Рабочая программа
рабочая программа на тему
Принято
на педагогическом совете от 23.10.2014, протокол педсовета №2
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детский сад №269 г.о. Самара
__________Никонова Е.А.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительно общеразвивающая программа физкультурно - спортивно направленности
«По здоровой дорожке»
для детей с 3 до 7 лет.
Разработчик:
инструктор по физической культуре
Антонова Елена Владимировна
Самара 2015
Методическая разработка по физической культуре для средних, старших и подготовительных групп ДОУ.
«Профилактика плоскостопия».
Автор: Антонова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ №269, г.о. Самара
Описание материала: Предлагаю методическую разработку непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Плоскостопие» для детей средней, старшей и подготовительной групп (3-7 лет). Материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Данный материал поможет разнообразить занятия по физкультуре и утреннюю гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.
Пояснительная записка
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной.
Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное.
В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Цель:
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.
Задачи:
Коррекционные:
1. Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
2. Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ. инвентаря.
3. Обучение параллельной ходьбе с опорой на внешние края стоп.
4. Формирование правильной осанки.
Образовательные:
1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.
3. Обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра.
4. Формирование представлений о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости(полезности) физ. упражнений, направленных на укрепление свода стопы.
5.Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку.
2. Развивать устойчивый интерес ребёнка к двигательной активности на занятиях кружка.
3. Формировать уверенность ребенка в своих физических возможностях.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативность в использовании.
5. Воспитание потребности у ребенка выполнять спортивные движения.
Методы и приёмы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
Практический метод играет решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей. Это, как правило, повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
Принципы содержания программы
1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность ребенка, атмосфера
3. Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений дома; открытие новых знаний.
6. Использование упражнений по плоскостопию от простого к сложному.
Краткая характеристика структуры программы
Занятия по профилактике плоскостопия и коррекции осанки начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.
Занятия рассчитаны на детей 6 ,7 лет, продолжительность занятий – 30-35 минут, проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня. В группе 12 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 6-8 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс рассчитан на две недели.
Курс рассчитан на 1 год.
Основные направления коррекционной работы:
1. Первичная диагностика детей.
Медицинской сестрой детского сада в начале учебного года проводится первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки).
2.Формирование группы детей для коррекционных занятий.
3. Подбор упражнений для работы с детьми.
4.Сравнительная диагностика.
5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 1 года.
6. Организация работы с родителями:
а) консультации и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей;
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении
упражнений самостоятельно в домашних условиях.
Содержание занятий:
· Ходьба по плоским предметам
· Ходьба по массажным коврикам
· Ходьба змейкой
· Ходьба по ребристой поверхности
· ОД с мячом
· ОД с кеглями
· ОД с гимнастической палкой
· ОД на гимнастической скамейке
· ОД на гимнастической стенке
Особенности структуры занятий:
· Различные виды ходьбы, перестроение.
· Комплекс коррекционной гимнастики по плоскостопию
· ОД «Дорожка здоровья» .
· Подвижные игры.
· Малоподвижные игры.
Учебный план
Группа | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
Средняя | 1 | 33 |
Старшая | 1 | 33 |
Подготовительная | 1 | 33 |
·
Интеграции образовательных областей:
· «Художественно-эстетическое»,
· «Физическое развитие»,
· «Социально-коммуникативное».
Техническое оснащение:
Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт., маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт., кубики -20 шт., доска ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт.
Инвентарь: фитболы – 1 шт., канат – 2 шт., скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 7 шт., гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт., маленькие — 12 шт.
Нестандартное оборудование: кольцеброс, массажные мячики, массажные коврики, дорожка из следов, коврик из пробок.
Методическое обеспечение:
Программа составлена с учётом рекомендаций педиатра Любимой Л.В.,
Журнал «Начальная школа» № 11 2001 г
Крылов В.В. и Крылова З.Е. «Босиком для здоровья»
Пустынникова Л..М. «Система»
Храмова Т.В. Программа кружка «Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия» г. Снежногорск2002 год
Шарманова С.Б. и Фёдоров А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_rabochaya_programma.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято
на педагогическом совете от 23.10.2014, протокол педсовета №2
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детский сад №269 г.о. Самара
__________Никонова Е.А.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительно общеразвивающая программа физкультурно - спортивно направленности
«По здоровой дорожке»
для детей с 3 до 7 лет.
Разработчик:
инструктор по физической культуре
Антонова Елена Владимировна
Самара 2015
Методическая разработка по физической культуре для средних, старших и подготовительных групп ДОУ.
«Профилактика плоскостопия».
Автор: Антонова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ №269, г.о. Самара
Описание материала: Предлагаю методическую разработку непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Плоскостопие» для детей средней, старшей и подготовительной групп (3-7 лет). Материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Данный материал поможет разнообразить занятия по физкультуре и утреннюю гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.
Пояснительная записка
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной.
Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное.
В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Цель:
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.
Задачи:
Коррекционные:
- Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
- Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ. инвентаря.
- Обучение параллельной ходьбе с опорой на внешние края стоп.
- Формирование правильной осанки.
Образовательные:
1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.
3. Обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра.
4. Формирование представлений о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости(полезности) физ. упражнений, направленных на укрепление свода стопы.
5.Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку.
- Развивать устойчивый интерес ребёнка к двигательной активности на занятиях кружка.
- Формировать уверенность ребенка в своих физических возможностях.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность в использовании.
- Воспитание потребности у ребенка выполнять спортивные движения.
Методы и приёмы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
Практический метод играет решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей. Это, как правило, повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
Принципы содержания программы
1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность ребенка, атмосфера
3. Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений дома; открытие новых знаний.
6. Использование упражнений по плоскостопию от простого к сложному.
Краткая характеристика структуры программы
Занятия по профилактике плоскостопия и коррекции осанки начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.
Занятия рассчитаны на детей 6 ,7 лет, продолжительность занятий – 30-35 минут, проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня. В группе 12 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 6-8 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс рассчитан на две недели.
Курс рассчитан на 1 год.
Основные направления коррекционной работы:
1. Первичная диагностика детей.
Медицинской сестрой детского сада в начале учебного года проводится первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки).
2.Формирование группы детей для коррекционных занятий.
3. Подбор упражнений для работы с детьми.
4.Сравнительная диагностика.
5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 1 года.
6. Организация работы с родителями:
а) консультации и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей;
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении
упражнений самостоятельно в домашних условиях.
Содержание занятий:
- Ходьба по плоским предметам
- Ходьба по массажным коврикам
- Ходьба змейкой
- Ходьба по ребристой поверхности
- ОД с мячом
- ОД с кеглями
- ОД с гимнастической палкой
- ОД на гимнастической скамейке
- ОД на гимнастической стенке
Особенности структуры занятий:
- Различные виды ходьбы, перестроение.
- Комплекс коррекционной гимнастики по плоскостопию
- ОД «Дорожка здоровья» .
- Подвижные игры.
- Малоподвижные игры.
Учебный план
Группа | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
Средняя | 1 | 33 |
Старшая | 1 | 33 |
Подготовительная | 1 | 33 |
Интеграции образовательных областей:
- «Художественно-эстетическое»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-коммуникативное».
Техническое оснащение:
Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт., маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт., кубики -20 шт., доска ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт.
Инвентарь: фитболы – 1 шт., канат – 2 шт., скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 7 шт., гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт., маленькие — 12 шт.
Нестандартное оборудование: кольцеброс, массажные мячики, массажные коврики, дорожка из следов, коврик из пробок.
Методическое обеспечение:
Программа составлена с учётом рекомендаций педиатра Любимой Л.В.,
Журнал «Начальная школа» № 11 2001 г
Крылов В.В. и Крылова З.Е. «Босиком для здоровья»
Пустынникова Л..М. «Система»
Храмова Т.В. Программа кружка «Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия» г. Снежногорск2002 год
Шарманова С.Б. и Фёдоров А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...