Развитие связной речи детей дошкольного возраста
материал на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание
Цель развития связной речи Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Задачи развития связной речи - формирование элементарных представлений о структуре текста ( начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; - развитие умений раскрывать тему и основную мысль высказывания; - обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; поведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста, составление повествовательных текстов ( сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; - обучение составлению рассуждений с подбором для доказательств веских аргументов и точных определений; - использование для высказываний различных типов соответствующих моделей ( схем) отражающих последовательность изложения текста.
Функции связной речи Развитие коммуникативных способностей Установление связей с окружающими людьми Определение и регулирование норм поведения в обществе
Формы связной речи Диалог Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограниченно определенной тематикой Монолог Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику
Методы развития связной речи Организованная деятельность Пересказ Рассказывание по картине - по серии сюжетных картинок - из личного опыта Творческое рассказывание по заданной теме - по стихотворению - по сказке - по скороговорке Составление описательного рассказа Заучивание стихотворений Совместная деятельность Беседа Сюжетно- ролевая игра Речевая игра Индивидуальная работа Интеграция видов деятельности Наблюдение Экскурсии Игры- драматизация Игры – инсценировки Загадки
Приёмы развития связной речи Игровые Сюрпризный момент Игровой персонаж Речевые игры Эмоциональность педагога Словесные Ч тение литературного произведения, речевые упражнения, речевой образ, вопрос, подсказка, повторное проговаривание, оценка детской речи, напоминание, объяснение, указания. Наглядные Показ иллюстраций, картин, объекта моделирования (схемы, мнемосхемы)
Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы К.Д Ушинский Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью В связи с этим существуют требования к речи педагога
Требования к речи педагога Эмоциональность Выразительность Содержательность ( хорошее знание предмета, о котором говорится) Ясность ( понятность для окружающих) Логичность ( последовательное изложение мыслей) Точность ( правдивое изложение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний наиболее подходящих к данному содержанию)
Дети могут Первая младшая группа Поделится информацией пожаловаться на неудобства, действия сверстника Сопровождать речью бытовые и игровые действия Отвечать на простейшие вопросы Повторять несложные фразы.
Вторая младшая группа Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использовать все части речи простые нераспространненые предложения и предложения с однородными членами
Средняя группа -Рассказывать о содержании сюжетной картинки - Участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их - Описывать предмет, картину - Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок - В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия - Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги - Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям - С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки
Старший дошкольный возраст Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ , высказывания сверстника, участвовать в беседе - Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развитым действием; - Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения - Использовать монологическую и диалогическую формы речи - Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам - Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем - Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....
Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...