Педагогический опыт
опыты и эксперименты на тему
Обобщение педагогического опыта по теме "Развивающая двигательная речевая деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи, лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более, чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушение организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих не избавит нас от недугов, ни один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми.
И поэтому, мы взрослые должны научить своих детей заботиться о своем здоровье, укреплять его. И необходимо начинать с рождения ребенка. С момента рождения развивающийся ребенок стремится к движениям. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образом так же ловко, быстро, технически правильно. Во время выполнения движений детьми активно формируются у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявлений при овладении двигательными действиями, от раскованности и свободы их выполнения. Для разностороннего развития функции организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений. Прыжки и метания, совершенствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе, способствующие, при отдельных условиях, формированию важного для жизни качества – выносливости, мало содействуют образованию координации, связанных со сложными движениями рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь.
Советские психологи М.О. Гуревич, А,А. Леонтьев, А.Р. Луриа указывали на связь речи и выразительных движений. Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору речевых органов и представляющие собой вторые сигналы, сигналы сигналов». Формирование движений у человека происходит при участии речи под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Особенно важно для двигательной речевой деятельности, данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.
Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. Запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу. И поэтому я, работая с детьми, страдающими нарушениями речи, всерьез занялась решением этой проблемы.
Изучив и проанализировав ряд нормативно-правовой и научно-методической литературы, я выделила для работы основные направления и задачи.
Я поставила перед собой цель – выявить взаимосвязь между недоразвитием речи и состоянием моторики у детей с нарушением речи.
Предметом исследования является развивающая двигательная речевая деятельность.
Объект исследования – система коррекционной работы педагогов в ДОУ для детей с нарушением речи.
Для реализации цели я поставила перед собой задачи:
1. Изучение специальной литературы в рамках заявленной темы.
2. Выявление причин, негативно влияющих на формирование двигательной активности.
3. Определение условий, обеспечивающих формирование правильного дыхания, двигательного воображения и осмысленной моторики, координации речи с движением.
4. Выработка конкретных рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения компенсирующего вида.
Основным направлением моей работы является организация двигательной речевой деятельности детей.
Развитие движений в сочетании со словом представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребенка сообразительности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развитие памяти. В связи с этим я решаю ряд задач, направленных на успешную коррекционную работу.
Одной из важных задач является постановка правильного дыхания.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. А исследователями отмечено, что у детей с речевыми нарушениями, дыхание слабое, так как выдыхаемая струя идет через нос и рот, снижена жизненная емкость легких.
Работу над дыханием веду в нескольких направлениях:
1 направление: развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот. Для решения этой проблемы я провожу следующие упражнения:
А) поплевывание с зажатыми крыльями носа (с поворотом головы, с наклонами головы),
Б) Выдыхание на ватку, бумагу, полоски.
Г) выдыхание на водоплавающие игрушки, пускание мыльных пузырей.
Развитие силы и длительности ротового выдоха
А) выдыхание на легкие предметы, а затем на более тяжелые.
Б)выдыхание на свечу на близком и более далеком расстоянии
В) надувание резиновых игрушек, причем, чем меньше количества воздуха они вдохнут, тем лучше.
2 направление: чтобы повысить жизненную емкость легких необходимо формировать у ребенка диафрагмальное дыхание. Оно закрепляется в положении лежа, сидя, а затем при пропевании каждого гласного звука, сочетания гласных звуков во фразе и стихах.
Так же провожу дыхательную гимнастику с отягощением. Ребенок находится в положении лежа, в руках предметы – 100, 200, 300 гр. Ребенок разводит руки –вдох, сводит – выдох. Для выполнения таких упражнений я сделала гантели разным весом. Использовала бутылочки разных размеров из-под йогурта.
3 направление: Формирование трехфазового дыхания. Натренировав это дыхание, перехожу на 4 фазу и на выдохе произносим отдельные гласные звуки, сочетания.
4 направление: дифференциация ротового и носового выдоха. С этой целью применяю гимнастику А.Г. Ипполитовной.
Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс я включаю упражнения, которые укрепляют основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабы, поэтому я включаю специальные дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения я включаю в комплексе вместе с точечным массажем. А точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Другой не менее важной задачей является формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. В свое время Н.А.Бернштейн высказал парадоксальный тезис о том, что двигательное упражнение – это повторение без повторения. Простейшее движение, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. В моторном поле отсутствуют идентичные линии – движение никогда не осуществляется одинаково. Это значит, что движение не воспроизводится , а каждый раз строится заново. В этом заключено глубочайшее своеобразие живых: по выражению Н.А. Бернштейна, движений. Репертуар аналогичных движений у ребенка практически безграничен. Именно они образуют содержание накапливаемого им опыта двигательного творчества. Эта задача предусматривает развитие у детей способности к созданию образов двигательного воображения. Эти образы представляют собой своего рода проекты будущих движений, которые предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.
Наиболее эффективным средством развития двигательного воображения выступают подвижные игры.
Развитие двигательного воображения совершенствуется лишь в том случае, если в процессе развертывания подвижных игр систематически создаются ситуации разрыва двигательной деятельности детей, которые нарушают ее привычное движение. В таких ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально принятой игровой роли, а в некоторых случаях – создать новые. Главное – помочь ребенку в это состояние войти и пережить его. Один из путей вхождения в такое состояние – выработка у дошкольников отношения к собственному движению и выполняющему его органу, как к собственному объекту, самостоятельно действующему началу.
Таким образом, ребенок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей. И такое условное введение сравнительно быстро приводит к изменению целостного психосоматического состояния ребенка, в результате чего заметно повышается уровень его двигательных возможностей.
Большое внимание в своей работе я оказываю на развитие координации речи с движением. Для этого я использую подвижные игры с речитативом, физкультминутки, статические, динамические, статико-динамические упражнения, фитбол-гимнастика.
Содержание того или иного художественного произведения ребенок усваивает в движении, а потому глубже, активнее проникает в образ исполняемого в игре стихотворения. Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Этим объясняется та выразительность детского исполнения в подвижной игре, сопровождаемой художественным словом.
Особое место в подвижных играх со словом принадлежит играм, побуждающим детей к проявлению творческих способностей, умению найти правильный ответ на вопрос какого – либо персонажа, придумыванию диалогов, составлению импровизированного небольшого рассказа в виде зачина к игре ее концовки, созданию рифмованных строф для окончаний игры.
Так же я в своей работе использую упражнения с элементами акробатики в игровой деятельности. На занятиях в заключительной части я использую игровые упражнения на ковре. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Все упражнения имеют названия, символизируют подражание каким-либо действиям различных персонажей. А так же предметов, птиц и зверей. Это позволяет детям лучше запомнить и качественнее выполнять упражнения. Все упражнения способствуют развитию гибкости. Подвижности суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, спины и живота, улучшают кровообращение и способствуют развитие координации и осанки.
На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, воспитание и среда. Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
В спортивном зале созданы условия для наиболее полного самовыражения в двигательной активности. Здесь подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечают индивидуальным потребностям ребенка. Есть различные мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, шнуры, разноцветные ленточки и флажки, мешочки с наполнителем, кегли, ребристые доски, фитболы, набор модулей, а так же яркие атрибуты для подвижных игр и многое другое.
Для решения задач, поставленных передо мной на фронтальных, индивидуальных занятиях, я широко использую нетрадиционное оборудование. Например, «Диски». Их я использую в упражнениях в ходьбе с препятствием, в ходьбе «змейкой», с перешагиванием через предметы. Используются в играх «Пройди по кочкам», «Займи место», «Автомобили и воробышки». Оборудование «горки» использую в упражнениях в ползании, в перешагивании, а так же для профилактики плоскостопия. Оборудование «Подушки» использую в упражнениях в ходьбе по разным поверхностям, в метании, в играх «Пройдем по дорожке», «Метко в цель». Оборудование «дорожка» используются для формирования правильной осанки, в прыжках в высоту, на закрепление цвета, в играх «Докати мяч», «Допрыгни». Так же я разработала многофункциональные пособия с учетом национально-регионального компонента «пеньки» и «табло», их можно использовать в различных упражнениях на перешагивание, равновесии, в башкирских играх, таких как «Липкие пеньки», «Юрта». А используя пособие «табло» на занятиях, я закрепляю знания башкирских игр и умения в них играть. Созданное мною нетрадиционное оборудование полифункциональное, экологически безопасное, эстетически оформленное, соответствует возрастным особенностям. Яркий вид оборудования повышает настроение, будит воображение, развивает творческое мышление и речь ребенка. Созданные условия позволили мне обеспечить двигательную деятельность и организацию оздоровительной работы.
И каковы же результаты моей работы. После проведения диагностики, отслеживания результатов, я убедилась в том, что при систематической, профессиональной взаимосвязанной работы всех специалистов можно добиться хороших результатов. Итоговое обследование показало, что все дети добиваются точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений. Все дети справились с нормативными показателями, которые предусматривает программа «Детство». Итак, если в подготовительной группе на начало года высокий уровень составлял только 2,5 %, то в конце года он повысился до 55,3%.
Итак, результаты диагностики показывают, что задачи программы реализуются полностью.
И в заключении хочется сказать, что вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы устойчиво занимает важное место в сфере научных и практических интересов специалистов разного профиля. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Комплекс №1
- Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
- Нажимать указательным пальцем точку под носом.
- Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
- Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
- Вдох через нос и медленный выдох через рот.
КОМПЛЕКС №2
- Соединить ладони и потереть, до нагрева одну ладонь о другую поперек. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
- Слегка подергать кончик носа.
- Указательным пальцем массировать ноздри,
- Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазать, чтобы не отклеились».
- Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
- Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».
КОМПЛЕКС №3
- «Моем» кисти рук.
- Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
- «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
- Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
- Несколько раз зевнуть и потянуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....