рабочая программа для подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 232.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 города Ставрополя
Утверждаю: заведующий МБДОУ д/с №17 ____________________О. А. Широбокова «_______» ________________ 2015 г. |
Рабочая программа
воспитателя подготовительной группы № 4 «Акварельки»
Погореловой Галины Николаевны
на 2015/2016 год
Принято на заседании педсовета
протокол №___ «____» _________2015 г
Ставрополь, 2015
Содержание:
- Пояснительная записка. 3-4
1.1. Актуальность реализации содержания РП
1.2. Перечень нормативных документов
1.3. Цели
1.4. Задачи
1.5.Основные принципы
- Основная часть рабочей программы 5-31
- Возрастные особенности
- Содержание образовательного процесса
- Условия и средства реализации рабочей программы.
- Программно – методический комплект
- Предметно-развивающая среда
- Организация режима пребывания детей… …………… ……………………… 31-41
- Объем образовательной нагрузки
- Расписание ООД
- Тематическое планирование
- Проектная деятельность в старшей группе «Акварельки» на 2014-2015 учебный год
- Перспективный план по региональному компоненту
- Традиции группы
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (примерные планируемые результаты освоения программы). ………… 41-48
- Система оценки результатов освоения Программы
- Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
- Особенности оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
- Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка.
- Оценка качества реализации образовательной Программы дошкольного образования
- Работа с родителями ……………………… …………………………………...48-51
- Основные формы взаимодействия с семьями воспитанников группы
- Перспективный план по взаимодействию с родителями.
- Список литературы 52
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы № 4 (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ д/с № 17, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса подготовительной группы МБДОУ детского сада №17 города Ставрополя. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Содержание образовательного процесса в подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав МБДОУ детский сад №17 города Ставрополя.
Ведущей целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период детства независимо от места жительства, пола, языка, психофизиологических и других особенностей /в т. ч. ОВЗ/.
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых норм правил и норм поведения.
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ЗОЖ. Развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, самостоятельности и ответственности, создание предпосылок к учебной деятельности.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Формирование социокультурной среды в соответствии с возрастными, психофизиологическими особенностями детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования детей.
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности (ООД), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
- учет региональных особенностей и традиций – принцип регионализма;
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ребенок: Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
2.2. Содержание образовательного процесса:
2.3. Условия и средства реализации программы
- Программно – методический комплекс
Основная
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №17 города Ставрополя
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Парциальная
«Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина С-Пб: Детство- Пресс, 2002
Методические пособия:
• Основы безопасности в городе для детей и родителей В.В. Петров, Минск: Харвест, 2007
• ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий Н.В. Елжова. Ростов н/Д: Феникс, 2013
• Дошкольникам – о правилах дорожного движения Э.Я. Степанкова, М.Ф. Филенко. М.: Просвещение,1979
• Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью/ конспекты занятий. Н.В. Алешина. М.: УЦ Перспектива, 2009
• Дошкольникам о Москве и родной стране. Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. М.: Скрипторий 2003, 2011
• Праздники и знаменательные даты России. Л.Б. Дерягина. С-Пб.: Литера, 2009
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Наглядно – дидактические пособия:
- Серия «Окружающий мир» Вохринцева С. В.: «Бытовая техника»; «Музыкальные инструменты»; «Посуда»; «Москва», «Наш дом», «Обувь», «Одежда», «Хлеб всему голова», «Головные уборы».
- Азбука безопасности для дошколят. К.А. Прядко С-Пб, 2010
- Моя первая дорожная азбука в картинках В.Кутецкая С-Пб: Литера, 2012
- Серия «Школа развития» Азбука ПДД раскраска для самых маленьких. Ростов н/Д: «Феникс», 2012
- История России в картинках, рассказах, путешествиях. М.: Росмэн, 2006
- Серия «Уроки для самых маленьких»: «Транспорт», «Дорожная азбука»;
- Серия «Безопасность на дороге»: «Беседы с ребенком»
- Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы РФ»
- Формирование элементарных математических представлений
Парциальная
Программа развития математических представлений детей 6-7 лет: Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. "Игралочка – ступенька к творчеству" М.: Ювента, 2014.
Методические пособия:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах для детей 5-7 лет» М: Ювента, 2012.
