« Использование логопедической сказки в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда».
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Выступление на семенаре. Семенар " Использование логопедической сказки в коррекционной работе учителя логопеда" по теме :«Формирование словаря и связного высказывания детей с ОНР на материале сказок».«Формирование словаря и связного высказывания детей с ОНР на материале сказок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар « Использование логопедической сказки в
коррекционно- -развивающей работе учителя – логопеда».
Тема: «Формирование словаря и связного высказывания
детей с ОНР на материале сказок».
(выступление на семинаре 27.05. 2014)
Подготовила: Учитель – логопед МБДОУ Волоконовский
детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка»
Волоконовского района Белгородской области
Коровина В.В.
г. Белгород 2014
Любовь к родной земле, её традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй , один из действенных способов объеденить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она создаёт необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.
С позиции педагогики и развития речи сказкам присущи :
- лексико – образная функция, то есть способность формировать языковую культуру личности , овладевать многозначностью народной речи , её художественно – образным богатством, сюжетной вариативностью. Внешне лексико – образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребёнка .Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;
- коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико – фонематического, лексического , грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – главные особенности сказок .
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. В диалоге со сказкой , в творчестве с нею, ребёнок учится гуманистической философии жизни, верит в победу добра, любви и счастья. Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
- воспитание любви ко всем людям и природе;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- заложение нравственных основ и начал;
- развитие связной речи.
При использовании сказки в системе логопедических занятий решаются цели :
-создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико – грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения , восприятия и выразительности;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.;
- сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Работая по развитию речи со сказкой , используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий , эпизодов. По картинкам легче проводить с детьми живую, непринуждённую беседу, активизировать их лексику.
Сказка в работе с детьми , имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспитания. Дети учатся думать , оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки у ребёнка формируются , уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.
Яркие и интересные прозвища персонажей сказок ( мышка – норушка, лягушка – квакушка, Лисичка – сестричка, зайчик – побегайчик), поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким – либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нём поучение, нравственный урок.
Работа по сказке проводится с традиционного общения со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций ,знакомство со словарём терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными жанрами, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка и группы в целом придумываются продолжения сказок, сказки видоизменяются посредством введения дополнительных персонажей, волшебных предметов, сказа перекладывается на артикуляционную и пальчиковую гимнастику .Таким образом активизируются мыслительные процессы ребёнка, развиваются различные виды речи, обогащается словарный запас.
Формы работы со сказкой:
- пересказ по вопросам;
- подсказка слова или фразы;
- совместный пересказ ребёнка и педагога ;
- отражённый пересказ;
- пересказ по частям;
- пересказ по сюжетным картинкам;
- пересказ по ролям;
- хоровое проговаривание;
- игра драматизация;
- инсценировки сказок;
Используя систему по формированию связной речи Т.А. Ткаченко, необходимо включать следующие формы работы :
- пересказ сказки с использованием фланелеграфа;
- с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
- с опорой в виде одной сюжетной картины .
Формы работы по развитию общей и мелкой моторики:
- Пальчиковый театр (развитие общей моторики);
- Театр зверей (развитие общей моторики, мимики , пантомимики);
- Подвижные игры с использованием фольклора и сюжетов сказок.
Параметры результативности.
1. Лексико – грамматическая сторона речи:
- нравственно – эстетический словарь;
- словарь антонимов; 2. Развитие связной речи:
- изложение последовательности событий в сказке ;
- пересказ по сюжетным картинкам;
- умение анализировать поступки героев.
3. Эмоциональная окраска звучания сказки (выразительность) . 4. Эмоциональное развитие детей :
- умение сопереживать героям сказки;
- умение передать эмоциональное состояние героя сказки;
- развитие мимики , общей и мелкой моторики.
Список народных и авторских сказок при прохождении лексических тем на занятиях по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе группе.
Лексическая тема | Русские народные и авторские сказки |
Осень. Овощи | «Репка» «Вершки и корешки» |
Фрукты | «Крошечка – Хаврошечка» |
Грибы. Ягоды. | В Сутеев «Под грибом» |
Деревья. Кустарники | «Как коза избушку строила» |
Хлеб | «Колосок» |
Семья | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Домашние животные | «Волк и семеро козлят» «Коза – дереза» |
Зима | «Зимовье зверей» |
Зимние забавы | «Снегурочка» |
Новый год | В.Сутеев «Новогодняя ёлка» |
Дикие животные | «Три медведя» «Колобок» |
Домашние птицы | «Петушок и бобовое зёрнышко» |
Одежда. Обувь | Ш.Перро «Золушка» |
Посуда | «Лиса и журавль» К.Чуковский «Федорино горе» |
День защитника Отечества | Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
Строительство | «Теремок» |
Весна | «Крошечка Хаврошечка» |
Сельскохозяйственные работы | «Репка» «Вершки – корешки» |
Перелётные птицы | «Журавль и цапля» |
Насекомые | М.Михайлов «Лесные хоромы» |
Животный мир Севера | Г.Андерсен «Снежная королева» |
Животные жарких стран | К.Чуковский «Доктор Айболит» |
Времена года | К.Ушинский «Четыре желания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"
В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....