мастер-класс
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 14п. Магнитка.
Мастер - класс
ТЕМА: «использование наглядно-дидактического материала в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
( приложение к творческому отчёту)
Музыкальный руководитель:
Малыгина М.Г.
2008г.
В любом виде деятельности - будь то музыкальное занятие, развлечение или просто беседа о музыке, немаловажное значение имеет внимание ребёнка, т.е. направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете или явлении.
Как известно, у младших дошкольников внимание не устойчивое. Удержание его требует от педагога поиска новых приёмов и методов, практических наработок.
Одним из самых важных принципов в воспитании дошкольников является наглядность обучения.
Я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, своей педагогической находкой в плане удержания зрительного внимания младшего дошкольника. На своих занятиях я использую игрушки-самоделки. Моё увлечение их изготовлением не давнее, примерно около года, но я уже не представляю занятий без моих помощников.
Так как я широко использую фольклор в разных видах музыкальной деятельности, мои игрушки-герои русских народных сказок. Это Курочка Пеструшка, Петушок Золотой Гребешок, Цыплята, Лягушка Квакушка.
Давайте поближе познакомимся с ними. Что же это за игрушки, чем они замечательны?
Вот Курочка-пеструшка. Это игрушка- коробочка, игрушка-сюрприз. Внутри её помещаются различные предметы, необходимые для занятия:
Курочка моя, умница моя,
Вот зерно, вот водичка,
Ты снеси яичко!
Беленькое!
Ой, ребятки, курочка и вправду снесла нам яичко, а давайте мы его разрисуем.
Или: А скорлупка-трак!
Половинки-Крак!
Побежали, побежали
Жёлтые цыплятки!
Вы куда. Куда, куда?
Ну-ка все сюда, сюда
Курочке под крылышко!
Давайте, ребятки наклеим цыпляток вокруг курочки, соберем их всех вместе, чтобы они от мамы не убегали.
На праздник Курочка - Пеструшка принесла детям угощение.
Или вот такой вариант:
Курочка пеструшка,
Где твои подружки,
Почему сидишь одна,
Чем ты так удручена?
-Я ни с кем не разговариваю,
Я своих цыплят выпариваю!
Ой, ребятки, а вот и цыплятки вы велись, хотите сними поиграть? Давайте пальчики.(Цыплята одеваются на указательный палец).
Далее идёт игра или разучиваются какие-то танцевальные движения.
-Курочка с цыплятами
По лужице идут,
Лапки выше поднимают,
Песенку поют:
Ко, ко, ко, Ко, ко, ко,
Мы шагаем далеко.
Ко, ко, ко, Ко, ко, ко,
Мы шагаем далеко!
Цыплятки весело шагают, лапки выше поднимают !- В процессе такой игры, ни один ребёнок не остаётся безучастным и буквально на первом занятии ребята осваивают ходьбу с высоким подниманием колен.
Другой вариант:
Вышла Курочка гулять,
свежей травки поклевать,
А за ней ребятки,
жёлтые цыплятки
-цыплятки идут за курочкой, друг за другом, а мама-курочка следит, чтобы никто не отставал и приговаривает:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
Используя игрушку и песенку дети быстро осваивают ходьбу друг за другом, никто не желает отставать от мамы-квочки.
Цыплятки по прежнему находятся на пальчиках у детей, далее дети-цыплята учатся «клевать зёрнышки», «пить водичку», «искать червячков».
Песенка или потешка произведёт большее впечатление, если в руках ребёнка появилась яркая игрушка. Так же быстро усвоится и танцевальное движение.
Я обратила внимание на эмоциональное состояние ребёнка, когда у него на пальчике «сидел» цыплёнок - кто-то заглядывал ему в глазки, кто-то начинал кормить с ладошки, кто-то целовал, но ни один ребёнок младшего возраста не уронил цыплёнка, все дети с трепетом и интересом держали на пальчике этот жёлтый комочек. И готовы были выполнить любое задание педагога.
Я - весёлый Петушок,
Курам верный пастушок,
На посту и день и ночь,
Уходите, воры прочь!
Кур своих уберегу,
Ко-ко-ко,
Кукареку!
А вот и Петушок-Золотой гребешок. Эта моя игрушка необычна тем, что она оживает в руках, умеет разговаривать с малышом, покачиваясь в такт речи, пения. Петушок большой помощник в обучении детей пению. Мои коллеги музыкальные руководители, да и все, кто просто посещал хор в школьные годы, знают, как важно при пении широко и правильно открывать рот. А как это объяснить ребёнку 2-Злет?
Достаточно показать, как это делает Петушок, опять же, сконцентрировав внимание на игрушке, ребёнок будет подражать её действиям, поэтому не случайно у моего петушка такой большой, открывающийся рот:
-Как Петушок поёт:
Кукареку! - ротик широко открывает, громко поёт!
Научить ребёнка правильно (широко, кругло) открывать рот в младшем возрасте - успех по пению в старших группах. Ребенок никогда не начнёт петь, если у него скован, зажат рот. А повторяя звуки вместе с голосистым петушком я решаю эту задачу довольно легко. Для этой цели подойдут игрушки из кукольного, варешкового театра, у которых открывается рот с помощью лески, хотя у этих игрушек рот довольно маленький. Поэтому у меня появилась ещё одна голосистая игрушка Лягушка-Квакушка.
В старших группах можно использовать эти игрушки для инсценирования песен, постановок сказок. Изготовив игрушки, я стала собирать художественное слово к ним . С этими игрушками - каждое занятие-спектакль. .Может быть, найдутся скептики и скажут, зачем нужно тратить время на изготовление таких игрушек- самоделок, ведь можно купить красивую, яркую игрушку. Да, можно, но она не выполнит столько педагогических задач, сколько мы выполняем с моими игрушками. В процессе эмоционального общения происходит процесс обучения, игрушки разговаривают с ребёнком, смотрят ему в глаза, удерживают его внимание своими действиями.
Буду очень рада, если моя творческая находка пришлась кому-то по душе, Могу предложить выкройки игрушек художественное слово , песни, игры, нотный материал. Планирую сшить весёлую куклу Щеголиху, Зайца ,и т.д. Использование игрушек-самоделок помогает в моей работе с детьми добиться более высоких результатов во всех разделах музыкального воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...