах выступили слезы. (Воспитатель может приводить примеры из своего детства. Детям это очень нравится.)

— Давайте подумаем, чем вы можете порадовать своих пап. Чем вам может помочь в этом мама?

Замечательно, когда в семье все счастливы, улыбаются, нет хмурых, недовольных лиц, обид и слез. А для этого все члены семьи должны очень стараться. А теперь давайте представим несколько ситуаций, которые могут произойти в вашей семье.

— Если вы принесете в дом бездомного щенка, кто из родителей этому сможет порадоваться?

— Если вы покажете игрушку, сделанную своими руками, кто в семье будет доволен больше всех? Почему?

— Если вы будете слишком долго смотреть телевизор, кого это порадует, а кого огорчит? Почему?

— Дети, самые близкие ваши родные — это не только мама и папа, но и бабушки и дедушки. А как можно порадовать пожилых людей? Что им будет приятно?

Ваши бабушки и дедушки так сильно вас любят, что радуют вас постоянно. И вы старайтесь сделать им как можно чаще приятное, подарить им свою любовь. Подумайте и скажите мне, чем сегодня вечером вы порадуете своих близких?

«Магазин игрушек»

По любой считалке выбирается ведущий «покупатель», остальные дети «игрушки».
И.п. – «игрушки» располагаются врассыпную по площадке лицом к «покупателю».
Выполняются движения со словами:

Динь-динь, динь-динь,

4 хлопка с пружинкой

Открываем магазин

раскрыть руки вперед в стороны ладонями вверх, покачать головой.

Заходите, заходите

шаг с каблучка вправо, левую ногу приставить, то же влево, правую ногу приставить, руки на поясе.

Выбирайте, что хотите!

4 поворота корпуса вправо влево (руки на поясе, ноги вместе).

Под музыкальное сопровождение дети разбегаются подскоками по площадке и замирают в любой позе, характеризующей какую либо игрушку, («становятся на полочку в магазине»). «Покупатель» проходит между «игрушками» и выбирает, наиболее понравившуюся «игрушку». «Покупатель», и выбранный ребенок «игрушка», меняются ролями. Игра начинается сначала.

Как вариант игры; игрушки можно заводить. В этом случае дети придумывают интересные действия для своих игрушек, водящий должен угадать, что это за игрушка, и какое действие она выполняет.

«Зеркало»

(Музыкальное сопровождение по выбору педагога).

Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке. Они – «зеркала». Один ребенок – водящий. Он пришел в магазин , где много зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

«Волшебные руки»

(Музыкальное сопровождение по выбору педагога).

Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

«Контрасты»

Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент.

В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Познавательно-этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование, конспекты бесед. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"....

Познавательно-этические беседы

Этические беседы можно начинать проводить с четырёхлетнего возраста, так как в этот период у ребёнка развивается наглядно-образное мышление,появляются представления, с помощью которых  дошкольник...

Познавательно - этические беседы

Позновательно - этические беседы...

Познавательно-этические беседы

Познавательно-этические беседы...

Папка передвижка на тему "Познавательно этические беседы".

Этот материал будет полезен воспитателям ....