Бакчам минем!
статья на тему

Доклад!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_doklad_6gr.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей

с нарушениями слуха №29»

Проектная работа

“Знакомство детей с природой-одно из основных средств всестороннего развития”.

                                Подготовили:

воспитатели интегрированной

 группы №6

Рафикова Р.Ш.

Ахметова Н.И.

Нижнекамск, 2015

Знакомство детей с природой-одно из основных средств

всестороннего развития.

Задача проекта-осветить вопрос об использовании природы для развития наблюдательности  и мышление у детей интегрированной подготовительной к школе группы.

Природа своей яркостью, разнообразием, постоянной сменой явлений привлекает детей: объекты природы, с которыми дети имеют общение, вызывает у них интерес, ставят перед ними вопросы, на которые дети ищут ответа. Но ребенок-дошкольник еще мал; наша задача-помочь ему осознать впечатления, получаемые от общения с природой, направить его нтерес, создать условия, при которых дошкольник мог бы сосредотчить внимание на ценных с педагогической точки зрения явлениях природы. Необходимо ставить ребенка в непосредственное сопрокосновение с природой.

Старший дошкольник иначе познает окружающее, чем ребенок 3-4 лет; из обилия объектов, которые его окружают, он может выделить то, что его в данный момент интересует, и на этом некоторое время сосредоточить свое внимание. С течением времени внимание ребенка становится все более устойчивым. При наблюдении он использует свой небольшой опыт, сравнивает, сопостовляет, находит сходство и различие. Наблюдая окружающее, он обращает внимание на следование некоторых явлений друг за другом и подмечает связь между ними; он начинает понимать причинную зависимость.

Но опыт ребенка еще ограничен, он охватывает узкий круг предметов и явлений, с которыми имеет непосредствнное общение. Ребенок неизбежно встречается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями, и у него возникает желание узнать новое, понять непонятное.

Дошкольник живет не в изолированной среде, он постоянно общается со взрослыми и друзьями; к взрослым он часто обращается за разрешением своих недоумений. Умственное развитие дошкольника не строится только на основе его личного опыта.

Большая часть детей нашей группы посещают детский сад 4 года, нынче она у нас преобразовалась в интегрированную группу. То есть 4 детей с нарушениями слуха. Эти дети адаптированы и хорошо контактируют с массовыми детьми.

Пребывание в детском саду уже подготовило их к иной работе, которую предстояло вести с ними: явления природы вызывали у детей интерес, они имели некоторое представление об особенностях каждого сезона (зимой холодно, пдает снег, весной распускаются деревья, осенью поспевают овощи и т.д. и т.п.), узнавали овощи, фрукты, ягоды по виду и вкусу. Занятия в уголке природы воспитывает у детей бережное отношение к природе.

Мы поставили перед собой задачу-углубить интерес к природе, воспитать любовь к ней и бережное отношение к живым и растениям, воспитывать любознательность и наблюдательность, умение сравнивать, делать некоторые выводы.

Методы нашей работы были разнообразны: экскурсии, прогулки, занятия в уголке природы, игры с природным материалом, занятия в цветнике и на огороде, использование литературы и иллюстраций.

Необходимо дать детям возможность общения с природой во время прогулок и экскурсий. Нам легче вызвать и поддержать интерес к какому-либо объекту тогда, когда ребенок сам слышит, прикасается, ощущает запах. При проведении прогулок и экскурсий мы имеем возможность направить внимание детей на педагогически ценные моменты из жизни природы, яркие и интересные, дающие детям конкретные представления.

Уголку природы мы придаем огромное значение в работе с детьми подготовительной группы. В уголок природы мы помещаем те растения, с которыми нам нужно познакомить детей. В развитии наблюдательности детей уголок природы играет большую роль: здесь мы привлекаем к кратковременным наблюдениям детей с нарушением слуха, с рассеянным вниманием; здесь работает и ребенок, который умеет наблюдать более длительно и сосредоточенно. В уголке природы мы проводили индивидуальные и групповые наблюдения, общие занятия с детьми; здесь же дети рассматривали иллюстрации. Уход за растениями, бережное отношение, давали элементарные навыки ухода.

