План по самообразованию
проект по теме
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача педагога – создать условия для реализации этой активности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Ученый Н.Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.).
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
"Утверждаю"
Заведующий МБДОУ
"Детский сад № 3 "Теремок" ЕМР" РТ
_____________Адиуллина М.Ф.
Приказом № 83
от "_____"___________2016 г.
План работы по самообразованию
воспитателя Бычковой Марины Валерьевны
Год | Проблема | Тема | Содержание работы | Результат (форма) отчетности | Перспективы |
2016- 2017 2017-2018 год 2018-2019 год 2019-2020 год 2020-2021 год | Решение проблемы через самостоятельное планирование, реализацию эксперимента, формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога с детьми. Успешное решение проблемы через самостоятельную организацию детьми познавательно-экспериментальной деятельности, фиксировании результатов и формулировании выводов. Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения путем осуществления самостоятельного изготовления карточек с символическим изображением темы эксперимента детьми. Успешное решение постановки проблемы детьми через целеполагания, выдвижение гипотез и анализ полученного результата. Успешное решение постановки проблемы детьми через целеполагания, выдвижение гипотез и анализ полученного результата | Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности. Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности. Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности. Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности. . Развитие познаватель-ного интереса детей через технологию исследователь-ской деятельности. | 1-й этап. Изучение научно-методической литературы: 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. 9. Н.Е.Веракса. познавательно-исследовательская деятельность дошкольников(4-7лет) Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста 2-й этап Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей 3-й этап Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы и картотеки. 4-й этап Использование на занятиях и в режимные моменты. 1-й этап. Продолжение изучения научно- методической литературы: 1.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. 2.Опытно-экспериментальная деятельность. В.В.Москаленко.Издательство: Учитель, 2009г 3.Экологические занятия с детьми 6-7лет. Т.М.Бондаренко.- Издательство: ТЦ Учитель, г. Воронеж, 2009г. 4.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Л.Н.Прохорова.-Издательство. Аркти, 2005г. 5.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.Человек.А.И.Иванова.-Программа развития Издательство: Сфера, 2008г. 2-й этап. Пополнение картотеки. 3-й этап Активное привлечение родителей по оснащению лаборатории оборудованием и материалами. 4-й этап Использование на занятиях и в режимные моменты. 1-й этап. Продолжение изучения научной и учебно – методической литературы. 2-й этап. Разработка перспективного плана
3-й этап. Апробация собранного материала. 4-й этап. Выявление эффективных форм и методов.
1-й этап. Продолжение изучения научной и учебно – методической литературы. 2-й этап. Продолжение пополнения картотеки. 3-й этап. Использование эффективных форм и методов. 4-й этап. Подбор DVD дисков по изучаемым темам. 1-й этап. Продолжение изучения научной и учебно – методической литературы. 2-й этап. Использование на занятиях и в режимные моменты. 3-й этап. Использование эффективных форм и методов. 4-й этап. Оценка знаний по изучаемым темам | Выступление на родительском собрании о ведении кружковой работы «Юные Знайки» по познавательно-экспериментальной деятельности. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности» Выпуск памяток для родителей: "Как помочь маленькому исследователю". Консультация для воспитателей «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей «Требования к проведению наблюдений» Картотека для родителей «Опыты в домашних условиях». Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Показ на родительском собрании мастер-класса «Юные Знайки» Показ открытого просмотра занятия «Удивительное рядом» для родителей. Презентация видеороликов для воспитателей «Маленькие исследователи» опыты в домашних условиях. Выпуск памяток для родителей «Я познаю мир» Проведение игр на родительском собрании с использованием эксперимента например, «Секретное донесение» и др. Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей «Содержание опытно-экспериментальной деятельности», показ мастер-класса Папка-передвижка для родителей «Наши достижения-как юных исследователей» Конкурс среди родителей «Юные Графиты, фотографы, зарисовщики». Консультация для воспитателей по обмену опытом Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их. Фотовыставки в течение года «Мы открыватели!» Выступление на родительском собрании о проделанной работе по кружку«Юные Знайки» , просмотр презентации. Выступление на педсовете с отчетом по проделанной работе по самообразованию, прогноз на будущее. | Использова ние на практике Выступление на региональ-ном семинаре. Использование на практике. Участие в конкурсах на муниципальном уровне. Размещение материалов на интернет сайте. Использование на практике. Выступление на методичес-ком объединении Размещение материалов на интернет сайте. Использование на практике. Участие в конкурсах на региональном уровне. Обмен опытом на сайтах «Самообразование в познавательно-экспериментальной деятельности». Использование на практике. Выступление –отчет на методичес-ком объединении по проделанной работе по самообразованию Интернет-обмен передового опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...