Методические публикации.
методическая разработка по теме

Вавилова Галина Геннадьевна

Интернет-проект "Конкурсы для педагогов"http://konkurs-dlya-pedagogov.info№14129880d 2014 г "Театральная деятельность в ДОУ".

Интернет- проект "Конкурсы для педагогов" http://konkurs-dlya-pedagogov.info№14129824d 2014г. "Воспитание любви к родному краю средствами музыки".

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО. Материалы-регионального семинара-практикума/Хайрутдинова А.Р.-Нижнекамск: МБДОУ № 13, 2015 г. "Развите творческих способностей детей средствами театрализованой деятельности".

Сайт образовательного учреждения, dc-66@mail.ru 2015 г. "Формирование духовного мира ребенка".

Сайт образовательного учреждения, dc-66@mail.ru 2015 г. "Театр в речевом развитии дошкольника".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в ДОУ

    Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

    Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир

    Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания.

     Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:

• принцип гибкого зонирования, должен давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

• принцип активности - стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

• принцип свободы и самостоятельности - воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

 • принцип иллюзии жизненной правды - возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

    Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду.  В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.

1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны): а) сцена; б) балкон, партер; в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано; г) окна.

2. Материально-техническое обеспечение оформления, указанием их количества, необходимого для оформления).

    Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

    Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

     Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

     Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.  Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

     Культура и техника речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры. Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Музыкальный руководитель

Вавилова Галина Геннадьевна.



Предварительный просмотр:

Развитие актерского мастерства и театрализованной деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей  способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Все свободное время дети играют, игра доставляет им радость, она является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Малышам присущи актерские способности. Они проявляются в поведении детей с самого раннего возраста. В играх дети стараются как можно полнее удовлетворить свою потребность в драматическом перевоплощении в других людей, в животных, в образы фантастического существа из сказок.

   Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.   помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.

    Зачастую поведение детей в обычной обстановке отличается от поведения на утренниках, где дети становятся зажатыми и не свободными. Как помочь ребенку почувствовать себя красивым, остроумным, уверенным, интересным для окружающих. Именно театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

  Эмоциональность является одним из главных составляющих театрализованной игры детей. Для развития этой сферы   широко используется прием «театр одного актера». Ребенок, проигрывая и «проживая» разные ситуации и характеры героев, становится более эмоциональным, т. к. он должен стать и хитрым, и ласковым, и злым, и добрым,  в зависимости от содержания сказки. Остальные дети копируют и подражают выразительности и эмоциям понравившегося им персонажа. Таким образом накапливается опыт «эмоционального багажа», развивается умение сопереживать разыгрываемым событиям, сочувствовать героям сказки.

 Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично.

 Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом.

 Занятие ритмопластикой дает возможность раскрепоститься и развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. С помощью разнообразных пластических упражнений, этюдов и игр дети овладевают умением передавать характер, настроение, ситуативный сюжет. Этюды-ассоциации дают возможность будить воображение и мышление ребенка, создавать новые образы. При соответствующем музыкальном сопровождении эти игры-этюды развивают координацию движений, пластическую выразительность, умение пользоваться жестами и мимикой.

 

  Одним из методов развития является введение в программу элементов фольклора:

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы это необычайные произведения, в которых развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, логическое мышление, стимулирует познавательную деятельность.

Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает и скороговорка сама запоминается навсегда.

 Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

 Эти и другие элементы фольклора (загадки, игровые и плясовые песни, хороводы), включенные в театрализованную деятельность способствуют творческому развитию детей.

 В  программе развития актерского мастерства и театральной деятельности в детском саду «Маска» отражены все виды творческой деятельности: техника и культура речи, актерское мастерство, ритмопластика, развитие эмоциональной сферы, игровое, песенное, танцевальное творчество, основы театральной культуры. Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю, во второй половине дня, с детьми подготовительных групп. Каждые три месяца — открытое занятие для родителей. В конце года — показ спектакля, силами всех участников кружка.

  По данным мониторинга к концу года дети овладевают умениями:

- самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности,

- психологически настроиться на выполнение предстоящего действия,

- быстро переключаться с одного действия на другое,

- использовать рабочее пространство зала,

- придумывать сюжеты и самостоятельно воплощать свои замыслы,

- согласовываь свои действия с другими,

- контролировать свои жесты, позы и мимику,

- обсуждать и подбирать костюмы, атрибуты, соответствующее музыкальное оформление.

 Таким образом, занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.      У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию. Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Музыкальный руководитель

Вавилова Галина Геннадьевна.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Одной из задач дошкольного образования детей является формирование основ художественной культуры, включающая в себя театрализованную деятельность. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль, но не знает, как это сделать. Важно научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Именно театрализованные игры помогают детям чувствовать себя более раскованно, свободно и естественно. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживания положительных эмоций, удовлетворения желаний, но и учить преодолевать неудачи. Неудача — это тоже хорошо, ее не надо бояться. Как правило, все дети хотят играть положительные роли. Задача детского театра — помочь раскрыть большие эмоциональные возможности отрицательных персонажей. Такие ситуации прекрасно закаляют ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу, что очень важно в жизни детей.

  Развитие научно-технического прогресса способствует тому, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают,

    Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи констатируют, что дети  «не доиграли»: т.е. не натренировали свою фантазию и воображение в процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. У будущих  первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь снятия зажатости, обучению чувствования и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский).

  Приобщение детей к художественной культуре, театрализованной деятельности через расширение и углубление знаний и представлений об искусстве, воспитание умения видеть и создавать прекрасное,  проявляя самостоятельность и творческую активность -  одна из важных задач дошкольного учреждения, в процессе которых:

  1.    развиваются коммуникативные  качества личности,

2.    развивается  память, воображение, инициативность, фантазия, речь,

3.   формируется положительное отношение к театру и искусству.

   В процессе работы с дошкольниками уделяется особое внимание технике и культуре речи, актерскому мастерству, ритмопластике, игровому, песенному,  танцевальному творчеству, сценическому движению, и особенно, развитию эмоциональной сферы.

 Эмоциональность является одним из главных составляющих театрилизованной игры детей. В разделе актерское мастерство, для развития этой сферы   широко используется прием «театр одного актера». Ребенок, проигрывая и «проживая» разные ситуации и характеры героев, становится более эмоциональным, т. к. он должен стать и хитрым, и ласковым, и злым, и добрым,  в зависимости от содержания сказки. Остальные дети копируют и подражают выразительности и эмоциям понравившегося им персонажа. Таким образом накапливается опыт «эмоционального багажа», развивается умение сопереживать разыгрываемым событиям, сочувствовать героям сказки, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Но, как выразить свои эмоции более полно, не обладая основными навыками речи. «Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь» М. Ф. Квинтилиан. Именно театрализованная деятельность дает ребенку возможность активизировать словарь и звуковую культуру речи. Одним из видов работ по развитию речи является работа перед зеркалом. Она заставляет ребенка по новому увидеть себя, рассказать о себе. Держа в руках игрушку или куклу, сам являясь актером, ребенок, стоя перед зеркалом  исполняет роль. В эти моменты он видит выражение глаз, мимику, артикуляцию и старается играть более эмоционально, при этом не думая о тексте. Появляются новые слова, выражения. Иногда, увлекшись, дети придумывают совершенно другую сказку. И тогда речь становится свободной, произвольной.

   Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Движение это естественное состояние ребенка. Занятие ритмопластикой дает возможность раскрепоститься и развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. С помощью разнообразных пластических упражнений, этюдов и игр дети овладевают умением передавать характер, настроение, ситуативный сюжет. Этюды-ассоциации дают возможность будить воображение и мышление ребенка, создавать новые образы. Например, утка идет по тонкой дощечке через лужу, идет по высокой траве, ищет своих утят и т. д. При соответствующем музыкальном сопровождении эти игры-этюды развивают координацию движений, пластическую выразительность, музыкальность, умение пользоваться жестами и мимикой.  Играющих не должно быть более трех человек т. к. остальные дети должны отметить для себя интересное, новое и применить в дальнейшем. Важно отмечать и сохранять  индивидуальность каждого ребенка, не навязывая свое видение, развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

   Именно театрализованная деятельность является широким спектром развития творческих способностей, гармоническому развитию природных способностей детей, приобщению к миру искусства, развитию коммуникабельности, эмоционально-личностному развитию дошкольников.

Музыкальный руководитель

Вавилова Галина Геннадьевна.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

Квалификационная работа.

Занятие театрального кружка "Маска"

старшая группа

"Мы - будущие артисты".

                                                                                               Музыкальный руководитель:

                                                                                                 Вавилова Галина Геннадьевна

Нижнекамск

2015

      АКТУАЛЬНОСТЬ.

      Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает - искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

     Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.          

    Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.                

    Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цели и задачи занятия:

Цель: Развитие артистических способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи: 1. Развитие у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

               2. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой и двигательной деятельности.

                          3. Формирование умения передавать характеры, поведения персонажей в специально созданных условиях.

Атрибуты:

Музыкальный центр, полумаски ежика и зайчика, бутафорское яблоко, полумаска солнца, крупные снежинки, листочки, плащ для ветра.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Цель: настроить детей на продуктивную работу, выяснить их эмоциональное состояние.

Упражнение-игра "Здравствуйте".

Поздороваться с воспитанниками, проявляя какое-либо  состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…

Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

2. Артикуляционная гимнастика.

 Цель: развитие речевого и дыхательного аппарата детей.

 Упражнение "Лопаточка"

Закусить  нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз

 Упражнение «Трубочка».

 Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Качели».

Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.

3. Дикционное упражнение.

Цель: совершенствование навыков четкого произношения слов, правильной дикции.

Скороговорки.

Пошел спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.


Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок - сорок морок.

Скороговорки следует произносить сначала медленно, артикулируя каждый звук. Затем, музыкально интонировать на простейшие мелодические попевки, постепенно ускоряя темп. И проговорить в быстром темпе.

4. Этюд - пантомима "Ежик и Зайчик".

Цель: развивать пластику, воображение, внимание, актерские способности.

Педагог: А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь сказку? Готовы ли вы сочинить сказку? Начнем!

- Ярко светит Солнце (приглашается ребенок на роль Солнца, который начинает "ярко светить" - разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте).

- Неожиданно подул ветер (два-три ребенка исполняют роль ветра - выбегают и усиленно дуют на Солнце).

 - На Солнце набежала маленькая тучка (выбегает девочка и заслоняет Солнце).

- Ветер подул сильнее (дети изображают деревья), и с деревьев стали облетать листочки.

- К дереву подбежал зайчик (появляется зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко.

(Выходит ежик, у него в руках бутафорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (девочки-снежинки кружатся по залу).

- Веселые снежинки кружились и садились на землю. Вскоре снег засыпал ежика и зайца.(девочки-снежинки смыкают круг вокруг зверят).

- Но вот снова выглянуло Солнце (девочка-тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце направляет лучи на снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались Солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. (заяц и еж уходят под музыку, машут руками на прощание лапками).

- Ребята, мы разыграли сказку. Герои не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима - это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.

5. Ритмопластика.

Цель: Развивать умения детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не наталкиваясь друг на друга, в разных темпах.

Игра "Конкурс лентяев".

 Дети сидят на ковре полукругом. Прочитать стихотворение В. Викторова "Ленивый барсук". В это время дети ложатся на ковер и стараются полностью расслабиться.

Хоть и жарко, хоть и зной, занят весь народ лесной.

Лишь барсук - лентяй изрядный сладко спит в норе прохладной

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Дети поднимаются с пола, игра повторяется.

Игра "Гипнотизер".

- Сейчас я превращусь в гипнотизера и буду вас "усыплять" (делать плавные движения руками). Спите, спите, спите... Ваша голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслаблены и слышите шум морской волны.

Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Во время игры звучит легкая и медленная музыка. Следить за тем, чтобы мышцы и тело детей были расслаблены.

6. Прощание.

Цель: подвести итог пройденного, наметить задачи на другое занятие, таким образом,  подготовить детей к новой встрече.

Попрощаться с детьми голосом зайчика, ежика, пошуметь, как ветер.


Литература:

Щеткин А.В. "Театральная деятельность в детском саду", "Библиотека воспитателя" для занятий с детьми 5-6 лет, издательство "Мозаика-синтез".

Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.



Предварительный просмотр:

Доклад о патриотическом воспитании детей в ДОУ на тему

«Воспитание любви к родному краю средствами музыки».

Понятие нравственность и патриотизм многогранно по своему содержанию — это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою страну.

         В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»..

     

 С чего начинается патриотическое воспитание каждого человека? С голоса его матери, отца; с колыбельных песен; с народных прибауток, потешек, песенок и т. д. Говорить с ребенком на родном языке, собираться в кругу семьи, петь русские песни, танцевать народные танцы — это естественно. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания, отношение к окружающему. «Каждый ребенок рождается добрым и для добрых дел...» Евгений Леонов. Какие нравственные качества разовьются у ребенка — зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, какими впечатлениями они его обогатят.

           Воспитание чувства патриотизма у детей — процесс сложный и длительный. Прежде, чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней — того, что близко и понятно.

           Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образу: мать и отец, родные места, родная речь, музыка.

        Музыка — прекрасная, безграничная область человеческой культуры. Музыка окружает нас повсюду. Трудно найти на земле человека, который бы мог прожить без музыки, ведь она является одним из важных составляющих искусства. А дело искусства — сохранять душу!

     

              Патриотическое воспитание детей средствами музыки включает в себя несколько разделов:

а) Знакомство детей с произведениями русских классиков.

        Русская музыкальная классика — богатейшая сокровищница, достояние России. И это было бы не правильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Но не всякий взрослый может слушать классическую музыку, потому как раз, что сам был лишен этого в детстве. Эти произведения должны звучать на каждом занятии в разных проявлениях. Например, в раннем возрасте дети должны слушать «Жаворонок» П.И.Чайковского, «Петя и волк» Д.Прокофьева. В этом возрасте не стоит заострять внимание детей на название произведения и фамилию его автора.

     В среднем и старшем возрастах следует называть  автора, оговаривать, обсуждать характер произведения, его форму. В этом возрасте понятнее всего родная природа, ее проявления при смене времен года (листопад, снег, гроза, капель, ручьи и т. д.) Цикл П.И. Чайковского «Времена года», как нельзя лучше подходит для детского восприятия окружающего мира.

     Патриотическое воспитание невозможно без нравственного. Учить детей сострадать, сопереживать — задача взрослых. И снова обратимся к произведениям П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла». Необходимо рассказать детям о пьесах, нарисовать образ девочки, переживающей за свою игрушку; донести до детей ее страдания, слезы; заложить «зерно сочувствия» в детские души.

б)   Народный фольклор.

      Вся классика неразрывно связана с народным музыкальным творчеством. Народная музыка вызывает интерес у детей; приносит им радость; создает хорошее настроение; снимает чувство страха, тревоги, так как она близка им по духу. Раздел музыкального фольклора очень разнообразен: потешки, частушки, хороводы, музыкальные игры, народные песни, музыкальные сказки. Народные песни очень мелодичны, они легко усваиваются детьми, слова просты и понятны. Почти, каждую народную песню можно обыграть, что особенно нравится детям.

