"Поддержка детской игры в условиях реализации ФГОС ДОУ"
статья на тему

Клименко Ирина Владимировна

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка и является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В данной статье даны основные реккомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в разных возрастных группах, с учетом типов темперамента воспитанников при организации и поддержке детской игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimenko._tezisy4.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы:  в ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка и является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Проблема: неумение детей играть

Цель нашей работы: рассмотреть особенности педагогической поддержки детской игры в разных возрастных группах

Задачи:

  1. Рассмотреть три способа построения игры (ранний, средний, старший дошкольный возраст)
  2. Формулировка рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в разных возрастных группах
  3. Учитывать типы темперамента воспитанников при организации и поддержке детской игры

При организации игровой деятельности в своей возрастной группе необходимо опираться на три способа построения игры выделенных Коротковой и Михайленко.

Ранний возраст

  • Предметно-игровой - формирование игры осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушкой, предметом- заместителем, воображаемым предметом, учатся взаимодействовать друг с другом

Младший дошкольный возраст

  • Ролевой - формирование ролевого поведения, ориентированного на партнера: сначала - игрушку, затем - взрослого и сверстника («роли в действии», взаимодействие по ролям, ролевой диалог, смена ролей в зависимости от изменения сюжета)

Старший дошкольный возраст

  • Сюжетосложение - формирование совместного построения сюжета игры, комбинирования, согласования индивидуальных замыслов.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

(старшие, подготовительные группы). 

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Кроме учета возраста дошкольников при поддержке детских игр  надо также учитывать типы темперамента воспитанников. Выделяют такие сочетание типов темперамента.

  • Сочетание Здравомыслия и Импульсивности

Очень активный и живой ребенок, у которого выражена потребность в действии и свободе, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и удовольствие как стиль жизни

  • Сочетание Здравомыслия и Рассудительности

Адаптивный, старательный, ответственный и исполнительный ребенок, очень чувствительный к нестабильности и нуждающийся в надежности и порядке, в традициях общения

  • Сочетание Интуиции и Переживания

Общительный, обаятельный, чувствительный и ранимый ребенок, с хорошо развитым воображением и литературными способностями

  • Сочетание Интуиции и Размышления

Серьезный и независимый ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать, уметь объяснять, контролировать и управлять

Важность детской игры: Через игру дети развивают необходимые жизненные навыки, они учатся взаимодействовать не только со своими ровесниками, но и взрослыми.

Что дошкольник получает от игры:

  1. Уменьшается чувство страха, беспокойства, раздражительность, стресс.
  2. Ребенок испытывает положительные эмоции, радость, от близости общения, у него повышается чувство собственного достоинства.
  3. В детских играх он учится оттачивать свое мастерство, не теряя собственного достоинства.
  4. Улучшается эмоциональная гибкость и открытость.
  5. Повышается спокойствие, устойчивость, он быстрее адаптируется.
  6. Снижается тактильная защита. Нет нужды драться, можно объяснить и договориться.
  7. Развивается чувство принятия различий.
  8. Увеличивается способность переживать, сострадать.
  9. Учится находить компромисс. Учится предлагать варианты и выбирать.
  10. Развивается модель отношения на основе принятия, а не исключений.
  11. Понимание модели отношений агрессор-жертва.
  12. Снижает порыв мести и необходимости самообороняться.
  13. Улучшает тактильные и невербальные навыки общения (жесты, прикосновения). Понимание эмоций других людей.
  14. Развивает внимание.
  15. Положительные эмоции повышают эффективность иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
  16. Устойчивость к стрессам, усталости, травмам и депрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы в рамках реализации ФГОС»

Дошкольник – это прежде всего деятель,стремящийся самостоятельно познаватьи преобразовывать мир за счетвозникающих разнообразных инициатив в решении доступных задачжизни и деятельности...

Игра, как вид детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в средней группе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО»

  Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому р...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель деловой игры: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через интерактивные формы методической работы....

Способы и направления поддержки детской инициативы в условиях реализации ФОП ДО.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО), которая построена на принципах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ...