"Поддержка детской игры в условиях реализации ФГОС ДОУ"
статья на тему
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка и является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В данной статье даны основные реккомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в разных возрастных группах, с учетом типов темперамента воспитанников при организации и поддержке детской игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimenko._tezisy4.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы: в ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка и является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Проблема: неумение детей играть
Цель нашей работы: рассмотреть особенности педагогической поддержки детской игры в разных возрастных группах
Задачи:
- Рассмотреть три способа построения игры (ранний, средний, старший дошкольный возраст)
- Формулировка рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в разных возрастных группах
- Учитывать типы темперамента воспитанников при организации и поддержке детской игры
При организации игровой деятельности в своей возрастной группе необходимо опираться на три способа построения игры выделенных Коротковой и Михайленко.
Ранний возраст
- Предметно-игровой - формирование игры осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушкой, предметом- заместителем, воображаемым предметом, учатся взаимодействовать друг с другом
Младший дошкольный возраст
- Ролевой - формирование ролевого поведения, ориентированного на партнера: сначала - игрушку, затем - взрослого и сверстника («роли в действии», взаимодействие по ролям, ролевой диалог, смена ролей в зависимости от изменения сюжета)
Старший дошкольный возраст
- Сюжетосложение - формирование совместного построения сюжета игры, комбинирования, согласования индивидуальных замыслов.
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
- Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
- Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
- Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
- Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
- Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
- Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
- Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
- Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
- Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
- Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
- Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
- Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
- Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
- Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
- Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
- Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
- В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
- Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
- Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
- Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
- Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
- Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
- Воспитатель поощряет детскую инициативу.
- Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
- Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
- Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
- Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
- Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
- Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
- Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
- Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
- Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
- Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
- Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
- Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Кроме учета возраста дошкольников при поддержке детских игр надо также учитывать типы темперамента воспитанников. Выделяют такие сочетание типов темперамента.
- Сочетание Здравомыслия и Импульсивности
Очень активный и живой ребенок, у которого выражена потребность в действии и свободе, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и удовольствие как стиль жизни
- Сочетание Здравомыслия и Рассудительности
Адаптивный, старательный, ответственный и исполнительный ребенок, очень чувствительный к нестабильности и нуждающийся в надежности и порядке, в традициях общения
- Сочетание Интуиции и Переживания
Общительный, обаятельный, чувствительный и ранимый ребенок, с хорошо развитым воображением и литературными способностями
- Сочетание Интуиции и Размышления
Серьезный и независимый ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать, уметь объяснять, контролировать и управлять
Важность детской игры: Через игру дети развивают необходимые жизненные навыки, они учатся взаимодействовать не только со своими ровесниками, но и взрослыми.
Что дошкольник получает от игры:
- Уменьшается чувство страха, беспокойства, раздражительность, стресс.
- Ребенок испытывает положительные эмоции, радость, от близости общения, у него повышается чувство собственного достоинства.
- В детских играх он учится оттачивать свое мастерство, не теряя собственного достоинства.
- Улучшается эмоциональная гибкость и открытость.
- Повышается спокойствие, устойчивость, он быстрее адаптируется.
- Снижается тактильная защита. Нет нужды драться, можно объяснить и договориться.
- Развивается чувство принятия различий.
- Увеличивается способность переживать, сострадать.
- Учится находить компромисс. Учится предлагать варианты и выбирать.
- Развивается модель отношения на основе принятия, а не исключений.
- Понимание модели отношений агрессор-жертва.
- Снижает порыв мести и необходимости самообороняться.
- Улучшает тактильные и невербальные навыки общения (жесты, прикосновения). Понимание эмоций других людей.
- Развивает внимание.
- Положительные эмоции повышают эффективность иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
- Устойчивость к стрессам, усталости, травмам и депрессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поддержка детской инициативы в рамках реализации ФГОС»
Дошкольник – это прежде всего деятель,стремящийся самостоятельно познаватьи преобразовывать мир за счетвозникающих разнообразных инициатив в решении доступных задачжизни и деятельности...
Методическая разработка. Круглый стол для воспитателей "Игра в педагогическом процессе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО"
Круглый стол...
Игра, как вид детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка...
деловая игра «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования с одарёнными детьми»
Деловая игра для педагогов...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в средней группе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО»
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому р...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Цель деловой игры: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через интерактивные формы методической работы....
Способы и направления поддержки детской инициативы в условиях реализации ФОП ДО.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО), которая построена на принципах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ...