Доклад " Секреты успешного проведения родительского собрания"
материал по теме
Доклад для воспитателей ДОУ. Как успешно провести родительское собрание и повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Секреты успешного проведения родительского собрания
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания. Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание. Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.
- Подготовка к родительскому собранию
Родительское собрание начинается, прежде всего, с подготовки. В первую очередь важно воспитателю хорошо разобраться в предлагаемой теме. Не пожалеть времени, собрать и прочитать необходимую литературу. Воспитатель должен знать, о чем будит говорить, что будит обсуждать. Скорее всего, придется отвечать на вопросы родителей и воспитатель должен показать себя умным, грамотным специалистом. Накануне собрания нужно провести серьезную работу по его подготовке: нужно оповестить всех родителей. Желательно привлечь родителей с помощью интересного плаката о предстоящем собрании.За две недели до собрания нужно вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, поместить в родительском уголке информацию по предлагаемой теме собрания. Она должна быть интересной, конкретной и ясной родителям. А еще лучше, изготовить приглашения на собрание руками детей, такие приглашения не оставляют пап и мам равнодушными. Так же желательно приготовить больше наглядного материала к родительскому собранию: рисунки, поделки, книги, фотографии и т.п. Важно использовать анкетирование и опросы родителей перед собранием. Это поможет выяснить уровень педагогических возможностей и знаний родителей, а также узнать, какую позицию они занимают в воспитании ребенка. Подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Серьезно продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администрацию — на обычные. Общение должно проходить на одном уровне. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании — активные участники и партнеры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания. Можно так же предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, педагогов работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. Непосредственно перед собранием важно обеспечить присмотр за детьми. Но, к большому сожалению, так же нужно учесть, что значительная часть родителей просто пассивна, и не научена занимать не то чтобы активную, но и вообще какую-либо выразительную роль на родительских собраниях. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными ДОУ? Как вывести родителей из пассивной позиции? В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний. Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор.
2.Формы проведения родительских собраний
Круглый стол Проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом. Задают вопросы и отвечают на них необязательно педагоги детского сада. Во время такого собрания можно объединять родителей парами или тройками для обсуждения какого-либо вопроса, ситуации.
Конференция На конференции собираются и педагоги, и специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме. Каждый выступает со своей точкой зрения, как он видит данную жизненную ситуацию. Это дает всем причастным к воспитанию детей возможность не только высказываться, но и услышать другого человека, а затем прийти к общему мнению. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.
Презентация Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото-, видеоматериалами. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.
Родительская газета Одной из современных форм работы с родителями с учетом уровня их образования, запросов, интересов является газета. Каждый номер посвящается только одной теме, наиболее актуальной на данный период. Газета оформляется с использованием статей родителей, воспитателей, специалистов ДОУ. В ней могут помещаться фотографии, рисунки детей. Газета перед родительским собранием помещается в группе, и все участники периодически обращаются к ней на протяжении мероприятия.
Школа для родителей В основном такая форма нужна молодым матерям и отцам с целью получения педагогических знаний.
Видеозаписи, слайд-шоу Просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний. Благодаря таким формам организации собраний родители почувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и научатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.
Памятка поведения педагога ДОУ на родительском собрании
1.Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.
5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.
6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.
7. Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.
П а м я т к а
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
1.Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п.
2.Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.
3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.
9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
Литература
1. Л.Н. Киш, С.В. Греку «Родительские собрания» Волгоград, Учитель 2010 г.
2. О.В. Матросова «Современные проблемы детского сада и семьи», Волгоград, Учитель 2010 г.
3. Л.Е. Осипова «Работа детского сада с семьей» г. Великие Луки, Издательство Скрипторий, 2008 г.
Предварительный просмотр:
Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей
Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармоничным мы можем назвать такое воздействие человека с окружающей жизненной средой, при котором сохраняются его здоровье, способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.
По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.
Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются. Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является сон, питание, режим жизнедеятельности ребенка, закаливание, физическая нагрузка. В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна.,. Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению учённых, часто свидетельствует о том, что ребёнок не досыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. Хроническое недосыпание превратилось в настоящую проблему детской медицины. По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1-2 часа в сутки, примерно 5%. Причина – неумелая организация сна дома. Ребёнок 2-3 лет должен спать не менее 14, с 4-5 лет-13 часов, 6до 7 лет- 12 часов в сутки. Существует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребёнок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребёнка неизнеженным. Но, отмечают специалисты, это довольно серьёзное заблуждение. Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого, полноценного сна, нервная система не получает полноценного отдыха. Ребёнок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия. К сожалению, процесс укладывания ребёнка в постель превращается в тягостную для ребёнка процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают требования к охране сна ребёнка.
Какими же должны быть условия для полноценного сна?
1) Основные условия полноценного детского сна.
а) Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть. Но когда ребёнок уляжется и родители убедятся , что он хорошо укрыт одеялом и заснул, форточку следует открыть снова. Обычно взрослые боятся открыть форточку или окно, чтобы не простудить ребёнка. Это не правильно. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. б) У ребёнка должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж и сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывание ребёнок засыпает уже через 5 мин. в) В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда ребёнок ляжет, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки должен ребёнок слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен. Закончив пение колыбельной, нужно подойти к ребёнку и прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, “Засыпай, Танюша… Спи, мой хороший” и т.п. Быстрый эффект даёт нежное поглаживание едва касаясь волос, головы ребёнка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях взрослого ребёнок тотчас расслабляется и засыпает.
затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировки терморегуляционной системы организма ребёнкаНа втором месте организация питания.
2) Психологические аспекты организации питания детей.
Психологический комфорт детей во многом зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи.
- Кормить ребёнка следует 4 раза в день.
- Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов.
- Если ребёнок в период между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа.
- Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет 12-13 часов.
- Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребёнка, что бы обеспечить ему спокойный сон. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Для этого в столовой должна звучать спокойная музыка или мониторы с меняющимися изображениями пейзажей. Не следует, принуждать ребёнка есть. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита ни кто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни. Организация режима жизнедеятельности детей. Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в детском саду задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является психоэмоциональным напряжением.
В нашем детском саду режим дня детей гибкий, то есть учитывающий возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.
3) Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Оптимальным двигательным режим будет считаться при следующих условиях:
- соотношения покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
- в течение дня у детей не наблюдаются признаки рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
- артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
- нормальные;
- моторные;
- малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение. У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершены. Мало того исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность, агрессивность, неуравновешенность и т.д. Очень важную роль на развитие двигательной деятельности детей играет утренняя гимнастика.
Оздоровительная утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребёнка. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренних гимнастик включают только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствий… Утренняя терапевтическая гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечнососудистой системы, развитию способностей организма лучше усваивать кислород.
Водные процедуры как компонент физкультурной терапии
Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляции аппарата организма человека, являются водные процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбуждённому человеку предлагают выпить воды, уставшему – умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребёнка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо. Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры – это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко усваивают самые маленькие ребятишки. Для укрепления физического и психического здоровья очень полезно систематическое посещение бани. Баня снимает утомление. Банный жар, прогрев кожу и мышцы, ткани и органы, вызывает у детей приятную расслабленность, раскованность. А такое безмятежное, неотягощённое, лёгкое настроение психологически очень комфортно и сохраняется около суток. Хороший успокаивающий эффект дают тёплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед сном. Для этой процедуры достаточного небольшого пластмассового тазика. Вода в него наливается чуть выше щиколоток. Но лучше малышам принять тёплые ванны для рук. В ванночки наливается тёплая вода, и ребёнку предлагается искупать игрушку из мягкого поролона. Неплохо в воду добавить отвары трав: валерьяны, пустырника. Хороший эффект даёт добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашка, лаванда, мята. Длительность такой процедуры 8-10 мин., после чего ребёнка укладывают спать. Сон после неё очень крепкий.
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок
Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию. Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка. Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Во время психотерапевтической прогулки, необходимо идти, стараясь сохранять спортивный шаг. Остановку дети должны делать самостоятельно. “Стой!” - произносит ребёнок и останавливается. И вы должны остановиться вместе с ним, независимо от того, предполагалось здесь остановиться или нет. А на этих остановках вы организуете с ребёнком игры (коммуникативно-лингвистические, развлекательные, оздоровительные) смотря по ситуации и местоположению. В связи с этим маршрут психотерапевтических прогулок необходимо заранее продумывать. По возвращению с прогулки можно спросить ребёнка, что ему понравилось больше всего и попробовать это нарисовать совместно с воспитателем.
Оздоровительные игры
Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, нацеленность взрослого на создание у детей эмоционального подъёма – всё это создает у детей состояние особого психологического комфорта. Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдения за детьми во время проведения оздоровительных игр дадут достаточно информации о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении некоторых игр, можно определить, у кого из детей нарушена функция равновесия, или можно оценить гибкость туловища. Длительность игр зависит от содержания и может варьироваться от 1 до 2 мин. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 мин. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны повторяться (только изредка), что бы детям было интересно. Существуют такие оздоровительные игры “Ходим как звери”, “Где же наши ручки?”, “Весёлый мячик” и многие другие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002.
2. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.,1994.
3. Запорожец А. В. Принцип развития в психологии. М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Идея проведения родительского собрания на тему: «Социальная успешность ребенка раннего и дошкольного возраста».
В настоящем докладе мы хотим поделиться идеей проведения родительского собрания на тему: «Социальная успешность ребенка». Целью проведения данного собрания стало желание выз...
Консультация для молодых специалистов "Секреты успешного проведения родительского собрания"
Консультация для молодых специалистов...
Консультация для молодых педагогов " Секреты успешного проведения родительского собрания"
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Секреты успешного проведения родительского собрания»
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...
Секреты успешного проведения родительского собрания.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей...
Рекомендации молодым специалистам «Секреты успешного проведения родительского собрания»
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...