«Речевая тропинка» Выступление на родительском собрании
консультация (старшая группа) на тему
Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_tropinka.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая тропинка»
Выступление на родительском собрании
«…Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они
собирают позже, в годы юности и начала зрелости…»
А.Н. Острогорский.
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Осмысление своих удач и неудач, опыта коллег, наставников, изучение литературы помогли нам осознать важность работы педагога с семьями его воспитанников. Ведь семья обладает могучей силой воспитания. Авторитет родителей, их положительная оценка значимы, жизненно необходимы для малыша. В каждой семье, независимо от национальности, есть большие возможности для ознакомления детей с историей, культурой своего народа: это чтение и рассказывание народных сказок, исполнение колыбельных, использование пословиц и поговорок.
Таким образом, семья всегда играла большую роль в приобщении детей к национальной культуре. Даже тогда, когда не было специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях, в церковной практике.
Но особенно велико было воздействие произведений устного народного творчества, используемого в речи окружающих, на воспитание детей. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Мягкость народного слова в фольклоре делала поучения ненавязчивыми, вызывала глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьёзные, возвышенные идеи и житейские правила.
Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.
Однако часто родители не уделяют достаточного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом всё исправится, или не слыша недостатков речи детей. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, настолько быстрее будет развиваться ребёнок. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями.
В связи с этим, педагоги проводят большую просветительскую работу среди родителей, используя различные формы, которые представлены в виде блоков.
- Информационно – аналитический блок
- Посещение семьи, анкетирование, тестирование, проведение социологических срезов, опросов, оформление памяток, визиток.
2. Досуговый блок.
- Проведение КВН, викторин, праздников, досугов, конкурсов, тематических выставок и вечеров, организация методических мероприятий.
3. Познавательный блок.
- Проведение читательских конференций, «круглых столов», игр – тренингов, педагогических брифингов; проведение консультаций, бесед, семинаров – практикумов по разучиванию подвижных и хороводных игр, музыкального фольклорного материала, деловых игр, викторин, групповых и общих собраний, мастер – классов, дискуссий, диспутов, организаций проектно – исследовательской деятельности.
4. Наглядно – информационный блок.
- Проведение дней открытых дверей, презентаций групп, ДОУ; просмотры открытых занятий и развлечений; организация выпуска газет, видео, аудиоматериалов, создание информационных проектов.
Нами была разработана программа развития «Речевая тропинка», основанная на народной педагогике. Она посвящена ознакомлению дошкольников и родителей с историей родной культуры, историей народа, его духовного богатства. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов даёт эффективный результат в работе с детьми. Особенно плодотворны идеи и опыт народной педагогики в дошкольном воспитании.
Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Чтобы наша работа была живой, интересной, разнообразной, увлекательной, высокоэффективной; чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую показывает связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы используем народное творчество.
Наша программа преследует следующие цели:
- активно включать родителей в воспитательный процесс;
- возрождать утерянные традиции разных народов через взаимосвязь родителей и педагогов;
- дать возможность раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку и родителю.
В наших группах стало традиционным проведение различных мероприятий, на которых обсуждаются вопросы использования устного народного творчества в воспитании правильной речи детей.
Приведём пример одной такой речевой тропинки на тему: «Приглашаем в гости в сад».
Цель:
- Активизировать деятельность родителей.
- Приобщать родителей и детей к национальным традициям своего народа.
- Способствовать приобретению опыта коллективной работы у детей.
- Развивать восприятие нравственных ценностей как своего народа, так и народов других культур.
- Помочь детям самореализоваться.
- Воспитывать у дошкольников устойчивую потребность в общении с искусством.
Мероприятие состояло из трёх частей:
а) Вступительное слово.
б) Игра – викторина.
в) Экскурсия в кабинет татарского и русского языка.
Вступительное слово содержало в себе анализ анкетирования родителей на тему: «Значение устного народного творчества в воспитательной работе с детьми», которое использовалось для своевременного определения эффективного включения родителей в воспитательный процесс.
В анкетировании участвовали четырнадцать семей и все 100% считают, что народный фольклор помогает в воспитании и развитии детей.
25% ответили, что приобщают детей в семье к национальным традициям своего народа.
37% родителей полагают, что вклад детского сада важнее в выполнении следующих функций: знакомство с традициями и культурой своего народа и изучение детского фольклора.
И лишь 23% родителей считают, что только совместная работа и родителей и педагогов в этом направлении дадут положительные результаты.
- Игра – викторина включала в себя теоретические и практические задания, а так же аукцион знаний. В теоретической части родители отвечали на вопросы, например, такие:
- Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?
- Какую речь можно считать хорошей?
- К каким сказкам подходят следующие пословицы:
«Кто встал пораньше, ушёл подальше». («Колобок»)
«Берись дружно, не будет грузно» («Репка»)
«За чужим погонишься, своё потеряешь» («Лисичка -сестричка и серый волк»)
«Не сиди сложа руки, так не будет скуки» («Маша и медведь»).
В практической части мероприятия родители и дети участвовали в разнообразных конкурсах:
- «Аукцион знаний», где каждая семья проводила презентацию своей игры по развитию речи, изготовленную своими руками.
- «Нарисуй пословицу». Родителям были предложены следующие пословицы:
«В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает»,
«Кто зря сердит, у того голова болит».
(По одному участнику выходили и рисовали пословицы на листе ватмана, установленном на мольберте). Остальные участники в это время собирали разрезные картинки, затем должны были угадать, какая пословица была изображена на картинке.
- «Путаница». Участники конкурса должны были переставить в пословицах буквы местами: (Явос ашно не янтент - Своя ноша не тянет, Чеут шокак, ёьч омся алъес – Чует кошка чьё мясо съела, Горадо клажо к дубое – Дорога ложка к обеду). Дети в это время играли в русскую народную игру «Перегонки».
- «Какое образное выражение изображено». На картине были изображены образные выражения, родители должны были назвать его: «Глаза разбежались», «Бежать, высунув язык», «Всё в руках горит», «Спустя рукава».
- «Устами младенца». Дети предварительно составляли описательные рассказы, родители угадывали голоса своих детей и предметы, о которых говорилось в рассказах.
- «Магические числа». Участники конкурса должны были вспомнить пословицы и поговорки, где встречаются цифры. («Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Где два, там и три», «Седьмая вода на киселе», «Семеро по лавкам», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»).
- «Сказка ложь, да в ней намёк». В этом конкурсе первая команда родителей с детьми инсценировала сказку «Колобок», вторая- «Теремок».
В заключении все участники посетили кабинеты татарского и русского языка.
Проведение «Речевых тропинок» позволяет родителям получить не только ценную информацию о воспитании и обучении детей через фольклор в домашних условиях, но и самим окунуться в мир детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании
конспект выступления на родительском собрании Социальная успешность ребенка...
Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)
У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...
Выступление на родительском собрание"Обучение детей чтению"
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДИКИ...
Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...