«Речевая тропинка» Выступление на родительском собрании
консультация (старшая группа) на тему
Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая тропинка»
Выступление на родительском собрании
«…Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они
собирают позже, в годы юности и начала зрелости…»
А.Н. Острогорский.
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Осмысление своих удач и неудач, опыта коллег, наставников, изучение литературы помогли нам осознать важность работы педагога с семьями его воспитанников. Ведь семья обладает могучей силой воспитания. Авторитет родителей, их положительная оценка значимы, жизненно необходимы для малыша. В каждой семье, независимо от национальности, есть большие возможности для ознакомления детей с историей, культурой своего народа: это чтение и рассказывание народных сказок, исполнение колыбельных, использование пословиц и поговорок.
Таким образом, семья всегда играла большую роль в приобщении детей к национальной культуре. Даже тогда, когда не было специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях, в церковной практике.
Но особенно велико было воздействие произведений устного народного творчества, используемого в речи окружающих, на воспитание детей. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Мягкость народного слова в фольклоре делала поучения ненавязчивыми, вызывала глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьёзные, возвышенные идеи и житейские правила.
Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.
Однако часто родители не уделяют достаточного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом всё исправится, или не слыша недостатков речи детей. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, настолько быстрее будет развиваться ребёнок. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями.
В связи с этим, педагоги проводят большую просветительскую работу среди родителей, используя различные формы, которые представлены в виде блоков.
- Информационно – аналитический блок
- Посещение семьи, анкетирование, тестирование, проведение социологических срезов, опросов, оформление памяток, визиток.
2. Досуговый блок.
- Проведение КВН, викторин, праздников, досугов, конкурсов, тематических выставок и вечеров, организация методических мероприятий.
3. Познавательный блок.
- Проведение читательских конференций, «круглых столов», игр – тренингов, педагогических брифингов; проведение консультаций, бесед, семинаров – практикумов по разучиванию подвижных и хороводных игр, музыкального фольклорного материала, деловых игр, викторин, групповых и общих собраний, мастер – классов, дискуссий, диспутов, организаций проектно – исследовательской деятельности.
4. Наглядно – информационный блок.
- Проведение дней открытых дверей, презентаций групп, ДОУ; просмотры открытых занятий и развлечений; организация выпуска газет, видео, аудиоматериалов, создание информационных проектов.
Нами была разработана программа развития «Речевая тропинка», основанная на народной педагогике. Она посвящена ознакомлению дошкольников и родителей с историей родной культуры, историей народа, его духовного богатства. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов даёт эффективный результат в работе с детьми. Особенно плодотворны идеи и опыт народной педагогики в дошкольном воспитании.
Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Чтобы наша работа была живой, интересной, разнообразной, увлекательной, высокоэффективной; чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую показывает связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы используем народное творчество.
Наша программа преследует следующие цели:
- активно включать родителей в воспитательный процесс;
- возрождать утерянные традиции разных народов через взаимосвязь родителей и педагогов;
- дать возможность раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку и родителю.
В наших группах стало традиционным проведение различных мероприятий, на которых обсуждаются вопросы использования устного народного творчества в воспитании правильной речи детей.
Приведём пример одной такой речевой тропинки на тему: «Приглашаем в гости в сад».
Цель:
- Активизировать деятельность родителей.
- Приобщать родителей и детей к национальным традициям своего народа.
- Способствовать приобретению опыта коллективной работы у детей.
- Развивать восприятие нравственных ценностей как своего народа, так и народов других культур.
- Помочь детям самореализоваться.
- Воспитывать у дошкольников устойчивую потребность в общении с искусством.
Мероприятие состояло из трёх частей:
а) Вступительное слово.
б) Игра – викторина.
в) Экскурсия в кабинет татарского и русского языка.
Вступительное слово содержало в себе анализ анкетирования родителей на тему: «Значение устного народного творчества в воспитательной работе с детьми», которое использовалось для своевременного определения эффективного включения родителей в воспитательный процесс.
В анкетировании участвовали четырнадцать семей и все 100% считают, что народный фольклор помогает в воспитании и развитии детей.
25% ответили, что приобщают детей в семье к национальным традициям своего народа.
37% родителей полагают, что вклад детского сада важнее в выполнении следующих функций: знакомство с традициями и культурой своего народа и изучение детского фольклора.
И лишь 23% родителей считают, что только совместная работа и родителей и педагогов в этом направлении дадут положительные результаты.
- Игра – викторина включала в себя теоретические и практические задания, а так же аукцион знаний. В теоретической части родители отвечали на вопросы, например, такие:
- Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?
- Какую речь можно считать хорошей?
- К каким сказкам подходят следующие пословицы:
«Кто встал пораньше, ушёл подальше». («Колобок»)
«Берись дружно, не будет грузно» («Репка»)
«За чужим погонишься, своё потеряешь» («Лисичка -сестричка и серый волк»)
«Не сиди сложа руки, так не будет скуки» («Маша и медведь»).
В практической части мероприятия родители и дети участвовали в разнообразных конкурсах:
- «Аукцион знаний», где каждая семья проводила презентацию своей игры по развитию речи, изготовленную своими руками.
- «Нарисуй пословицу». Родителям были предложены следующие пословицы:
«В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает»,
«Кто зря сердит, у того голова болит».
(По одному участнику выходили и рисовали пословицы на листе ватмана, установленном на мольберте). Остальные участники в это время собирали разрезные картинки, затем должны были угадать, какая пословица была изображена на картинке.
- «Путаница». Участники конкурса должны были переставить в пословицах буквы местами: (Явос ашно не янтент - Своя ноша не тянет, Чеут шокак, ёьч омся алъес – Чует кошка чьё мясо съела, Горадо клажо к дубое – Дорога ложка к обеду). Дети в это время играли в русскую народную игру «Перегонки».
- «Какое образное выражение изображено». На картине были изображены образные выражения, родители должны были назвать его: «Глаза разбежались», «Бежать, высунув язык», «Всё в руках горит», «Спустя рукава».
- «Устами младенца». Дети предварительно составляли описательные рассказы, родители угадывали голоса своих детей и предметы, о которых говорилось в рассказах.
- «Магические числа». Участники конкурса должны были вспомнить пословицы и поговорки, где встречаются цифры. («Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Где два, там и три», «Седьмая вода на киселе», «Семеро по лавкам», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»).
- «Сказка ложь, да в ней намёк». В этом конкурсе первая команда родителей с детьми инсценировала сказку «Колобок», вторая- «Теремок».
В заключении все участники посетили кабинеты татарского и русского языка.
Проведение «Речевых тропинок» позволяет родителям получить не только ценную информацию о воспитании и обучении детей через фольклор в домашних условиях, но и самим окунуться в мир детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании
конспект выступления на родительском собрании Социальная успешность ребенка...
Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)
У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...
Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...