Консультация «Развиваем познавательные способности»
консультация на тему

Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 70 годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники это телевидение, компьютер, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг. С другой стороны, к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности»

Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 70 годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники это телевидение, компьютер, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг. С другой стороны, к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Сын к отцу пришел с вопросом

Сын: Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, сажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец: Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

Чтобы избежать такой ситуации взрослые должны с большим вниманием и заботой взрастить нежные хрупкие ростки любознательности, а не варварски растоптать их своими же ногами.Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые наблюдает, как его снеговик превращается в лужу; оказывается с тканевой салфетки пятна можно отстирать, а бумажная расползается в воде; камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Насколько богат и разнообразен будет мир окружающий вашего ребенка напрямую, зависит от вас. От того как вы будете удовлетворять любознательность вашего ребенка.Интересно, каково же значение слова «любознательность»? В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова дается следующее определение. «Любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес и познавательная активность у ребенка должны сформироваться в дошкольные годы.Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она проявляется в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

1. Начните со сравнение по контрасту и подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и к окружающим, к событиям и явления социального мира. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка? », но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.

2. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием легко справляются дети 4-5 лет.

3. Проявление самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят можно научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, своей детской комнаты. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей прогулки». В моделировании и конструировании можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки и предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.

4. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка.

Уважаемые взрослые!

• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

• Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в данном предмете, явлении, о котором он спрашивает.

• Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь? »

• В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.

• Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

• Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.

5. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о подводных обитателях? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».

6. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершено необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому. Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств является повторение.

7. Хорошие результаты приносят методы экспериментирования и постановка опытов. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить – значить сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать экспериментировать. Прямо как в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В дошкольном возрасте исследование является одним из важнейших способов познания мира. В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилях группах, быть открытым для новых контактов. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности. Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:

- видеть проблему;

- задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- высказывать суждения.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию Мир физических явлений, окружающих ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Родителям вполне под силу не «ударить в грязь» перед своими почемучками, ведь интересы ваших детей это ваши интересы. А для этого нужно совсем немного:

• Изготовить интересную игру.

• Научить играть в шахматы и шашки.

• Показать фокусы.

• Рассказать о своей профессии.

• Организовать экскурсию к себе на работу, в парк.

• Организовать культпоход в театр, цирк, кино.

• Научиться изготавливать совместные поделки из природного материала, бумаги и т. д.

• Провести час вопросов и ответов на заданную тему (предварительно подготовившись) .

• Провести семейный конкурс знатоков: «Что? Где? Когда? »

• Провести вечер загадок и отгадок.

• Организовать час сказки.

• Организовать игру «Поле чудес»

• Показать познавательный мультфильм.

А если проявить фантазию можно придумать много чего интересного…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем познавательные способности ребёнка

В консультации расскрывается необходимость развития познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.  Представленный  материал позволяет  родителям   р...

Развиваем познавательные способности детей

В статье предложены рекомендации для развития познавательных способностей детей....

Консултация: « Развиваем познавательные способности у ребенка с ЗПР на прогулке.»

Развиваем познавтельные способности у детей ЗПР на прогулке....

Играем с камнями Марблс и развиваем познавательные способности ребенка

Варианты применения  камешков Марблс в работе педагога детского сада....

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей»

Заседание детско - родительского клуба"Мы вместе"гостиной "Почемучки" тема заседания "Умники и умницы" или как развивать познавательные способности днтетей"...

Консультация для родителей "Развиваем познавательные способности малыша"

В консультации представлены игры, которые развивают наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь....