Эссе "Что такое патриотизм?"
статья на тему
из опыта своей работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_patriotizm.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое патриотизм?...Это не доблесть,
не профессия, а естественное человеческое
чувство.
Г. Бакланов
Чем дальше человек уходит от детства, тем чаще он возвращается в него. Возвращается в своих мыслях, воспоминаниях, ощущениях, чувствах. Детство, по моему глубокому убеждению, это самый главный период в жизни человека. Те чувства, переживания, испытанные нами в детстве, остаются с нами на всю жизнь. Именно в этот период жизни мы начинаем осознавать себя личностью, индивидуальностью, через семью, отношения внутри семьи, коллектива сверстников. И нет для нас, детей, важнее и значимее такого понятия как «мама», «дом», «моя семья».
Здесь, в семье, закладываются для ребёнка такие понятия: любовь, преданность, ответственность, забота, милосердие, взаимопомощь.
Работая воспитателем в детском саду, я поняла , как важно моё участие в процессе воспитания ребёнка. И я для себя выделила приоритетное направление, наиболее важное и значимое, близкое мне по духу и моему внутреннему душевному настрою.
Мир ребёнка многогранен и велик. В нём присутствуют развитие его здоровья, психических и умственных процессов, его творческие способности, его взаимосвязь с миром природы и миром людей…Я постаралась в своей работе объединить все эти приоритетные направления в одно – патриотическое воспитание ребёнка.
Но сначала мне самой было важно понять, определить, наполнить смыслом само понятие «патриотизм» и «нравственно-патриотическое воспитание».
По определению Ожегова С.И. нравственно-патриотическое воспитание – это воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек. Воспитание преданности и любви к своему народу, отечеству.
Следующим этапом для меня было планирование моей работы. Учитывая возрастные особенности развития дошкольников, направления Программы «Детство», я построила свою работу в несколько этапов, начиная со 2 младшей группы.
- «Я и моя семья»
- «Я и мой детский сад»
- « Я и мой город, в котором я живу».
- « Я живу в Тюменском крае»
- « Наш общий дом – Россия»
Учитываю принцип «от простого к сложному», зону актуального и ближайшего развития ребёнка и их познавательный интерес к тому, что их окружает.
Так, мною проводились интересные занятия, которые наиболее полно нашли свой отклик у детей : «Моя родословная», «Что означает твоё имя?», «Город мой, городок», «Государственные символы России», « Этот День Победы». Знакомлю детей с интересными и уважаемыми жителями города, народными умельцами. Также детям нравятся занятия по истории русского народа, обычаи, народные промыслы и ремёсла. Детей знакомила с солярной символикой, оберегами и древней письменностью.
Особенно ценным и важным в своей работе я считаю то, что помогаю детям прочувствовать, посопереживать, пропустить через детскую душу и сердце то, что останется с ним на всю его жизнь. Любовь к семье и Родине, гордость и уважение за своё Государство, желание сделать его ещё лучше и краше. Желание беречь и охранять природу родного края.
Например, при проведении занятия, посвящённого Летним Олимпийским играм в Пекине-2008, я постаралась показать детям наиболее значимые моменты. Церемонию награждения наших спортсменов за первые места. Дети видели, какие эмоции на лицах у наших спортсменов. И не мой вопрос «Ребята, а как вы думаете, почему у нашего спортсмена слёзы на глазах? Почему он плачет?» Дети ответили : «Он плачет от счастья, ведь ему было так трудно.» И я добавила : « А ещё он горд тем, что весь стадион, весь мир сейчас встал, под Гимн России , и наш флаг поднялся выше всех остальных . Он гордится своей страной и принёс ей победу.»
Очень трогательно проходят занятия, посвящённые Дню Победы. Дети слушают военные песни, рассматривают альбомы и картины о войне, слайды, отрывки фильмов, я помогаю им понять , осознать всю значимость этого праздника. И стало доброй традицией приглашать в наш сад ветеранов войны и тыла и поздравлять их .
В группе сложилось много традиций. Проведение декады матери ,поздравление мам и чаепитие. Традиционными стали выставки фотографий «Мамочка моя родная», «Мой папа-солдат», «Это моя семья». Детям очень запомнились поездки в музей, на митинг в центре города 22 июня, возложение цветов к памятникам.
В нашей группе создан уголок Российской символики. Много интересных экспонатов находится в этом уголке: флаги России, Герб, Гимн России, портреты президента Медведева Д.А. и премьер-министра Путина В.В., первого космонавта Гагарина Ю.А., альбомы с марками, большая карта России, карта Тюменской области, фотоальбом города Заводоуковска, книги, Георгиевские ленточки, наборы открыток и фотографий городов России, Москвы и Кремля, коллекция монет «Города-герои» и «Города России», игры по краеведению, фотоальбом «Наша группа».
По итогам года я провожу диагностики знаний, умений и навыков, полученные детьми в процессе патриотического воспитания.
Дети младшего и среднего возраста знают и называют членов своей семьи по именам, образовывают ласковые формы имён, понимают, кто в семье старший, знают свой домашний адрес, знают несколько названий животных и птиц родного края, деревьев и трав.
В старшем дошкольном возрасте, дети знают пословицы о семье, умеют рассказывать о семейных традициях, знают животных и птиц, занесённых в Красную книгу Тюменской области, знают название родного города, области страны в которой они живут, её главный город Москву, знают достопримечательности города, историю названий улиц, символику государства, государственные праздники.
Я считаю своей основной задачей и целью, заложение именно тех человеческих качеств, которые помогут в дальнейшем стать ребёнку настоящим гражданином и патриотом своей Родины. Ведь, патриот – это не всегда тот, кто заявляет об этом в открытую, а тот, кто своим трудом, своим отношением к жизни, людям, своим детям,
приносит своему обществу пользу, делает его, тем самым, крепче и могущественнее.
« Любовь к родному краю. Родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему. Ко всему человечеству.»
Д.С. Лихачёв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...