« Использование логопедической сказки в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда».
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Выступление на семенаре. Семенар " Использование логопедической сказки в коррекционной работе учителя логопеда" по теме :«Формирование словаря и связного высказывания детей с ОНР на материале сказок».«Формирование словаря и связного высказывания  детей с ОНР на материале сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Семинар « Использование логопедической сказки  в

                    коррекционно- -развивающей работе учителя – логопеда».

                    Тема: «Формирование словаря и связного высказывания

                     детей с ОНР на материале сказок». 

                     (выступление на семинаре 27.05. 2014)

                                                 Подготовила: Учитель – логопед  МБДОУ Волоконовский

                                                  детский сад общеразвивающего вида  №2 «Сказка»      

                                                  Волоконовского района Белгородской области

                                                  Коровина В.В.

                                                  г. Белгород  2014        

     Любовь к родной земле, её традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй , один из действенных способов объеденить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она создаёт необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

     С позиции педагогики и развития речи сказкам присущи :

- лексико – образная функция, то есть способность формировать языковую культуру личности , овладевать многозначностью народной речи , её художественно – образным богатством, сюжетной вариативностью. Внешне лексико – образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребёнка .Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;

- коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу.

    Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико – фонематического, лексического , грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – главные особенности сказок .

     Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. В диалоге со сказкой , в творчестве с нею, ребёнок учится гуманистической философии жизни, верит в победу добра, любви и счастья. Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

- воспитание любви ко всем людям и природе;

- расширение кругозора и представлений о мире;

- заложение нравственных основ и начал;

- развитие связной речи.

      При использовании сказки в системе логопедических занятий решаются цели :

-создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

- совершенствование лексико – грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения , восприятия и выразительности;

- развитие диалогической и монологической речи;

- эффективность игровой мотивации детской речи;

- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.;

- сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка;

- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

      Работая по развитию речи со сказкой , используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий , эпизодов. По картинкам легче проводить с детьми живую, непринуждённую беседу, активизировать их лексику.  

      Сказка в работе с детьми , имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспитания. Дети учатся думать , оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки у ребёнка формируются , уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

      Яркие и интересные прозвища персонажей сказок ( мышка – норушка, лягушка – квакушка, Лисичка – сестричка, зайчик – побегайчик), поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким – либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нём поучение, нравственный урок.

     Работа по сказке проводится с традиционного общения со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций ,знакомство со словарём терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными жанрами, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка и группы в целом придумываются продолжения сказок, сказки видоизменяются посредством введения дополнительных персонажей, волшебных предметов, сказа перекладывается на артикуляционную и пальчиковую гимнастику .Таким образом активизируются мыслительные процессы ребёнка, развиваются различные виды речи, обогащается словарный запас.

    Формы работы со сказкой:

- пересказ по вопросам;

- подсказка слова или фразы;

- совместный пересказ ребёнка и педагога ;

- отражённый пересказ;

- пересказ по частям;

- пересказ по сюжетным картинкам;

- пересказ по ролям;

- хоровое проговаривание;

- игра драматизация;

- инсценировки сказок;

      Используя систему по формированию связной речи Т.А. Ткаченко, необходимо включать  следующие формы работы :

- пересказ сказки с использованием фланелеграфа;

- с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;

- с опорой в виде одной сюжетной картины .

      Формы работы по развитию общей и мелкой моторики:

- Пальчиковый театр (развитие общей моторики);

- Театр зверей (развитие общей моторики, мимики , пантомимики);

- Подвижные игры с использованием фольклора и сюжетов сказок.

        Параметры результативности.

1.  Лексико – грамматическая сторона речи:

 - нравственно – эстетический словарь;

       - словарь антонимов;                                                                                                                         2.   Развитие связной речи:

       - изложение последовательности событий в сказке ;

       - пересказ по сюжетным картинкам;

       - умение анализировать поступки героев.

3.   Эмоциональная окраска звучания сказки (выразительность) .                                                    4.    Эмоциональное развитие детей :

- умение сопереживать героям сказки;

- умение передать эмоциональное состояние героя сказки;

- развитие мимики , общей и мелкой моторики.  

 

Список народных и авторских сказок при прохождении лексических тем на занятиях по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе группе.

 

            Лексическая тема

Русские народные и авторские сказки

Осень. Овощи

«Репка» «Вершки и корешки»

Фрукты

«Крошечка – Хаврошечка»

Грибы. Ягоды.

В Сутеев «Под грибом»

Деревья. Кустарники

«Как коза  избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят» «Коза – дереза»

Зима

«Зимовье зверей»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Новый год

В.Сутеев «Новогодняя ёлка»

Дикие животные

«Три медведя» «Колобок»

Домашние птицы

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Одежда. Обувь

Ш.Перро «Золушка»

Посуда

«Лиса и журавль» К.Чуковский «Федорино горе»

День защитника Отечества

Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Строительство

«Теремок»

Весна

«Крошечка Хаврошечка»

Сельскохозяйственные работы

«Репка» «Вершки – корешки»

Перелётные птицы

«Журавль и цапля»

Насекомые

М.Михайлов «Лесные хоромы»

Животный мир Севера

Г.Андерсен «Снежная королева»

Животные жарких стран

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Времена года

К.Ушинский «Четыре желания»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....