Наблюдения над растениями требуют от детей длительного внимания. Но все же они с большим интересом наблюдали за распусканием веточек (тополя, рябины, черешни, березы),  за прорастанием семян, за развитием растений в уголке природы. Нам кажется, что большое значение здесь имеет интерес самих воспитателей. Каждое утро мы приводим в порядок уголок природы, снимали сухие листья с комнатных растений, поливали, внимательно оглядывали каждое растение. Дети помогали нам, наблюдали вместе с нами. В привычку детей вошло - пришли, раздеться, поздороваться и сразу подойти к уголку природы. От их внимательного глаза неускользали мелочи, они отличали каждую лопнувшую почку, каждый новый листок на веточках. Это умение наблюдать, замечать развивалось постепенно. Привлекли детей к наблюдением, учили находить интересное. Держа в поле своего внимания всех детей, находили каждому занятия по силам в уголке природы.

Много интересного узнали дети, наблюдая "огород на окне": первые ростки, развитие растений, созревание овощей (лук, чеснок, огурцы, редис, овес и т.д.).

 Дети во время наблюдений, на основе своего опыта, делали некоторые выводы; они сами заметили, что растения тянутся к солнцу. Особенно отчетливо это было видно на выходах овса, укропа, горчицы и т.д., которые дети каждый день поворачивали к свету, а вечером снова замечали, что овес и т.д. "нагнулись" к солнышку. Наблюдая и ухаживая за цветами, дети отметили, что примула больше любит воду, чем бальзамины. Дети отметили, что для растений необходимо: свет, тепло, почва, вода и уход.

В уголке природы мы приводим занятия с отдельными детьми, т.е. с такими как дети с нарушениями слуха, учитывая при этом их особенности. (Матвей, Самира, Иван, Савелий). Готовили контейнера, ящики, вырезали "свинок" из бросового материала, подготовка земли, подкормка растений и т.д.

Индивидуальной работе с детьми в уголке природы придавали большое значение, и результатом все сказалось: дети приобретали умение наблюдать, сосредотачивать внимание, неотвлекаться, находить ответ на возникающие вопросы. Кроме индивидуальной работы, проводили в уголке природы ("огород на окне") занятия с небольшими группами, также занятия со всей группой.

Старались строить общие занятия так, чтобы материал был знаком детям, чтобы они уже имели какое-то наблюдения над ним, но в то же время ставили перед детьми вопросы, которые заставляли их и думать, вспоминать, делать умственные усилия, уточнять, обобщать. Кроме того, старались к тому, чтобы у детей возникали вопросы, побуждающие их к дальнейшим наблюдениям.

В уголке природы часто проводили с детьми дидактические игры, связанные с знакомством с растениями, животными.

Игра "Узнай по запаху" (с цветами, овощами) показали, что дети хорошо зная предмет, при отсутствии зрительного восприятия часто ошибаются, особенно при узнавании запахов цветов и т.д. Игры "Угадай дерево по листу", "Найди какой цветок", "Что где растет", "Раз, два, три к дереву ...? беги" и т.д., которые мы проводили во время прогулок, направляли детскую наблюдательность, учили сосредотачиваться, сравнивать.

Подытоживая работу - занятия в уголке природы, "огорода на окне", можно сказать, что "огород на окне"-это своеобразная лаборатория, где  дети ведут наблюдения, ставят доступные им опыты, где возникают много вопросов, на которые дети путем сопоставления, наблюдения, сравнений, часто сами находят ответы. Уголок природы, "огород на окне" дает детям возможность шире раскрыть глаза на мир. Ребенок, который внимательно приглядывается к уголку природы в группе, при столкновении с внешним миром видит больше, смотрит глубже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного вечера "Саубул, бакчам!"

Мәктәпкә хәзерлек төркеме балаларын мәктәпкә  озату үзе бер бәйрәм. Бу бирелгән кичә үрнәге сезгә эшегездә ярдәм итәр һәм сайтымның тыйнак бер бизәге булыр дип уйлыйм...

Бакча һәм гаиләнең хезмәттәшлеге

Бакча һәм гаиләнең хезмәттәшлеге (чыгыш)...

«Бар матур бакча»

Конспект занятия по татарскому языку....

"Минем бакчам"

Балалар  белән әңгәмәләр кору (“Мин әнигә ничек булышам“, Нинди  һөнәр ияләрен беләм?”), табышмаклар, мәкальләр, шигырьләр өйрәтү, сәяхәтләр үткәрү, һөнәр ияләре  турында  рәсемнәр...

Комплексное занятие по развитию речи"Минем бакча"

Конспект комплексного занятия занятия по развитию речи и лепке...

"Минем бакчам"

Тема: «Минем бакчам».Максат : Балалар бакчасы темасына кагылышлы  сүзләрне хәтердә ныгыту, балаларга  өлкәннәр хезмәте турында мәгълүмәтләр бирүне дәвам итү, татар телендә үзләренең ...