План по самообразованию
проект по теме

Бычкова Марина Валерьевна

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача педагога – создать условия для реализации этой активности.

 Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Ученый Н.Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

 Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.).

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

"Утверждаю"

Заведующий МБДОУ

                  "Детский сад № 3 "Теремок"  ЕМР" РТ

_____________Адиуллина М.Ф.

 Приказом № 83

 от  "_____"___________2016 г.

План работы по самообразованию

воспитателя Бычковой Марины Валерьевны

Год

Проблема

Тема

Содержание

работы

Результат

(форма)

отчетности

Перспективы

2016-

2017

2017-2018 год

2018-2019 год

2019-2020 год

2020-2021 год

 Решение проблемы  через самостоятельное планирование, реализацию эксперимента, формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога с детьми.

Успешное решение проблемы через самостоятельную организацию детьми познавательно-экспериментальной деятельности, фиксировании результатов и формулировании выводов.

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения путем осуществления самостоятельного изготовления карточек с символическим изображением темы эксперимента детьми.

Успешное решение постановки проблемы детьми через целеполагания, выдвижение гипотез и анализ полученного результата.

Успешное решение постановки проблемы детьми через целеполагания, выдвижение гипотез и анализ полученного результата

Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности.

Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности.

Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности.

Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности.

.

Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности.

1-й этап.

Изучение научно-методической литературы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Н.Е.Веракса. познавательно-исследовательская деятельность дошкольников(4-7лет)

Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста

2-й этап 

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей 

3-й этап

 Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы и картотеки.

4-й этап

Использование на занятиях и в режимные моменты.

1-й этап. Продолжение изучения  научно- методической  литературы:

1.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.Опытно-экспериментальная деятельность. В.В.Москаленко.Издательство: Учитель, 2009г

3.Экологические занятия с детьми 6-7лет. Т.М.Бондаренко.- Издательство: ТЦ Учитель, г. Воронеж, 2009г.

4.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Л.Н.Прохорова.-Издательство. Аркти, 2005г.

5.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.Человек.А.И.Иванова.-Программа развития Издательство: Сфера, 2008г.

2-й этап.

Пополнение картотеки.

3-й этап

Активное привлечение родителей по оснащению лаборатории оборудованием и материалами.

4-й этап

Использование на занятиях и в режимные моменты.

1-й этап.  Продолжение изучения научной и учебно – методической литературы.

2-й этап. Разработка перспективного плана

 

3-й этап.

Апробация собранного материала.

4-й этап. Выявление эффективных форм и методов.

 

1-й этап.  Продолжение изучения научной и учебно – методической литературы.

2-й этап. Продолжение пополнения  картотеки.

3-й этап. Использование эффективных форм и методов.

4-й этап. Подбор DVD дисков по изучаемым темам.

1-й этап. Продолжение изучения научной и учебно – методической литературы.

2-й этап. Использование на занятиях и в режимные моменты.

3-й этап. Использование эффективных форм и методов.

4-й этап. Оценка знаний по изучаемым темам

Выступление на родительском собрании  о ведении кружковой работы «Юные Знайки» по познавательно-экспериментальной деятельности.

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»

Выпуск памяток для родителей: "Как помочь маленькому исследователю".

Консультация для воспитателей «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей «Требования к проведению наблюдений»

Картотека  для родителей «Опыты в домашних условиях».

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Показ на родительском собрании мастер-класса «Юные Знайки»

Показ открытого просмотра занятия «Удивительное рядом» для родителей.

Презентация  видеороликов для воспитателей «Маленькие исследователи»  опыты в домашних условиях.

Выпуск памяток для родителей «Я познаю мир»

Проведение игр  на родительском собрании с использованием эксперимента например, «Секретное донесение» и др.

Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей «Содержание опытно-экспериментальной деятельности», показ мастер-класса

Папка-передвижка для родителей «Наши достижения-как юных исследователей»

Конкурс среди родителей «Юные Графиты, фотографы, зарисовщики».

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их.

Фотовыставки в течение года «Мы открыватели!»

Выступление на родительском собрании  о проделанной работе по кружку«Юные Знайки» , просмотр презентации.

Выступление на педсовете с отчетом по проделанной работе по самообразованию, прогноз на будущее.

Использова

ние на практике

Выступление на региональ-ном семинаре.

Использование на практике.

Участие в конкурсах на муниципальном уровне.

Размещение материалов на интернет сайте.

Использование на практике.

Выступление на методичес-ком объединении

Размещение материалов на интернет сайте.

Использование на практике.

Участие в конкурсах на региональном уровне.

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в познавательно-экспериментальной деятельности».

Использование на практике.

Выступление –отчет на методичес-ком объединении

по проделанной работе по самообразованию

Интернет-обмен передового опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...