Наглядно – дидактические пособия:
- Раздаточный материал «Игралочка – ступенька к творчеству»
- Демонстрационный материал «Игралочка – ступенька к творчеству»
- Рабочая тетрадь «Игралочка – ступенька к творчеству для детей 6-7 лет» в 2 частях
- «Сравниваем противоположности»
- Ознакомление с миром природы
Парциальные
«Юный эколог» С.Н. Николаева М.:Мозаика-Синтез, 2010
«Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич С-Пб.: Детство-пресс, 2006.
Методические пособия:
• Экологические проекты в детском саду. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. Вол: Учитель, 2013.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
Картинки для рассматривания: Серия «Домашние животные»:
- «Коза с козлятами»,
- «Кошка с котятами»,
- «Свинья с поросятами»,
- «Собака с щенками»,
- «Птичий двор»,
- «Гуси»,
- «Лошадь с жеребятами»,
- «Корова с телятами»
Картинки для рассматривания: серия «Дикие животные»:
- «Белые медведи»,
- «Белка с бельчатами»,
- «Ежиха с ежатами»,
- «Лиса с лисятами»,
- «Лоси»,
- «Медведи»,
- «Северные олени»,
- «Волки»,
- «Зайцы зимой»
Наглядно – дидактические пособия:
- Вохринцева С.В. Серия «Окружающий мир»: «Домашние животные», Домашние птицы», «Животные Африки», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Дикие животные», «Животные Австралии», «Животные Арктики», «Жители океана», «Комнатные растения», «Лесные ягоды»;
- Серия «Окружающий мир» Вохринцева С.В.: «Весна», «Зима», «Лето», «Осень»;
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Кем быть?», «Родная природа».
- Серия «Расскажите детям»: «О фруктах», «О лесных животных»
- Образовательная область «Речевое развитие»
Парциальная
«Программа развития речи дошкольников», Ушакова О.С. М.: Вента-Граф, 2013
Методические пособия:
- «Обучение грамоте дошкольников», Варенцова Л.Е., М.: Вент-Граф,2011
- Игры и игровые упражнения для развития речи Г.С. Швайко. М.: Просвещение, 1988
- Серия «Ломоносовская школа»: «Пишу буквы для одаренных детей 5-6 лет». Н.В. Володина. М.: Эксмо, 2014
- Серия «Ломоносовская школа»: «Читаю слова и предложения для одаренных детей 5-6 лет». С.В. Пятак. М.: Эксмо, 2014
Наглядно – дидактические пособия:
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»;
- Серия «Играем в сказку»: «Три медведя».
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5 – 7 лет.
- Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Парциальная
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, М.: Цветной мир, 2014
Программа "Конструирование и ручной труд в детском саду" Л.В.Куцакова, М.: Сфера, 2010
Методические пособия:
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в подготовительной группе: конспекты занятий: М.: Цветной мир, 2012
- Лыкова И.А. Художественный труд в подготовительной группе: конспекты занятий: М.: Цветной мир, 2011
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение,1985.
Наглядно – дидактические пособия:
- Объемные картинки. Л.М.Салагаева. С-Пб.: Детство-Пресс, 2010
- Театральные занятия и игры в детском саду. И.А.Агапова, М.А.Давыдова. М.: Аркти, 2010
- Серия «Не скучаем дома»: «Забавные безделушки для развития малыша». С.С. Филимонова, «Цветы и игрушки из скрученной бумаги» Е.В. Селезнева. С-Пб.: Литера, 2012
- «Волшебный пластилин» О.А. Морозова, М.: Мозаика-Синтез, 1998
- Серия «Мир в картинках»: «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись по дереву», «Хохлома». М.: Мозаика-Синтез, 2012
- Серия «Мир искусства»: «Сказка в русской живописи». М.: Мозаика-Синтез, 2012
- Серия «Картины русских художников»
- Образовательная область «Физическое развитие»
Парциальная
«Как воспитать здорового ребенка», автор В.Г. Алямовская
«Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет», Л.И. Пензулаева. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Методические пособия:
- Детские подвижные игры народов СССР А.В.Кенеман. М.: Просвещение, 1989.
- Бодрящая гимнастика для дошкольников. Т.Е. Харченко. С-Пб.: Детство-Пресс,2012
- Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-Пресс, 2013
Наглядно – дидактические пособия:
- Серия «Окружающий мир» Вохринцева С.В.: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта-2».
- Уроки Мойдодыра / Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996.
- Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.
- Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда для реализации Программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде;
-требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Кроме групповых помещений для успешной реализации Программы используются:
кабинет изодеятельности | 2 раза в неделю |
компьютерный класс | 2 раз в неделю |
бассейн | 1 раз в неделю |
медицинский кабинет | по необходимости |
сенсорная комната | в соответствии с планом педагога-психолога |
музыкальный зал | 2 раза в неделю |
спортивный зал | 2 раза в неделю |
зал хореографии | 1 раз в неделю |
На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона).
ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.
3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2-2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 17 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям и т.д.) его продолжительность не превышает 20минут в день.
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26.
РЕЖИМ ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «АКВАРЕЛЬКИ» МБДОУ Д/С №17 (холодный период)
Прием детей, осмотр, игры, беседы | 7.00 - 8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20 - 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Игры, подготовка к ООД, ООД (общая длительность, включая перерывы) | 8.50 – 10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.50 - 12.40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.40 – 12.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.50 - 13.15 |
Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон. | 13.15 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.00 - 15.25 |
Полдник | 15.25 - 15.40 |
Самостоятельная деятельность | 15.40 - 16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка. | 16.40 - 18.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой | 18.00 – 19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «АКВАРЕЛЬКИ» МБДОУ Д/С №17 (теплый период)
Прием детей, осмотр, игры, беседы | 7.00 - 8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20 - 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, воздушные и солнечные процедуры | 9.00 - 12.40 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность | 12.40 – 12.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.50 - 13.15 |
Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон. | 13.15 - 15.20 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.20 - 15.25 |
Полдник | 15.25 - 15.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка. | 15.45 - 18.10 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой | 18.10 – 19.00 |
3.1. Объем образовательной возрастной нагрузки по видам деятельности.
Инвариантная /обязательная/ часть Образовательные области | Виды организованной образовательной деятельности в соответствии с реализуемой программой | Количество видов организованной образовательной деятельности /занятий/ в неделю |
Социально– коммуникативное развитие | ||
Познавательное развитие | Компьютерный мир | 2 занятия в неделю |
Окружающий мир | 1 занятие в неделю | |
ФЭМП | 2 занятия в неделю | |
Речевое развитие | Развитие речи | 1 занятие в неделю |
Обучение грамоте | 1 занятие в неделю | |
Художественно– эстетическое развитие | Музыка | 2 занятия в неделю |
Рисование | 2 занятия в неделю | |
Лепка | 1 занятие в неделю | |
Аппликация | 1 занятие в неделю | |
Хореография | 1 занятие в неделю | |
Физическое развитие | Физкультура | 2 занятия в неделю |
Физкультура на улице | 1 занятие в неделю | |
Плавание | 1 занятие в неделю | |
Итого: | 17 занятий в неделю |
Объём образовательной нагрузки (как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы зависит от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГОС и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующему СанПиНу (2.4.1.3049-13):
Возрастная группа | Объём образовательной нагрузки | Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности |
6-7 лет | 8ч 30 мин | 30 мин. |
Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
Выдерживается максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
в подготовительной группе не превышает 1 часа 30 мин.
В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультминутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют - 10 минут.
В летний период осуществляется организованная образовательная деятельность только эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла во время прогулки на воздухе.
3.2. Расписание ООД:
Понедельник
9.00 Обучение грамоте
10.05 Хореография
10.30 Музыка
Вторник
9.00 Познание (ФЭМП)
10.00 Аппликация
10.50 Физкультура
Среда
9.00 Плавание
10.30 Рисование
Физкультура на воздухе
16.05 Компьютерный мир
Четверг
9.00 Развитие речи
9.30 Лепка
10.00 Компьютерный мир
11.00 Музыка
Пятница
9.00 Познание (ФЭМП)
9.30 Познание (окружающий мир)
10.00 Рисование
10.30 Физкультура
3.3. Тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | ||
1 неделя | Здравствуй, детский сад! (1 сентября-день знаний) | Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Закреплять знания правил поведения в детском саду. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей. Формировать элементарные математические представления. Развивать творческие и конструктивные способности детей. |
2 неделя | Я в мире человек | Формировать представление о себе как о человеке. Закреплять знания о своем имени, о своей семье. О профессиях родителей. Развивать представление о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. |
3 неделя | Мой дом, мой город. Моя страна, моя планета | сформировать элементарные представления о городе и крае, в котором живет ребенок и его семья, его особенностях. Воспитывать любовь к малой родине. |
4 неделя | Безопасная дорога | Актуализировать представления детей о ПДД, об их значении. Формировать стереотип безопасного поведения на улицах города. |
Октябрь | ||
1 неделя | Такие разные животные (Всемирный день животных – 4 октября) | Расширять знания о животных, месте их жительства (домашние, дикие, северные, жарких стран). Формировать представления о детенышах животных. Экологическое воспитание. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
2 неделя | Осенняя ярмарка | Расширять представления детей о времени года осени, осенних явлениях, овощах и фруктах. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Развивать творческие и конструктивные способности детей. |
3 неделя | Осенние превращения | Формировать первичные представления детей об окружающем мире. Формировать обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды. Расширять знания о животных и птицах, месте их жительства) домашние-дикие, перелетные-зимующие). Формировать представления о детенышах животных. Экологическое воспитание. Развивать творческие и конструктивные способности детей. |
4 неделя | ||
Ноябрь | ||
1 неделя | Неделя Дружбы (4 ноября-день народного единства) | Расширять представления детей о территории России, народах ее населяющих, воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку, познакомить детей со Всероссийским праздником-день народного единства, воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги. |
2 неделя | Литературная гостиная | Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, воспитывать бережное отношение к книге, воспитывать культуру юного читателя. Познакомить детей с детскими писателями и поэтами Ставрополья. |
3 неделя | Город Мастеров | Расширять представления о народной игрушке, знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
4 неделя | Мама - самый близкий и родной человек (30 ноября-день матери в России) | Создание образа матери – хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома. Воспитывать любовь и уважение к маме, создание доброй, теплой атмосферы между поколениями. |
Декабрь | ||
1 неделя | Наступила зима! | Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними развлечениями, видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования со снегом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
2 неделя | Труд взрослых | Продолжать знакомить с профессиями взрослых, в том числе близких взрослых. Развивать познавательный интерес. Формировать навыки одевания-раздевания, аккуратного обращения со своей одеждой, игрушками. Активизировать знания детей о профессиях, для чего они нужны. Воспитывать уважение к людям разных профессий. |
3 неделя | Волшебный праздник-Новый год | Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Вызывать стремление поздравить близких с праздником. Развитие творческих способностей. |
4 неделя | ||
Январь | ||
1 неделя | Праздничная | |
2 неделя | Зимняя сказка в старый новый год | Знакомить детей с традицией празднования Рождества Христова и святочных гуляний в России. |
3 неделя | Ах, ты зимушка-зима! | Актуализировать и дополнить представления детей о зимних природных явлениях, учить видеть красоту зимней природы. Экологическое воспитание. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
4 неделя | Человек и окружающий мир зимой | Формировать первичные представления детей об окружающем мире. Расширять знания о зимних видах спорта. Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими в зимний период. Экологическое воспитание. Формировать элементарные математические представления. |
Февраль | ||
1 неделя | Я, Ты, Он, Она – вместе целая страна | Духовно-нравственное воспитание детей через расширение знаний о народах, населяющих нашу страну, об их культуре и самобытности. Воспитание гордости за историческое и культурное наследие россиян. Воспитание интереса к истории и культуре др. народов России. История России. |
2 неделя | Я вырасту здоровым | Развивать представление о своем здоровье и здоровом образе жизни Формировать элементарные навыки ухода за своим телом. Развивать гендерные представления. |
3 неделя | Слава Защитникам Отечества | Патриотическое и гендерное воспитание. Знакомить с профессиями. Организовывать все виды детской деятельности вокруг праздничной темы: «День защитника Отечества». Привлекать к изготовлению подарков для пап (дедушек). Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
4 неделя | Мир вокруг | Расширять представление о предметах домашнего обихода: мебели, одежде, предметах быта. |
Март | ||
1 неделя | Пожарная безопасность | Вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия экстремальных ситуациях. Помочь запомнить правила пожарной безопасности, воспитывать чувство осторожности и самосохранения, воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях, познакомить с элементарными действиями при обнаружении очага возгорания |
2 неделя | Женский день – 8 марта | Патриотическое и гендерное воспитание. Знакомить с профессиями. Организовывать все виды детской деятельности вокруг праздничной темы: «8 Марта – женский день». Привлекать к изготовлению подарков для мам (бабушек). Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
3 неделя | Весеннее пробуждение природы | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях, простейших связях в природе. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
4 неделя | ||
Апрель | ||
1 неделя | Я вырасту здоровым | Расширять представления о здоровье и ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать положительную самооценку. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
2 неделя | Хлеб всему голова | Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба. Воспитывать бережное отношение к труду людей, которые выращивают хлеб. Расширить представление о том, как хлеб на стол пришел. Расширять представление о весенних работах в поле и в природе. |
3 неделя | Экологическая неделя (22 апреля- международный день Земли) | Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. |
4 неделя | Правила дорожные знать каждому положено | Продолжать знакомить с ПДД. Формировать стереотип безопасного поведения на улицах города. Знать назначение спец. транспорта (01, 02, 03). Формирование обобщающего понятия «транспорт». Классификация транспорта по назначению (грузовой, пассажирский) и по технике передвижения (наземный-подземный, воздушный-водный, автомобильный-железнодорожный) |
Май | ||
1 неделя | Праздник Великой победы | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
2 неделя | Я и моя семья (15 мая-международный день семей) | Формировать начальные представления о семье. Формировать умение называть свои имя, фамилию, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать гендерные представления. |
3 неделя | Природа и безопасность | Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать представления о правилах поведения в лесу, на воде. |
4 неделя | Здравствуй, лето! | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. |
3.4. Проектная деятельность в подготовительной группе «Акварельки» на 2015-2016 учебный год
Тема проекта: «Космос»
Тип проекта – познавательный, исследовательский
По количеству участников: коллективный
По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги)
По продолжительности: краткосрочный
Постановка проблемы. Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать космонавтом — не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа — герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность; наглядность; взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста; систематичность закрепления знаний и понятий от возраста к возрасту.
Актуальность. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Цель проекта:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса;
- Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях;
- Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным;
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями.
Ожидаемый результат: Оформление коллективного панно «Космическое путешествие» (с использованием фотографий детей), выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями), конкурс чтецов «Стихи о космосе».
3.5. Перспективный план по региональному компоненту.
Цели: Формирование у детей знаний о родном крае, знакомство с традициями, праздниками, бытом нашего народа.
№ | месяц | формы работы с детьми |
Сентябрь | 1.Рассматривание альбомов «Мой край», «Мой город». 2. Беседа «Я». 3. Заучивание стихотворений. 4.Подвижная игра «Салки». | |
Октябрь | 1. Просмотр презентации «Мой город». 2. Беседа «Мой город». 3.Чтение стихотворения. 4. Рисование «Улицы моего города». | |
Ноябрь | 1. Государственный флаг, герб. 2. Рисование флага РФ. 3. Прослушивание Государственного гимна РФ. 4.Подвижная игра «Горелки». | |
Декабрь | 1. Рассматривание открыток. 2. Беседа «Русские народные сказки». 3.Чтение произведений. 4. Подвижная игра «Алёнушка и Иванушка». | |
Январь | 1. Знакомство с творчеством художников. 2. Рисование русских орнаментов. 3. Русские пословицы и поговорки. | |
Февраль | 1. Беседа «Семья». 2. Национальные костюмы. 3. Имена. Что они означают? 4. Пословицы и поговорки. | |
Март | 1.Красная книга России. 2.Звери и птицы России и Ставропольского края. 3.Беседа «Заповедники». 4. Подвижная игра «Пол, нос, потолок». | |
Апрель | 1. Беседа «Народный праздник». 2. Знакомство с народными музыкальными инструментами. 3. Заучивание русской народной песни. 4. Подвижная игра «Утки и гуси». | |
Май | 1.Знакомство с музыкантами и поэтами Ставропольского края. 2. Беседа «День Победы». 3. Подвижная игра «Ха-ха-ха». |
3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий: (перечень праздников ДОУ)
Сентябрь – День знаний, День города, День воспитателя.
Октябрь – Осенний праздник.
Ноябрь – День народного единства, День матери.
Декабрь –, Новогодний праздник.
Февраль – День защитника Отечества, Масленица.
Март – Международный женский день.
Апрель – День смеха, День авиации и космонавтики, Пасха
Май – День Победы (Парад дошкольных войск)
Июнь – День защиты детей
Июль – День семьи.
На основе выше перечисленных традиционных событий, праздников, мероприятий построены Календарно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности, план летне-оздоровительной работы
4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (примерные планируемые результаты освоения программы).
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
4.1. Система оценки результатов освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, обследования в рамках объективного подхода были направлены на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты широко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска. Основным недостатком такого подхода является то, что искусственные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошкольников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны. В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
4.2. Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:
- использовать основные культурные способы деятельности;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;
- проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
- выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;
- контролировать свои движения и управлять ими;
- соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у него складываются предпосылки грамотности;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
4.3. Особенности оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
Освоение примерной основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.
4.4. Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогами количественно в зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они проявляются. На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т.е о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в картах возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.
Если педагог сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
Карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.
Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.
Периодичность проведения оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса. Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) организации, осуществляющей образовательную деятельность, или Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
4.5. Оценка качества реализации образовательной Программы дошкольного образования
Объектом при оценивании качества образовательного процесса являются условия, созданные для реализации образовательной Программы, и степень их соответствия требованиям Стандарта.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Выполнение требований к условиям реализации Программы обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Оценка качества реализации Программы основывается, прежде всего, на изучении психолого-педагогических условий и предметно-развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
При оценивании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, чтобы при организации пространства групповых помещений была обеспечена возможность для общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Важно, чтобы предметно-развивающая среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, включающие:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать особые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое место в оценке качества реализации образовательной Программы занимает изучение взаимодействия педагога с детьми, что требует от педагога наличия необходимых компетенций, позволяющих ему:
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей в группе;
- поддерживать индивидуальность и инициативу воспитанников;
- обеспечивать условия для позитивного и продуктивного взаимодействия детей в группе;
- реализовывать развивающее образование;
- эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Для оценки психолого-педагогических условий необходимо осуществлять (на основе разработанной системы критериев и показателей наблюдения) мониторинг взаимодействия педагога с детьми в образовательном процессе и создания им необходимой образовательной среды.
Результаты мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка не могут быть использованы для оценки качества реализации образовательной Программы. Однако динамика становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка может выступать одним из показателей эффективности деятельности педагога по реализации Программы, уровнем владения необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями, характеристикой, отражающей качества анализа данных мониторинга и выработанных мероприятий по корректировке образовательного процесса и изменения психолого–педагогических условий.
Творческая инициатива
Критерии оценки:
1. Инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры.
2. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и худ.фильмов, кукольных спектаклей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и худ.произведения, мир природы.
3. Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер; с одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия) и через режиссерскую игру, часто проигрывает эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном плане; может быть инициатором игры-фантазирования со сверстником.
4. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.
5. Может придумать правила для игры с незнакомым материалом или варианты правил в знакомых играх
6. Способен предложить собственный замысел и воплотить в рисунке, постройке, рассказе.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие
Критерии оценки:
1. Самостоятельно применяет усвоенные способы деятельности, в зависимости от ситуации изменяет способы решения задач.
2. Стремится к выигрышу, но умеет контролировать свои эмоции при выигрыше и проигрыше. Контролирует свои действия и действия партнеров.
3. Умеет работать по правилу и образцу. Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способен сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут.
5. Поведение регулируется требованиями взрослых и первичными ценностными ориентациями. Способен планировать свои действия для достижения конкретной цели.
6. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах. Планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки. Объясняет сверстникам правила новой настольно-печатной игры.
Коммуникативная инициатива
Критерии оценки:
1.Активно пользуется вербальными и невербальными средствами общения конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
2. Договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве, способен изменять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.
3.Общается со взрослым и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывая свое отношение, оценку. Способен общаться с людьми разных категорий /старшими, младшими/.
4. Владеет диалогической речью. В разговоре свободно использует прямую и косвенную речь.. Владеет элементарными формами речи рассуждения и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения).
5. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о собственном способе решения проблемы, используя форму повествовательного рассказа о последовательности выполнения действия
Познавательная инициатива
Критерии оценки:
1. Задает вопросы взрослому, интересуется новым, активен в образовательной деятельности. В процессе экспериментирования даёт советы. При затруднениях обращается за помощью к взрослому.
2. Проявляет интерес к странам мира и России, ее общественном устройстве.
3. Отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки
4. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п
5. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
5. Работа с родителями.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Цели:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей необходимо решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
5.1. Основные формы взаимодействия с семьями воспитанников группы
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «материнской - отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
5.2. Перспективный план по взаимодействию с родителями.
№ | Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работы |
сентябрь | |||
1. | Групповое родительское собрание «Задачи обучения и воспитания в подготовительной к школе группе» | «Режим дня», «Наша организованная образовательная деятельность», «Учимся, играя», «Именинники», «Объявления!» | Обновление группового инвентаря, участка. |
2. | Коллаж для родителей «Как мы провели лето!» | «Готовность к школе», «Как одевать ребенка в детский сад», «Советы родителям по закаливанию» | Беседы с родителями вновь прибывших детей. |
октябрь | |||
1. | Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения» | «Талантливые дети – заслуга родителей», | Беседа «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием». |
2. | Совместная подготовка группы к зиме (Утепление окон) | Консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Мама-терапия» | Беседы «Необходимость проведения вакцинации против гриппа и ОРВИ». |
ноябрь | |||
1. | Фотовыставка «Мамочка, милая моя!» | Фотовыставка, консультация «10 правил научить ребенка слушаться», «Чтоб улыбка сияла», «Как с пользой смотреть мультфильмы» | Советы по оформлению семейного альбома. |
2. | «Поможем тем, кто рядом» - изготовление кормушек для птиц | Стихи об осени, птицах для совместного чтения «Покормите птиц зимой». | Беседа «Совместный труд», развешивание кормушек для зимующих птиц. Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. |
декабрь | |||
1. | Родительское собрание «Воспитываем добротой» | Консультация «Зимние игры», «Родительский авторитет» «Профилактика гриппа» | Советы и рекомендации медсестры |
2. | «К нам шагает Новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы | Консультация «Новый год для детей: как устроить праздник», «Знакомьтесь Дед Мороз» | Приобретение и изготовление в группу украшений |
январь | |||
1. | Конкурс-выставка «Волшебные снежинки!» | «Закаливание в ДОУ», Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». | Советы для родителей по изготовлению снежинок вместе с детьми. |
2. | День добрых дел «Снежные постройки» | «Лепим из снега!», пословицы и поговорки о зиме, зимние стихи. | Советы по изготовлению построек, горки, использованию орудий труда. |
февраль | |||
1. | Привлечение родителей к расчистке участка от снега. | Консультация «30 советов воспитания мальчиков», ширма «Для меня всегда герой…» | Советы по изготовлению подарков ко дню Защитников Отечества из нетрадиционного материала (бросовый, природный), показ образцов. |
2. | Фотовыставка «Лучше папы друга нет!» | Организация фотовыставки с рассказами о папах (оформление детскими рисунками) | Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов |
март | |||
1. | Выставка поделок «Золотые руки наших мам!» | Консультация «Дружба мальчика и девочки», «Причины детского дорожно- транспортного травматизма» | Подбор стихов к празднику |
2. | Совместно проведенный весенний праздник | «Весенние стихи», «Приметы и пословицы о весне» | Разучивание стихов, советы по оздоровлению |
апрель | |||
1. | Конкурс рисунков и фотографий «Смешинки» | Консультация «Книжки в вашем доме», «Реакция Манту» | Беседы на тему «Дыхательная гимнастика детей», «Укусы насекомых» |
2. | Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» | Оформление выставки рисунков-игр для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах. | Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах. |
май | |||
1. | Организация выставки-поздравления ко дню Победы | Выставка «Звезда памяти», информационные файлы «Мои родные защищали Родину» | Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений. |
2. | Родительское собрание «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей» | «Диагностика», Консультация «О чем говорят любимые игрушки детей». Консультация «Чем занять ребенка летом?». | Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде. Советы по безопасности детей на дороге в летний период. |
- «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
- Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа, 2014 г.
- Закон «Об Образовании» от 29.12.2012 г.
- Кузьмин С. Образовательная программа ДОУ (теория, особенности разработки, практика). Методические рекомендации// Дошкольное образование №2 (146) 16-31 января 2005 г.
- Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М., 2005 г.
- Позняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2001г.
- Рекомендации по экспертизе образовательной программы ДОУ в ПМР. Сост. Беленькая Р.И., Горбатенко Н.А./ Педагогический вестник Приднестровья №2 2004.
- Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений / Ред.Р.Б. Стеркиной. М., 1996 г.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2002 г.
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ
- Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1992 г.
- Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание. 1995. №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя, подготовительной группы, по программе"Детство"
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З...
Рабочая программа для подготовительной группы по программе "Детство"
Рабочая программа составлена на основании методических советов Программы «Детство» (Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой) с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож
Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...
Рабочая программа старше-подготовительной группы по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"
Данная рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"
Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"
Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...