Методическая разработка "Использование игры Б. Никитина "Сложи узор" как средство развития познавательного интереса у детей 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Валиева Альфина Мударисовна

Методическая разработка "Использование игры Б. Никитина "Сложи узор" как средство развития познавательного интереса у детей 4-5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichskaya_razrabotka_slozhi_uzor.docx241.43 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Использование игры Б. Никитина "Сложи узор" как средство развития познавательного интереса у детей 4-5 лет.

Направленность: Познание окружающего мира и развитие пространственного воображения,  сообразительности и логического мышления, навыков счета и графические способности, цветоощущение, умения анализировать, синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности. 

Предпосылки: Обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы, кабинета, детского сада.

Вид: Учебно-методическое пособие.

Предназначение: для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Продолжительность: 5 месяцев (ноябрь 2014г. – апрель 2015г.)

Актуальность:

У многих детей слабая учебная мотивация. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей. Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения — одна из стержневых в психологии. Ее исследование имеет важное, значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.

Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я.А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Я считаю, что интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.

Я применяю в своей работе игру Б. Никитина "Сложи узор", и считаю, что она является эффективной для сенсорного развития,  формирования элементарных математических представлений и  развития познавательной активности детей. Научить детей общаться в игре мне помогают правила социоигровой технологии, которые направлены на развитие коммуникативности у детей, доброжелательного отношения между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности, творческих способностей.

Целью моей методической разработки является формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игры Б. Никитина «Сложи узор»; реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, коррекции психических процессов; повышение творческой активности педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Образовательные:

-    способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала;

- развивать пространственного воображения,  сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать,

- обучение детей навыкам классификации,  варьировать цвет и форму, создавать новые образы;

- воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.

2.  Воспитательные:

-  Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

3. Развивающие:

-  Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память

-  Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.

 4. Коррекционные:

-  Формирование познавательной активности у дошкольников.

Описание пособия:

Развитие познавательных интересов. 

В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.). Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. В младшем возрасте центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов - это необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше - меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее -короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представить его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху -где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает "схему" собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в разные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представление о числах, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

 Организация развивающих игр с детьми 4-5 лет.

 Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Как организовать занятия по развивающим играм

Занимаясь с детьми развивающими играми, перед ними ставятся следующие задачи:

- создать модель развивающей среды;

- дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей;

- в игре учить мыслить самостоятельно;

- с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).

Возрастная категория детей 4-5 лет относится к среднему дошкольному возрасту. В данном возрасте происходит интенсивное физическое развитие малыша: изменяются сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, опорно-двигательный аппарат. Наибольшие изменения происходят в высшей нервной деятельности, активно развиваются и совершенствуются межанализаторные процессы и связи, механизм взаимодействия сигнальных систем. К достижению 5 лет повышается эффективность педагогического воздействия. В этом возрасте у ребенка еще слабо развиты механизмы сопоставления слова и предмета реального мира.

Средний дошкольный возраст характеризуется следующими особенностями, исходя из которых детям необходимо подбирать развивающие игры (4-5 лет):

  • Стремление к самостоятельности. Так, развивающая игра должна давать максимальную самостоятельность ребенку, в то же время оставаясь полностью безопасной, доступной и понятной ребенку. В этом возрасте ребенок уже пытается установить свои правила игры, мотивируя их;
  • Этические представления. В ребенке развиваются эмоции, малыш учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать и сочувствовать им. Этические представления формируются не посредством того, что говорят взрослые, а сквозь призму их поступков и поведения в целом. Именно поэтому так велико значение ролевых развивающих игр (4-5 лет), отображающих ситуации реальной жизни;
  • Развитие воображения, позволяющего моделировать ситуации, развивать их. Однако следует учитывать, что в силу развитой фантазии в ребенке также развиваются страхи. Развивающая игра должна объяснять ребенку природу многих действий и явлений;
  • Развитие социальных связей. У ребенка появляется больше друзей, его общение выходит из семейного круга, что отражается в сюжетно-ролевых играх. В них появляются сложные системы персонажей, отношения между ними усложняются. В этом возрасте развивающие игры также используются психологами в качестве диагностического инструмента, который позволяет на ранних стадиях выявить комплексы и страхи ребенка и произвести их коррекцию с наименьшим ущербом психическому здоровью малыша;
  • Активное познание – ребенку не только интересны предметы окружающего мира, но и их природа.

