Что такое адаптация и почему не все дети сразу привыкают к детскому саду?
статья на тему

Тычинская Лидия Адольфовна

В детских садах воспитателям приходится сталкиваться с проблемой привыкания детей к детскому саду – адаптацией. Эта проблема затрагивает не только детей, но и их родителей. В этой статье говорится о том, почему не все дети сразу привыкают к детскому саду. Почему у некоторых детей адаптация проходит менее болезненно, чем у других, какие дети адаптируются легче и от чего это зависит? Что нужно делать родителям и близким, чтобы адаптация у детей прошла легко  и дети быстрее привыкли к детскому саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_-ya_problemy_adaptatsii.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое адаптация и почему не все дети сразу привыкают к детскому саду.

Автор Тычинская Лидия Адольфовна

Воспитатель  ГБДОУ детский сад 136

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Почти все родители, приведя в первый раз своего ребенка в детский сад, (или при переводе из ясельной группы в другую возрастную группу) сталкивались с такой проблемой,  как слезы, крик, плач и гневный протест своего ребенка. А ребенок,  увидев незнакомую ему «тетю - воспитательницу» не в силах оторваться от своей такой близкой и родной ему мамочки. И мамочке приходится уговаривать его перешагнуть этот порожек у двери, ведущей в группу, где ему обещают много всего. Вот здесь мамы, папы, бабушки, дедушки и другие родственники этого ребенка и слышат такое слово адаптация.

Что же означает это слово?

В буквальном смысле это слово означает приспособление любого организма к изменяющимся внешним условиям.

Значит и ваши детки должны приспособиться, т. е. адаптироваться  к условиям детского сада (возрастной группы). Процесс этот довольно нелегкий. Более того он требует больших затрат и психической энергии и физических сил. Поэтому детям любого возраста очень даже не просто перешагнуть порожек в групповую комнату и оторваться от мамочки.

Почему же деткам так нелегко приспособиться к тем условиям, которые изменили его жизнь?

Судите сами:

Дома

  • Родные, а самое главное мама, всегда постоянно рядом;

  • Вокруг хорошо знакомая обстановка;

  • Ни с кем не нужно делиться игрушками  (они все твои и принадлежат только тебе);

  • Гуляешь на прогулке под присмотром мамы или других близких тебе людей, если тебе захочется перейти на другую площадку, они всегда пойдут вслед за тобой;

  • Мама тебя сама оденет, разденет и уберет твои игрушки, когда тебе надоест играть с ними или  же  просто не хочется убирать их;

  • Дома ты один или вместе с тобой твои  родные сестры и братья;

  • Не всегда есть четкий режим дня, особенно в выходные дни и по праздникам;

В детском саду

  • Родных вокруг нет, вместо них незнакомая «тетя» - воспитательница, да еще которую нужно слушаться;

  • Обстановка вокруг незнакомая, чужая;

  • Игрушки все не твои, а если ты принесешь свою игрушку, то нужно делиться с другими детьми;

  • На прогулке гуляешь  с пока еще незнакомой тебе «тетей» - воспитательницей, которая не разрешает  уходить с площадки на другую площадку;

  • Нужно самому одеваться и раздеваться, да еще помнить свою одежду;

  • Вокруг тебя постоянно другие дети  это  твои сверстники - одногруппники;

  • Организован четкий режим дня;

Вот сколько всего должен понять и освоить ваш ребенок, впервые переступивший порог детского сада или другой возрастной группы.

Одни дети легко адаптируются и постоянно посещают детский сад. Эти дети меньше болеют, принимают активное участие в жизни группы.

Другие – не хотят идти в детский сад. Даже мысль о том, что они останутся одни без родных, да ещё на целый день приводит их в ужас. Этим детям нужно несколько месяцев, чтобы привыкнуть и войти в детсадовскую среду.

И еще есть дети, к которым в буквальном смысле «цепляются» все болезни и болячки.  Работающие мамы таких детей бесконечное число раз вынуждены оформлять больничный лист по уходу за ребенком или им приходится брать работу на дом, чтобы зарабатывать и одновременно ухаживать за ребёнком.

 Почему же одни дети легко адаптируются, а другие с таким трудом привыкают к детскому саду и к его режиму? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Легче адаптируются те дети:

  • которых родители готовили к посещению детского сада заранее: они часто гуляли около  садика или на его территории, рассказывая на этих прогулках, куда малышу предстоит ходить;

  • которые физически здоровы, т.е. эти дети не имеют хронических заболеваний, не предрасположены  к простудам. А в период адаптации, когда все силы организма направлены на преодоление психических и психологических нагрузок, на привыкание к новому это очень важно;

  • которые уже имеют навыки самостоятельности: умеют сами мыть руки и умываться, одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого, самостоятельно есть, ходить в туалет. Такой ребенок чувствует себя уверенно в детском саду. Ему не нужно тратить силы, чтобы всем этим навыкам научиться, он уже все это проделывает уверенно и ему требуется минимум помощи взрослого;

  • дети, у которых  режим дня близок к режиму дня детского сада;

  • дети, у которых  рацион     питания приближен или похож  на рацион  детского сада. Основу детсадовского рациона обычно составляют супы (овощные и крупяные), со вторыми блюдами обязательно  котлеты (рыбные, мясные, куриные). На завтрак и на полдник детям готовят  различные каши, творожные запеканки. Также в рационе детского сада обязательно есть тушеные овощи, молоко, кисломолочные продукты, соки, компоты, фрукты.

В период адаптации меняется и поведение ребенка, что часто пугает родителей. А многие мамы начинают думать, что именно их дети «не садовские» и никогда не смогут привыкнуть к детскому саду, а другие дети сумели адаптироваться лучше. Но это далеко не так.

В первые дни ребенок испытывает в основном  отрицательные эмоции: 

  •  страх  – малыш боится воспитателя, или того, что мама не придет за ним;

  • гнев  – малыш вырывается, не дает себя раздеть, все разбрасывает, может даже ударить

взрослого, закричать;

  • или наоборот «заторможенность» или «зацикленность»   - ребенок ведет себя так, как будто не испытывает никаких эмоций;

  • хныканье  –  ребенок не плачет, но постоянно хнычет, спрашивает «а мама придет?»
  • «плач за компанию»   - стоит одному из детей заплакать, как тут же начинают плакать еще несколько детей;

  • постоянный приступообразный плач  – ребенок отвлечется на какое – то время, а потом, вспомнив о маме, опять начинает плакать.

В первое время в детском саду дети плохо едят. Им не привычен вид и вкус пищи, а еще просто потому, что они переживают стресс и поэтому им не хочется есть. Не стоит настаивать, чтобы он съел все, что положили ему на тарелку.  Лучше, если  малыш съест не все, что есть в тарелке, а то, что ему захочется. Но то, что он начинает, кушать уже говорит о том, что адаптация проходит нормально.

 В период адаптации у детей снижается сопротивляемость к болезням,  обостряются хронические заболевания, поэтому мамам нужно быть готовым к тому, что малыш может заболеть сразу же в первый месяц посещения детского сада.

      Все это постепенно проходит по мере того, как ребенок привыкает, а значит, адаптируется к  окружающей обстановке.

Как и чем могут помочь мамы и близкие ребенка в период адаптации:

  • Всегда при ребёнке отзывайтесь о воспитателях и садике положительно, даже если вас что-то не устраивает или не нравится. Вашему ребенку будет легче привыкать (адаптироваться), если он слышит хорошие отзывы о садике и его сотрудниках от мамы и близких;

  • В выходные дни не меняйте режим дня – если вашему ребенку требуется «выспаться», то это означает, что режим сна дома организован неверно, скорее всего, малыш слишком поздно ложится спать вечером;

  • В период адаптации не стоит отучать ребенка от таких «дурных» привычек, как сосание соски, пальца и т.д., чтобы не перегружать и без того загруженную переживаниями нервную систему малыша;

  • Нужно, чтобы дома вашего ребенка окружала спокойная и бесконфликтная обстановка. Старайтесь не говорить повышенным тоном с ребенком или с кем – либо.  В  разговоре  чаще говорите ласковые слова, гладьте малыша по головке, хвалите за все успехи, старайтесь не ругать его. Ребенку  и так сейчас нелегко.

  • Если ваш ребенок капризничает, предъявляет невыполнимые требования, не раздражайтесь, будьте терпеливы. Капризы никогда не возникают просто так. Это происходит, скорее всего, из-за перегрузки нервной системы. Помогите малышу успокоиться и «переключите» его на что-то другое (игру, общение с животным и др.)

  •  Часто детям нужна частичка своего дома – любимая игрушка. Дайте вашему ребенку в сад небольшую игрушку, лучше, если она будет мягкая. С ней вашему ребенку будет гораздо спокойнее в саду;

  • Попробуйте придумать сказку для вашего ребенка, о том, как герою этой сказки было очень страшно и неуютно, когда он впервые пошел в садик. Зато  потом  он подружился с ребятами и воспитателями. И пусть эта сказка  обязательно закончится возвращением мамы за ее героем. Пусть ваш малыш поймет, что мама обязательно вернется за ним;

  • Больше всего и дети,  и мамы расстраиваются при расставании. Поэтому, как бы вам не было  тяжело  дома, и в саду говорите с вашим ребенком спокойно, уверенно и доброжелательно. Лучше, если  ребенка отведёт в сад тот родитель или родственник, с которым ему легче расставаться. Обязательно скажите ребенку что вы (или кто-то из близких ему родных) придете, и после, какого режимного момента. Потому что ребенку легче знать, что мама придет после какого-то момента, чем ждать ее каждую минуту. И всегда обязательно выполняйте свое обещание.

  • Придумайте свой ритуал прощания (поцеловать, сказать «пока», помахать рукой, проводить до дверей и т.д.) После этого сразу уходите. Уходите уверенно,  и не оглядываясь. Не топчитесь в раздевалке и не заглядывайте в дверь группы. Чем дольше вы будете стоять,  не решаясь уйти, тем сильнее будет переживать ваш ребенок.

Очень часто родители делают довольно серьезные ошибки, которые могут стать причиной трудной адаптации ребенка.

Чего нельзя делать пока ваш ребенок не привык к детскому саду:

  • Наказывать и сердиться, если ваш ребенок плачет при расставании в детском саду или дома, когда напоминают о необходимости идти в детский сад. При этом строгое напоминание «обещал не плакать» ребенок абсолютно не воспринимает, так как в этом возрасте дети еще не научились «держать слово»;

  • Никогда, ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом. Никогда детский сад не станет любимым и безопасным, если им пугают;

  • Выполняйте свои обещания. Нельзя обманывать ребенка. Стоит вам раз обмануть и ваш ребенок потеряет доверие к самому близкому человеку – своей маме.

Адаптация, это испытание, не только для ребенка, но и для его мамы. Ведь говоря об адаптации ребенка к саду нельзя ничего не сказать и о его маме. А ведь мамам тоже нужна помощь, потому что мамы тоже, как и их детки переживают. Для них это тоже  не меньший стресс, страх за своего ребенка. Поэтому мамы не меньше детей тоже нуждаются в помощи. И, к сожалению, этой помощи чаще всего мамы почти, а чаще всего  никогда не получают.

Не понимая, что с ними происходит, одни мамы пытаются просто игнорировать свои чувства и эмоции, другие сидят в раздевалках, прислушиваясь к каждому шуму или «гуляют» на территории детского сада, не сводя глаз с площадки, где находятся дети группы, в которой находится их ребенок. Вот этого мамам  не стоит делать.

Чем меньше будет сомнений у мамы нужно ли ее ребенку ходить в детский сад, тем больше уверенности в том, что ее ребенок обязательно справится с адаптацией.

Мамам нужно поверить в то, что их  ребенок вовсе не такое уж «слабое» создание, каким чаще всего  они  делают его. Испытание адаптацией ребенок выдержит, даже если слезы будут течь рекой только в том случае, если он почувствует мамину уверенность и любовь к нему.

А то, что он плачет это хорошо. Он расстается с самым дорогим ему человеком – мамой. У него самое настоящее горе. Вытрите ему слезы и как можно тверже и уверенней пообещайте, что обязательно придете за ним.

Плач это разрядка для нервной системы, ее помощник, который не дает ей перегружаться. Поэтому гораздо хуже, если ребенок не плачет. Он не может плакать, потому что все его чувства и эмоции в нем «замерли», он зажат страхом, стрессом. Ни в коем случае не сердитесь на ребенка за его «нытье» и хныканье. Чем больше  мама  ругает  ребенка, и сердится  на него, тем больше сомнений и опасений  у него в мыслях (а вдруг мама оставит меня и не придет). Конечно,  детские слезы заставляют волноваться и переживать любую маму, но будьте уверены, вы тоже обязательно справитесь со своими страхами, сомнениями и стрессом. А если мамы справятся со своими эмоциями, то поверьте, и детям тоже будет легче привыкнуть ( пережить адаптацию)  к детскому саду.

Но, если  мамам, трудно справиться со своими сомнениями и страхами, то лучше обратиться к психологу.  В этом случае  только психолог предложит и  назначит маме и ее ребенку специальную программу по адаптации ее ребенка к детскому саду. А в этой программе обязательно будут участвовать сами  мамы, воспитатели группы и психолог лично.

Чтобы быть уверенными в себе и в своем малыше мамам не нужно забывать, что вокруг тоже есть такие же мамы, которые переживают те же самые чувства.  Поэтому мамам просто очень нужно пообщаться, подружиться друг с другом, узнать, как каждая из них помогает себе и своему  малышу, поделитесь своими сомнениями и достижениями с другими мамами, а другие мамы поделятся с вами.

По мере привыкания к детскому саду дети будут радовать мам своими успехами и достижениями. А мамы  все вместе будут радоваться успехам своих детей. А успехи у детей обязательно будут. Нужно только немного выдержки и терпения.

Дорогие мамы! Пусть вашим деткам будет хорошо в детском саду. А вам, успехов, выдержки и спокойствия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Привыкаем к детскому саду".

Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. И уже приняв решение, мамы и папы тревожатся за своего малыша, волнуются, насколько хорошо будет ему в нов...

Как вести себя родителям, у кого ребёнок с трудом привыкает к детскому саду.

Говорят, что чужие дети растут быстро. Но свои растут еще быстрее. И вот, вы не успели и глазом моргнуть, как ребенка пора вести в садик. Это всегда вызыва...

Как вести себя родителям, у кого ребёнок с трудом привыкает к детскому саду.

Очень много зависит от того, как быстро малыш привыкнет к детсадовским правилам жизни. Ведь чем дольше поход в садик для малыша будет являться стрессом, тем меньше о...

Привыкаем к детскому саду

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2

laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...

Консультация для родителей "Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?"

Современная российская педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении претерпевает сегодня целый ряд изменений выражающихся в применение новых педагогических технологий и других ...

Что такое нейроигры и почему мы их используем в нашем детским саду?

Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, координации, активизации речи. Они улучшают чувство ритма, способность к произв...