Проект "Развитие коммуникативных способностей дошкольников".
проект по теме

 ПРОЕКТ     НА   ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ     НА   ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Введение.

       Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.

      В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада общение определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка».

   Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В Новейшем философском словаре, вышедшем под редакцией А.А. Грицанова, термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально – содержательный аспект социального взаимодействия».

      Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции (в виде комплекса оживления), возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

      Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Постановка проблемы.

     Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

      Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

      Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.

      Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.   Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая коммуникативные способности детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

      Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

     Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

     Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или  наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

    Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

     Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

     Исходя из выше написанного, нетрудно понять, почему темой  моего проекта  была выбрана возможность развития коммуникативной сферы  дошкольников средствами эмоционального воздействия.

Цель и задачи проекта

     Цель  данной  работы состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

2. . Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3. . Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

Методы реализации проекта.

     Указанные цели и задачи достигаются как  входе коррекционно-развивающих занятий,  так и входе других видов деятельности.

    Циклы занятий  можно поделить на несколько этапов:

   1. Исследование особенностей поведения детей; выявление на основе диагностических методик исходных уровней развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

   2. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством коррекционно-развивающих занятий при постепенном снятии скованности и напряжения во взаимоотношениях детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.

    3. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.

     Материал для работы с детьми брался из различных источников. На каждом  занятии  и вне их обязательно  создавались  условия для художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.

     Большое внимание уделяется  формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

     Всю мою работу можно представить в виде следующей таблицы:

Этапы проекта

Сроки проведения

Содержание этапа

Ответственный

I этап

Сентябрь

Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик:

-Графическая методика “Кактус”

-Методика Рене Жиля.

-Методика “Страхи в домиках”

-Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки)

-Метод наблюдения

Воспитатели

II этап

Октябрь –

Апрель

Проведение коррекционной работы посредством следующих мероприятий:

Коммуникативные игры

-«Зеркало»

-«Говорящие ботинки»

-«Молчаливое приветствие»

-«Закружилась карусель»

-«Как общаться с королем(королевой)»

-«Мне нравиться твой бант»

-«Кто поет на берегу?»

-«Здравствуйте»

-«Овощи, мебель, цветы»

-«Как чихает великан»

-«Парам-парэйро»….

Беседы

на различные темы:

-«Вспомним о лете»

-«Наши четвероногие друзья»

-«Чудеса и приключения»

-«В одиночку биться не годится»…….

Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры:

-«Зайцы»

-«Наше путешествие»

-«Определи по ритму»

-«Учись танцевать»…..

 Подвижные игры:

-«Веселые ребята»

-«Совушка»

-«Космонавты»

-«Рыбак и рыбаки»

-«Карась и Щука»

-«Змея»……

Психогимнастика и ауторелаксация:

-«Путешествие на море»

-«Театр марионеток»

-«Цапля-ворона-воробей»….

Коррекционные занятия:

-«Давайте поиграем!»

-«Цветные карандаши»….

Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры

Психологические этюды:

-«Цветок»

-«Ежата»

-«Березка»

-«Солнце»….

Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы

Обыгрывание эмоционального состояния:

-«Злой, печальный, недовольный….»

Воспитатели,

музыкальный руководитель

III этап

Май

Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у  дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций,  дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения.  Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование.  Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня.

Воспитатели, музыкальный руководитель

      Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного месяца) мной проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Используемые мной методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относятся:

-Социометрия.

-Метод наблюдения.

        Субъективные  методы направлены    на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Их ещё называют проективными   и   к  ним относят:

-Графическая методика “Кактус”.

-Методика  Рене  Жиля.

-Методика “Страхи в домиках”.

-Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки).

       Первый этап диагностики позволил  выделить в группе  проблемных детей (половина группы), нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

       Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:

-коммуникативные игры,

-беседы на различные темы,

-разыгрывание и решение “трудных ситуаций”,

-ритмические и интонационные игры со словом,

-музицирование, импровизации, танцы, хороводы,

-психогимнастические упражнения,

-психологические этюды,

-ауторелаксация,

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-обыгрывание эмоционального состояния

-подвижные игры.

         На  третьем этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего развития ребенка.

Заключение.

         Таким образом, подводя итоги работы по развитию навыков общения и оптимизации эмоционального контроля у дошкольников, хотелось бы  подчеркнуть следующие результаты: дети научились вести беседу, сотрудничать в совместной деятельности; развилось умение определять свои эмоциональные состояния и окружающих; повысилась культура общения и поведения. Но проблема развития коммуникативной личности ребенка неисчерпаема в изменяющихся социальных условиях. Поэтому педагоги и родители должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе.