Развитие речи детей
учебно-методический материал на тему

Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Наш адрес: 423250, Республика Татарстан,

г. Лениногорск, ул. Гагарина, д. 42а

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Лениногорска»

Тел. 8(85595) 5-08-75

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

г. Лениногорск

2012г.

«ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

СУХОМЛИНСКИЙ В.А.


     Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот). 
   Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. 
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). 

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук 


• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

 
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов). 


• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением («Этот пальчик папочка») и без речевого сопровождения («Зайчик», «Козочка», «Очки», «Деревья», «Птицы»). 


• Пальчиковый театр. 

Для развития ручной умелости дети должны:

 
• запускать пальцами мелкие «волчки»; 


• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки; 

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»); 


• делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

 
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; 


• махать в воздухе только пальцами; 


• собирать все пальцы в щепотку; 


• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску; 


• завязывать узелки на шнурке, веревке; 


• застегивать (расстегивать) пуговицы; 


• играть с конструктором, мозаикой; 


• складывать матрешки, пирамидки; 


• рисовать в воздухе;

 
• мять руками поролоновые шарики, губки; 


• рисовать, раскрашивать, штриховать; 


• резать (вырезать) ножницами; 


• выполнять аппликации;

 
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл); 


• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги; 


• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы); 


• легко нажимать на кнопку пульверизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги; 

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем; 


• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом); 


• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой,       потом другой, затем вместе) 

Методы  реализации

личностно-ориентированного  подхода

 в развитии речи дошкольников

                                      

  • Педагоги  создают  условия  для  развития  речевой деятельности  и речевого   общения  детей.
  • Педагоги   развивают  и  поощряют  все  формы ре-чевой   активности  детей   как  на  занятиях,  так  и  вне занятий, формируют  навыки  самоконтроля 

и критического отношения   к  речи. 

  • Педагоги  проводят специальные  упражнения  

по формированию   восприятия   фонематической 

стороны  речи:  учат  определять  место   звуков в 

 слове, место ударения, отличительные  признаки  

фонем,  количество и  последовательность   звуков  и  слогов.   

  • Педагоги  моделируют  правильный  речевой  темп, 

предлагая  образцы  произнесения     разговорной 

речи, отрывков  из  литературных  произведений,  

сказок, стихотворных  форм,   пословиц,  загадок, 

скороговорок, чистоговорок .

  • Педагоги  стимулируют   обращение  ребёнка  к  

взрослому,  сверстнику  с  вопросами,   сообщениям, побуждениями.Учат  детей  уверенности,  умению 

доказывать и убеждать, разрешать  конфликтные 

ситуации, используя диалог, монолог и  пр.

  • Педагоги  работают  с  художественными произве-дениями,  обучают  детей  рассказыванию. Особое 

 внимание  уделяется  развитию  творческого  

 рассказывания. 

  • Педагоги  способствуют  развитию  речи  в  игре  и  

отражению литературных  образов    в    сюжетно-ролевых играх  детей.

  • Педагоги   обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний,   в процессе драматизации детских  литературных произведений.
  • Педагоги  широко  используют  речевые  игры, шара-ды  и  т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...