Консультации
консультация на тему

Консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация образовательной деятельности в соответствии

с ФГОС ДО».

        Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014;
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • СанПин 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 29.05.2013г № 28564;

        Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

        Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

        ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

        Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

  • Совместная деятельность педагога с детьми:
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.

        Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

 Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

  • В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
  • Для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

  • с одним ребенком;
  • с подгруппой детей;
  • с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;
  • Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

        Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

        Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми -  занятие.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает»  детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Образовательная   деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

  • В утренние и вечерние часы
  • На прогулке
  • При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режимных моментах:

  • Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
  • Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
  • Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
  • Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
  • Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры - драматизации,
  • Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
  • Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
  • Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.;
  • Самостоятельная деятельность детей.

        По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

1.  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

        Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

        Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

        Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4.  Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной средыпредполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Развивающая предметно – пространственная

 среда в соответствии  с ФГОС ДО»

План работы

  1. Консультация «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
  2. Семинар – практикум «Создание оптимальной развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада»
  3.  Круглый стол «Реализация критериев образовательной среды группы»

        Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

          Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.

          Оценка работы педагога в соответствии с ФГОС ДО осуществляется по результатом создания образовательной предметно – пространственной среды

          Понятие «развивающая предметно – пространственная среда »охватывает и пространственную ее организацию,  и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение.    Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развития.

          Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

          Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой,  не обеспечивает должного развивающего  и образовательного эффекта.

          Образовательная среда  должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности  и стимулирует активность ребенка.

          Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Одним из требований Стандарта является требования к условиям, которые включают в себя требования к развивающей предметно-пространственной среде.

  ФГОС ДО устанавливает критерии к ней.

  1. Насыщенность
  2. Трансформируемость
  3. Полифункциональность
  4. Вариативность
  5. Доступность
  6. Безопасность

          Развивающая образовательная среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, позитивное усвоение общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего вхождение в мир взрослых. Посредниками и проводниками ребенка являются взрослые (родители, воспитатели)

Постепенно ребенок абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируется-с обществом в целом, реализуя изнутри социальные модели поведения. Если первичная социализация – это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация – это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации  - реализация в обществе уникальной индивидуальности личности.

 Благодаря особой среде детского сада как первого института социализации у ребенка  формируется представления об обобщенных , универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом и через отношения со взрослыми и группой сверстников.

 Окружающая среда стремительно трансформируется, и главными направлениями изменения является индивидуализация и дифференциация. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в которой он растет,  и реализовывать ее во взаимодействии с социумом.

Взрослый в дошкольной образовательной организации является универсальным носителем моделей социализации и через создаваемую образовательную среду должен задавать направление социализации. Развитие обеспечивается, если этот процесс не сводится к дидактике и морализаторству и становится образом жизни педагога. А наоборот. И мы об этом должны всегда помнить и выполнять.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – формирование возможности у каждого ребенка индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества.

Индивидуализация среды , направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля общения и поведения.

  На этапе создания  в группе образовательного пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности, важно обеспечить целенаправленную педагогическую диагностику, в которой должны присутствовать факторы проведения:

  • систематичность,
  • конкретность задач,
  • комплексность,
  • оформление результатов и их использование.

          Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

     Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

      Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

  Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Для младшего возраста  много конструктора, простых головоломок, активизирующих процесс развития мышления,  так как происходит переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению. Для средних дошкольников - это  возраст «почемучек» образовательная среда должна быть наполнена материалом для экспериментирования, настольно – печатными играми на установление причинно – следственной связи. Множество энциклопедий, интерактивных игрушек.

Для старших дошкольников на формирование детской дружбы, межличностных отношений необходимо предусмотреть место  для  их  общения.

          Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 

          Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • Любой игровой уголок может быть заменен от потребности детей, игровой материал несет на себе несколько функций: театральная ширма- бензоколонка – стена дома – фен - кровать по возникшему интересу ребенка.

        Вариативность среды 

Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой ее деятельности, особенностями контингента воспитанников, содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период.

Одна из важнейших характеристик

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

  • возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
  • особенности развития игровой деятельности на каждом этапе (наращивание за счет атрибутов и тем сюжетно – ролевой игры);
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновление элементов среды, наблюдаются в раннем и младшем возрасте, когда ребенок идет на опережения. Нельзя использовать данный фактор «на всякий случай» может произойти перенасыщенность среды);
  • особенности контингента детей группы (учитывается количество мальчиков и девочек, особенности темперамента);
  • специфика педагогических задач в тот или иной период (диктует годовой план, реализация парциальных программ);
  • особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (частое использование музыкальных инструментов, вспомогательных игрушек, сюрпризных моментов)

          Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников;
  • свободный доступ детей,  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

          Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

К сожалению, актуальная проблема детских садов «похожесть» групп.  

Эта проблема решается за счет  грамотного учета  индивидуальных особенностей развития детей группы.

Семинар – практикум

(второй этап)

Воспитатели,  опираясь на содержание развивающей  предметно-пространственной    среды своей  группы, создают  оптимальную  среду в соответствии с критериями ФГОС ДО. Необходимо четко определить, что уже имеется в  среде группы на сегодняшний день и что необходимо сделать, чтобы развивающая  предметно-пространственная    среда соответствовала ФГОС ДО. При этом  учитываются  годовые  задачи ДОУ, возраст детей, индивидуальное развитие воспитанников и т.д.

После практического этапа воспитатели представляют на обсуждения коллегам свой проект.

 

МАТЕРИАЛ:

1.Ватманы

2.Фломастеры

Круглый стол

(третий этап)

1. Жеребьевка

2. Практический этап 

Каждый воспитатель отправляется на группу своих коллег  и анализирует в соответствии с критериями ФГОС ДО развивающую  предметно-пространственную    среду   посещаемой группы.

3. Обмен мнениями

Воспитатели предоставляют свою работу для обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....