Описание игры Б. Никитина «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Как изготовить игру? Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, двигая кубик по листу бумаги на столе.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рисунке 1:

 

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU_iso-1.gif

Рисунок 1.

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1–2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий.

Технические масляные краски сохнут дольше (до 1–2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.

Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).

Узоры-задания в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1 : 2 или как посчитают необходимым родители.

Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рисунках 3-9 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм (Приложение). По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными. Узоры-задания СУ представлены в Приложении.

Этапы работы:

I этап – подготовительный (ноябрь 2014 – март 2015):

Создание условий, необходимых для методической разработки – изготовление учебного пособия (презентация апрель 2015г.)

II этап – формирующий (творческий): реализация основных видов деятельности

III этап – заключительный: обобщение материалов и результатов работы – сравнительный анализ развития детей на начало и конец проекта:

На первом этапе работы нами была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.  

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Объектом данного исследования является процесс развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии (по Айдашеву Г. А.) :

(используется метод наблюдения)

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность) ;

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость) ;

- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) ;

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка) .

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижений

В качестве конкретных методических приемов мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Б. Никитина). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному. Также наблюдали детей в разных образовательных областях в соответствии с критериями.

Проведенная диагностика познавательной активности (ноябрь 2014г.) позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у детей среднего дошкольного возраста.

На низком уровне развития познавательной активности находилось 36% детей. Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На среднем уровне познавательной активности оказалось 59% детей. Эта группа детей характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения. Получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Наименьшее количество детей (5%) находились на высоком уровне познавательной активности. Дети отличались проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

На втором этапе с детьми среднего дошкольного возраста проводились занятия с использованием кубиков Б. Никитина «Сложи узор».

Занятия с детьми средней группы на материале развивающей игры: кубики Никитина «Сложи узор».

 

Тема занятия,

используемые игры

Задачи занятия

Содержание (задания детям)

с зарисовками образцов

материалы

к занятию

Предварительная работа

1.Разноцветные дорожки

кубики «Сложи узор»

1.Учить самостоятельно, выкладывать  дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом. 2.Закреплять счет в пределах

3.Учить сравнивать количество кубиков в каждой дорожке и количество дорожек (поровну, по 4, одинаковое количество)

4.Приучать аккуратно, пользоваться кубиками, после игры убирать их в коробку

5. Развивать творческое фантазирование в подборе сравнений (на что похоже).

1.Выложи дорожки для зверушек по образцу.

2.Сравни длину дорожек.

3.Посчетай, сколько кубиков в красной дорожке, а, сколько в синей.

4.Что можно сказать о количестве кубиков в красной и синей дорожке?

5.Из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.

6.Подумайте, на что похожа полосатая дорожка (на заборчик, паровозик, шарфик…)

Кубики Никитина «сложи узор» (по 1-му набору на ребенка) карточки с заданием (4 разноцветные дорожки из 4-х кубиков каждая)            4 игрушки разного цвета

( синий, красный, желтый, белый)

Выкладывание заданий к игре путем наложения на картинку.

Пересчет различных предметов в пределах 4-х.

Сравнение длинных и коротких полосок.

Игры с кубиками, рассматривание кубиков, имеющих разные по окраске стороны.

2.Коврик для «божьей коровки».

Две дорожки

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание дорожек по памяти.

2.Учить выкладывать «коврик» по образцу.

3.Закрепление счета в пределах 4-х

4.Закрепление понятий: верхний, нижний, правый, левый.

5.Автоматизация звука «Ж» в звукоподражании

1.Вспомните, что вы выкладывали на прошлом занятии, и выложите дорожки самостоятельно.

2.Выложите коврик для «божьей коровки».

3.Посчитайте, сколько кубиков в коврике, сколько красных, синих, желтых,

белых кубиков.

4.Игра с «божьей коровкой» на ориентировку в пространстве.

 

Кубики «сложи узор» коробка на каждого ребенка

Карточки с образцами

«божья коровка» по количеству

детей

Игра на внимание «Что изменилось» (на ориентировку в пространстве)

Игра «Кто от тебя находится справа, кто слева».

Счет различных предметов в пределах  4-х

Рассматривание изображения и игрушки – божья коровка.

Игры на звуко-подражание «Как жужжит жук».

3.«Разноцветные платочки, полосатые флажки и табуреточки для матрешки»

кубики «сложи узор»

1.Продолжать учить детей выкладывать задание по образцу.

2.Продолжать учить сравнивать количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество.

3.Познакомить детей с составом числа 2 и 2 – 4

4.Развивать самостоятельность, творчество в выборе цвета и задания.

1.Сложи для матрешки платочек, флажок, табуретку по образцу.

2.Посчетай, сколько желтых кубиков в платочке, сколько белых. Сколько всего кубиков в платочке.

3.Сколько красных, сколько синих кубиков во флажке, что можно сказать об их количестве?

4.Для тех, кто справился предложить выложить задание другим цветом (не так как на картинке)



Кубики «сложи узор» коробка на каждого ребенка

Матрешка

Карточки с заданиями

Сравнение количества  предметов (по 2)

Рассматривание различных геометрических узоров платков и флагов.

4.«Путешествие в загадочный город на ковре самолете».

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание знакомых узоров по памяти (коврик, платочек, флажок)

2.Развитие фантазии (выкладывание знакомых узоров других цветов).

3.Закрепление навыков счета в пределах 4-х.

4.Закреплять умение сравнивать предметы (домики из кубиков) по высоте.

5.Умение создавать совместную работу (узор-ковер).

6. Умение выполнять действия с кубиками в соответствии со словесной инструкцией (строим домик в высоту одноэтажный, трехэтажный и четырехэтажный), выкладывая кубики снизу вверх.

1.Вспомните, какие узоры мы научились выкладывать из кубиков, и выложите те, которые вам больше всего понравились.

2.Теперь сложим ваши узоры все вместе. Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился.

3.Постройте синий домик в 3 этажа, белый – 1 этаж, красный – в 4 этажа.

4.Положите на белый  домик кружок, на синий треугольник, а на красный квадрат.

5.Подумайте и скажите, кто может жить в домике с круглой крышей, с квадратной крышей, с треугольной крышей?

6.Скажите, какой домик самый низкий? Сколько в нем этажей?

Какой домик самый высокий? Сколько в нем этажей?

7.Поставьте домики в ряд от самого низкого до самого высокого.




Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Круг, квадрат и треугольник по 1шт. на каждого

Изображения предметов круглой, квадратной, треугольной формы

Выкладывание уже знакомых узоров, но другими цветами

Постройки высоких и низких башенок, пересчет кубиков.

Индивидуальная работа с детьми, не справившимися с заданием на занятии

Сравнение высоты окружающих предметов: домов, деревьев, столов, игрушек.

5.«Цветочная поляна»

кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать по образцу лесенку, цветочек, пилу.

2.Закрепление навыков счета в пределах 4-х.

3.Закрерлять умение  ориентироваться в пространстве.

4. Стимулировать стремление проявлять самостоятельность в выборе материала по цвету, видоизменяя палитру предложенного образца.

1.Посчитайте, сколько ступенек в лесенке, возьмите такое же количество кубиков.

2.Сколько лепесточков у цветка отсчитайте столько же кубиков. Выложите цветок другого цвета.

3. Рассмотрите картинку, где нарисована пила. Как раскрашены кубики? Сколько таких кубиков надо взять?

4.Посмотрите, куда смотрит синий уголок, а куда белый? Положите кубик так же, как на картинке.

5.Для тех, кто справился предложить построить другую лесенку







Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Карточки с заданиями (лестница, цветок, пила)

Выкладывание цветов из геометрических фигур.

Рассматривание картинок с изображением цветов, пилы, лесенок.

Пересчет предметов до 4-х на ощупь (под платком)

Пересчет количества деревьев и кустарников на участке.

6.Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну.

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание по памяти (цветок, озеро).

2.Учить выкладывать бабочку и рыбку.

3.Закрерление навыков счета в пределах 4-х.

4.Развивать фантазию (побуждать детей выполнять задания из кубиков других цветов)

5.Закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево).

6.Продолжать развивать творческое фантазирование на что похоже (бокал, бантик…).  

1.Выложите цветочки, которые растут на поляне.

2.Посмотрите, какая бабочка прилетела к нам на полянку. Давайте выложим из кубиков ей подружек. Посмотрите и посчитайте, сколько и каких кубиков вам надо взять.

3.Рядом с поляной «Фантазейка» увидел озеро, посмотрите какое. Выложите его из кубиков.

4.В озере плавают красивые рыбки. Давайте их сложим из кубиков. Рассмотрите картинку, из какого кубика выложим туловище, из какого

хвост?  

5.Аккуратно поверните рыбку и бабочку, посмотрите, на что теперь они стали похожи, в кого они превратились?

Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Игрушка обезьянка

Карточки-задания (рыбка, бабочка)

Рассматривание картинок с изображением бабочек и рыбок

Наблюдение за рыбкой в аквариуме

Самостоятельное выкладывание заданий из кубиков «сложи узор» по карточкам-заданиям.

7.Дом, в котором живет «Фантазейка»

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать домик, елочку, фонарик.

2.Закрепление навыков счета в пределах4-х (пересчет кубиков).

3.Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол).

4.Закреплять умение сравнивать предметы (елочки) по высоте.

5.Развивать фантазию (выкладывание узоров другими цветами, придумывание своих узоров).

1.Это домик, в котором живет «Фантазейка», давайте его выложим из кубиков.

2.«Фантазейка» живет в лесу, рядом с его домом растут елки. Давайте выложим  из кубиков елочки разные по высоте. 3.Давайте посчитаем, сколько больших треугольников в самой высокой елке, сколько в самой низкой.

4.Вечером становиться темно, и «Фантазейка» повесил возле домика на елочки фонарики. Давайте сложим из кубиков такие же фонарики, как на картинке.

5. Предложить детям, справившимся с заданием, выложить разноцветный фонарик.  

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка обезьянка

Карточки-задания (домик, елочка, фонарики)

Рассматривание картинок с изображением домика, елки и фонариков. Сравнивание различных предметов, игрушек по высоте. Строительство разных по высоте башенок и домиков. Выкладывание домиков, елочек, фонариков из геометрических фигур (треугольников и квадратов).  

8.«Фантазейка на рыбалке»

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать лодку  и крючок.

2.Выкладывание по памяти рыбка, озеро и домик.

3. Развивать фантазию (учить придумывать небольшие рассказы).

4.Развивать связную речь у детей.

1.Выложите домик, в котором живет «Фантазейка».

2.Недалеко от домика находится озеро. Давайте выложим его.

3.«Фантазейка» отправляется на рыбалку и ему нужна лодка. Давайте выложим для него лодку такую же, как на картинке.

4.Для того, чтобы ловить рыбу, нужна удочка с крючком. Выложите крючок для удочки, как на картинке.

5.Выложите рыбок, которых поймал в озере «Фантазейка».

6.Придумайте рассказ о том, как «Фантазейка» ходил на рыбалку.




Кубики «сложи узор» по набору на ребенка

Карточки-задания (лодка, крючок)

Рассматривание картинок с изображением лодки и крючка.

Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Индивидуальная работа с детьми, пропустившими занятия по причине болезни и др. причинам.

Самостоятельные игры с кубиками «сложи узор» по карточкам-заданиям.

9.Шарфик для «Фантазейки»

Кубики «сложи узор»

1.Развитие памяти, мышления, воображения (выкладывание по памяти, использование других цветов, составление своих узоров).

2.Приучать к аккуратности, бережному отношению к игрушкам (не ломать картонные кубики, после игры убирать за собой кубики в коробку).

3.Закреплять умение сравнивать длину.

1.«Фантазейке» холодно у него нет шарфика, давайте поможем ему. Сложите узоры, которые мы складывали на занятиях, и придумайте свои узоры.

2.Соедините свои узоры в полоску. Какой длины получился у вас шарф? У Саши короткий шарф или длинный? А у Даши?

3.Давайте, соединим все ваши шарфики в один большой. Какой у нас получился  шарф?

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка обезьянка

Рассматривание узоров на шарфах

Игры с кубиками «сложи узор» по желанию детей

Сравнивание полосок по длине

Постройки из строительного материала длинных и коротких дорожек.

10.Снежинки на окошке.

Кубики «сложи узор»

1.Продолжать учить выкладывать изображение по карточке-заданию.

2.Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих снежинок, использование кубиков других цветов).  3.Закреплять навыки счета в пределах от 5-ти до 9-ти.

1.«Фантазейка» нарисовал снежинки, которые он увидел на окошке. Выложите из своих кубиков снежинки, кому какие  понравились.

Выложите снежинки, используя кубики других цветов.

2.Посчитайте, сколько кубиков в вашей снежинке.

3.Придумайте и выложите свои снежинки.

 









«Фантазейка» раскладывает карточки-символы по обручам и просит детей найти дом, где живет их фигура. Дети с фигурами в руках отходят от обручей и закрывают глаза. «Фантазейка» перекладывает карточки, дети ищут свой дом. Игра повторяется 3 раза.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Карточки-задания (снежинки).

Рисование снежинок.

Рассматривание снежинок на прогулке.

Пересчет предметов в пределах 10-ти.

11.«Фантазейка» встречает весну.

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать по образцу птичку и сосульки.

2.Закреплять умение сравнивать предметы («сосульки») по длине.

3.Закрепление навыков счета в пределах 5-ти.

4.Продолжать учить сравнивать количество кубиков 4 и 5 (что больше, меньше).

5.Выкладывание по памяти лодочки.

6.Побуждать детей, выполняя задание использовать кубики других цветов и дополнять своими элементами.

Наступает весна, повсюду лужи. «Фантазейка» не знает, во что можно играть на улице.

1.Давайте сложим для него кораблик из кубиков. Где можно пускать кораблик?

2.Выложим лужу для кораблика, как мы выкладывали озеро.

3.Скоро начнут прилетать птицы из теплых стран. Давайте выложим птичку по картинке для «Фантазейки». Придумайте свою птичку.

4.Снег на улице тает, на крышах появляются сосульки. Давайте сложим их из кубиков (длинные и короткие).

5.Посчитайте, сколько кубиков в длинной сосульке, сколько в короткой. Где больше, где меньше? Какое число больше, какое меньше?



Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Карточки-задания (птичка и сосульки)

Рассматривание сосулек. Рассматривание на картинках птиц прилетающих из теплых краев.

Пускание корабликов в луже.

Наблюдение за птицами на улице во время прогулки.

Беседы о весне.

Счет и сравнение количества предметов от 4-х до 5-ти.

12.Подснежники

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать из кубиков разнообразные цветы по образцу.

2.Выкладывание по памяти цветка белого цвета.

3.Закрепление навыков счета в пределах 5-ти.

4.Продолжать учить сравнивать количество кубиков (лепестков).

5.Развивать зрительное внимание.

6.Развивать воображение и фантазию (использование кубиков другого цвета придумывание своих узоров).

«Фантазейка» гулял по лесу и увидел много красивых подснежников, он сфотографировал их и прислал нам фотографии.

1.Давайте выложим свой подснежник (цветок из белых кубиков).

2.Теперь выложим цветок, который увидел «Фантазейка».

3.Сколько кубиков вам понадобилось?

4.В каком цветке больше кубиков?

5.Сколько лепестков в каждом цветке? Одинаковое ли их количество?

5.Тем детям, которые справились со всеми заданиями, предложить более сложное задание.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Карточки-задания

Письмо от «Фантазейки»

Рассматривание различных цветов на картинках.

Выкладывание цветов из геометрических фигур.

Игры с кубиками «сложи узор» по карточкам-

заданиям по желанию детей.

13.Путешествие по весеннему лесу.

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание по памяти птичка и цветы.

2.Закреплять умение сравнивать длину и ширину (ручейков).

3.Закреплять умение сравнивать количество кубиков путем приложения (больше, меньше на 1).

4.Закрепление навыков счета в пределах 8-ми.

5.Развивать фантазию (использование кубиков других цветов, придумывание собственных узоров, использование большего количества кубиков).

«Фантазейка» отправляется в путешествие по лесу. Пойдемте вместе с ним.

1.Смотрите ручейки. Выложите ручеек из 5-ти синих кубиков.

2.Сложите  желтый ручеек из 4-х кубиков.

Какой ручеек длиннее, какой короче?

3.Сложите еще 1 желтый ручеек, такой же длины .

Придвиньте желтый ручейки друг к другу так, чтобы получился 1 широкий ручей.

4.Какой ручеек получился узкий, какой широкий?

5.Для какого ручейка понадобилось больше кубиков? Сколько?

6.«Фантазейка» увидел в лесу птичек.

Выложите птичек, которых он увидел.

7.Смотрите в лесу много цветов. Давайте их выложим из кубиков.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Сравнение по длине и ширине полосок, веток, ленточек, дорожек.

Пересчет предметов в пределах от 1до 8

Рассматривание картинок с ручейками, птицами.

Чтение рассказов о весне.

14.Клад

Кубики «сложи узор»

1.Составление узоров по памяти.

2.Развивать фантазию, воображение (составление узоров по представлению).

3.Учить детей давать положительную оценку работе товарища.

4.Учить выкладывать лопату по образцу.

Ребята мы с вами отправляемся на поиски клада. Начинаем раскопки. Чтобы раскопать клад, нам нужна лопата. Давайте выложим ее из кубиков. Закройте глаза и представьте, что вы нашли что-то интересное.

1.Выложите то, что вы нашли.

2.Расскажи другу, что ты нашел.

3.Посмотрите и расскажите, чья находка вам нравится и почему.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игры-занятия с кубиками «сложи узор».

Самостоятельные игры с кубиками «сложи узор»

На III этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня познавательной активности. Результаты диагностики на I и III этапах представлены в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2. Диагностика уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

В средней группе (апрель 2015г.) мы видим повышение уровня познавательной активности. У детей появился интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, дети умеют планировать свою деятельность, задают вопросы, проявляют любознательность, самостоятельность, могут оценить свои поступки. При выполнении заданий стали более усидчивы, спокойны, настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращались к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставили перед собой новые задачи, проявляли яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимались с полюбившимися им материалами.

Таким образом, положительной динамике способствовали регулярные систематические занятия с использованием игры Б. Никитина «Сложи узоры».

В ходе исследования, было установлено, что познавательная деятельность у средних дошкольников развита на таком уровне, который позволяет использовать её возможности для повышения успешности обучения. При этом у детей сформирована и способность к активной познавательной деятельности.

На основе знаний современных теорий о познавательной активности, задача педагога - сформировать правильную познавательную активность среднего дошкольника. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные качества.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что все развивающие игры Никитина обладают характерными особенностями:

  • Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
  • Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, то есть в виде видимых и осязаемых вещей и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
  • Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
  • Способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей, предлагая ребенку задачу, нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  1. Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста.
  2. Задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
  3. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи.
  4. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
  5. Играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Таким образом, данные развивающие игры соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей детей. Значимость данных игр подтолкнуло меня внедрять и использовать развивающие игры Никитины в работе в детьми. Я познакомилась с развивающими играми Никитина и остановила свой выбор на развивающей игре «Сложи узор» разработанной Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. По словам авторов, развивающую игру «Сложи узор» можно скорее назвать не игрой, а игровым пособием, создающим “развивающую среду” для ребенка. Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил мне выделить общие принципы воспитания и развития детей:

  • Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую;
  • От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности;
  • Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности;
  • Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  • Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.

На начальном этапе, я знакомила детей с игрой «Сложи узор» на индивидуальных занятиях. Дети рассматривали кубики, называли цвета, считали сколько кубиков в коробке, выкладывали кубики по запросу. Если ребенок справлялся с предложенной задачей, мы переходили к следующей. Дети с увлечением приняли развивающую игру «Сложи узор». При возникновении трудностей в решении какой - либо задачи, мы оставляли ее и возвращались к ней в другой раз и так до тех пор пока ребенок не выполнял предложенное задание. Так же детям предлагалось взять игру домой на выходные и поиграть в домашних условиях с родителями. Родителям очень понравилась игра и многие из них приобрели ее для личного пользования. Это послужило дополнительным стимулом дошкольникам и позволило добиться более высоких результатов в работе с детьми. Использование данной развивающей игры в индивидуальной работе с детьми, мне как воспитателю, позволило решить следующие задачи:

  • Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время индивидуальных занятий.
  • Научить детей ориентироваться на плоскости.
  • Формировать и развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Игры «Продолжи дорожку», «Какой камушек будет следующим», «Доделай гирлянду для елочки», «Переодень Петрушку», «Построй горку для зверят». «Отгадай загадку и выложи отгадку» (перед работой с игрой загадать загадку, а ребенок выкладывает отгадку и объясняет, что помогло ему отгадать загадку.
  • Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление), конструктивные способности: «Вырасти такую же елочку», «Построй такой же флаг», «Выложи забор по памяти». Если есть ошибки, внимательно сравнить узор-инструкцию и то, что получилось. При рассматривании узора, обращается внимание ребенка из скольких квадратов, треугольников состоит узор, какого цвета кубики в узоре, можно сравнить с предыдущим узором, чем похож, чем отличается.
  • Уточнить представления о пространственных признаках окружающих объектов. При рассматривании узора: закрепляется форма предметов, количество элементов из которых они состоят, цвет предметов, их величина, высота, длина, ширина. Отрабатываются умения узнавать, сравнивать, группировать предметы, выделять часть из целого, составлять целое из частей, понимание сравнительных степеней прилагательных (большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий), понимание простых предложных конструкций. Соблюдается принцип постепенного усложнения материала. Игры «Сравни дорожки», (чья дорожка длиннее, а чья короче, сколько кубиков понадобиться для первой дорожки, второй), «Чей дом, башня выше».
  • Научить детей определять пространственное положение предметов относительно друг друга, своё положение относительно других предметов (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика).
  • Развивать мелкую моторику рук, речевую активность.
  • Отрабатывать грамматические категории: согласование числительных с существительными, согласование числительных, прилагательных и существительных; употребление существительных во множественном и единственном числе именительного и родительного падежей. Игры «Посчитай, сколько кубиков синего, красного, желтого или белого цвета», «Из скольких кубиков/какого цвета построен забор, дорожка», «Сколько кубиков мы отобрали для постройки дома?».

У всех детей (4-5 лет) группы к концу года сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), дошкольники научились ориентироваться на плоскости, определять пространственное положение предметов относительно друг друга (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика), использование данной игры позволило качественно улучшить такие высшие психические функции, как (память, внимание, мышление, восприятие) и конструктивные способности. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказалось и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер ребенка. В результате использования в индивидуальной работе развивающей игры «Сложи узор» мною были созданы условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для их будущей учебной деятельности, а также для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Ожидаемый результат:

- создание условий для учебно-игровой деятельности;

- развитие пространственного воображения,  сообразительности, логического мышления, навыков счета и графических способностей;

- развитие аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности;

- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;

- углубление знаний об окружающей действительности.

Составляющие элементы:

- внесение учебно-методического пособия на занятия (части занятия); создание игровой мотивации;

Вариации:

- по используемому материалу;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;

- использование пособия в коррекции образного и пространственного мышления, конструктивных и художественных способностей, внимания и фантазии

Возможные формы реализации: кубики.

Возможные формы работы: игры и игровые ситуации, упражнения, задания, картинки, рисунки.

Основные достоинства:

- многофункциональность;

- можно складывать, разбирать, переставлять, переносить;

- малообъемный;

- участие одного ребенка, подгруппы детей;

- дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;

- международно-известная методика развития;

- эффективность;

- многоплановость, "от простого к сложному";

-  материал – дерево;

-  вызывает огромный интерес у ребёнка.

Литература

  1. Арапова-Пискарева, Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Губанова, Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез,               2010 г.
  3. Никитин, Б. «Развивающие игры», М, Педагогика, 1981. Тираж 100 000 экз.; изд. 5-е доп. М, Знание, 1994г.
  4. Томашпольская, И.Э. «Развивающие игры для детей 2-8 лет» Смарт,                      1996 г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт о дошкольном образовательном учреждении от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.firo.ru/

12. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Приложение

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.2bel.png

Рисунок 3.

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.3bel.png

Рисунок 4.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.4bel_0.png

Рисунок 5.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.5bel_0.png

Рисунок 6.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.6bel_1.png

Рисунок 7.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.7bel_0.png

Рисунок 8.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.8bel_0.png

Рисунок 9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработка на тему: «Прогулка, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

В данной методической разработке описанны предлагаемые рекомендации по организации эксперементальной деятельности у страших дошкольников на прогулке. Разработка будет интересна  молодым воспитате...

Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"

Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...