    Музыкальные сказки, так же привлекают детей. Посредством музыки, более полно раскрываются характеры, образы сказочных героев. Персонажи сказок постоянно участвуют в жизни детей: звери-игрушки, бабушки, дедушки, деревья, дома, птицы — тот привычный мир, в котором живет ребенок. Поступки героев сказок заставляют смеяться, грустить, негодовать. Особенно это усиливается музыкальным сопровождением. Именно народные сказки развивают в детях чувство патриотизма и дают понятия о нравственности.

в)   Творчество детских композиторов песенников.

  Песенное творчество неразрывно связано с жизнедеятельностью детей. Дети слышат пение с телеэкранов, телефонов, компьютеров и т. д. Задача взрослых — максимально приобщать к слушанию и пению детских песен, соответствующих возрасту ребенка. Именно детская песня не разрушает, а созидает внутренний мир ребенка, уравновешивает его эмоциональное состояние. Огромную роль песня играет в нравственно-патриотическом воспитании детей. Большое количество песен написано детскими композиторами о любви к родителям, Родине, дружбе. С помощью песни дети открывают новый, для себя, мир.

    Песни о родном городе, крае, стране дают возможность ребенку ощутить надежность, величие и красоту своей родины, прививает чувство гордости за нее.

   Песни о маме, в полной мере, раскрывают глубину материнской любви, учат детей ответным чувствам. Песни, где воедино сливаются образы матери и родины, являются фундаментом патриотического воспитания детей.

      Детские песни о дружбе, взаимовыручке, добром отношении к животным, являются нравственным критерием воспитания дошкольников.

         Особое значение следует уделять песням о Защитниках Отечества. Как можно глубже раскрывать эту тему, дать понятия детям о силе и мощи родной страны.

  В старшем дошкольном возрасте дети дети должны знать название страны, республики, города в котором они живут, определять на слух мелодии гимнов страны и республики, уметь рассказать о значении цветов флага своей страны.

г)   Танцевальное творчество.

      Каждый ребенок танцует с самого раннего детства. Как смешны и забавны малыши в своих импровизированных танцах. Задача взрослых — научить ребенка двигаться красиво, пластично, ритмично, выражать в танце характер музыки.

       Танцевальное творчество детей  должно включать в себя не только свои национальные танцы, но и танцы других народов. Это расширяет кругозор ребенка, позволяет прикоснуться к творчеству иной культуры. При разучивании движений дается характеристика танцу, его темпераменту. Рассказывается, коротко, о стране и людях, танцующих тот, или иной танец. Например: «Цыганская плясовая», «Финская полечка», «Менуэт» и т. д. Движения должны соответствовать возрасту детей. Задача педагога — научить детей раскрываться в танце, получать от этого удовлетворение. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, выразительным, раскрывающим характер танца.

       

Анкета для родителей (старших дошкольников).

1)     Слушает ли ваш ребенок дома народную, классическую музыку?

2)     Есть ли у ребенка фонотека и детскими песнями?

3)    Чему больше ваш ребенок отдает предпочтение — песням или танцам?

4)    Имеются ли дома детские музыкальные инструменты и как часто ребенок играет на них?

5)    Отмечаете ли вы национальные, календарные праздники?

6)    Знает ли ваш ребенок историю возникновения этих праздников?

7)   Рассказываете ли вы ребенку про его родственников, близких и дальних? (где живут, кто по профессии, кто и где родился и т.д.)

8)    Как часто вы разговариваете с ребенком о стране и городе, в котором живете?

9)   Проходя мимо того или иного памятника, сумеете ли вы рассказать вашему ребенку  - кому и за что, поставлен этот постамент?

10)   Знает ли ваш ребенок достопримечательности  родного города?

Музыкальный руководитель МБДОУ № 66 Вавилова Галина Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научно-методические и учебно-методические публикации

Отчет аттестуемого, заверенный руководителем...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...