Консультация
консультация на тему

Немыткина Елена Евгеньевна

Рекомендации родителям при обучении и воспитании одаренных детей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_rabote_s_odaryonnymi_detmi.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям при обучении и воспитании одаренных детей:

•  обогащать учебные программы, обновлять и расширять содержание образования;

•  стимулировать познавательные способности учащихся;

•  работать с детьми по индивидуальному дифференцированному учебному плану;

•  осуществлять индивидуальное консультирование;

•  принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;

•  отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

•  создавать творческие научные общества для развития общих и специальных способностей детей;

•  проводить научные конференции, семинары и практикумы,

•  регулировать и улаживать конфликты, уменьшать стрессы детей.

Как воспитать вундеркинда?

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым умным и способным, может быть даже и вундеркиндом. Но как этого добиться?

Ведущую роль в развитии одаренности играют воспитание и обучение. И именно с помощью этого оружия стоит бороться против отсутствия врожденных способностей. Но все-таки как же определить является ли ребенок одаренным или нет? Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Моцарт с трех лет сочинял музыкальные произведения, Рафаэль рисовал с восьми лет, Пушкин писал стихотворения с девяти. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что “на нем природа отдохнула”. Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего, это любознательность: уже с младенческого возраста ребенок хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается постичь, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Как же воспитать вундеркинда? К сожалению, а может быть и к счастью, готового рецепта нет.

Несколько советов по воспитанию вундеркинда:

1.  С ребенком обязательно нужно много общаться. В США было проведено исследование важности взаимодействия с детьми. В одном из сиротских пансионатов находились младенцы, которых считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления. Из этого пансионата взяли группу детей и поместили в заведение для умственно неполноценных женщин, где детей баюкали и ласкали. У детей вскоре развилась речь, их интеллект достиг нормы. Многие из них потом получили высшее образование, завели семью.

2.  Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому, полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или же ДРУГУ

3.  Не погашайте природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Что было бы, если бы Моцарта заставили заниматься физикой?

4.  Никогда не говорите ребенку, что он не способный. Он ведь может в это поверить.

5.  Воспитывайте в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.

6.  Не подавляйте взрывы фантазии, если они не вредят окружению.

7.  Не подгоняйте ребенка под какие-либо стандарты и, прежде всего, традиционно связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть “прежде всего, хорошей матерью и хозяйкой”, в то время как она интересуется “темами для мальчиков”.

8.  Не расстраивайтесь, особенно в младших классах, умеренными успехами ребенка в науках. Эйнштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Его взяли домой из-за неспособности к обучению.

9.  Не расслабляйтесь, если твой ребенок высоко одарен от рождения. Если ребенок, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Ваш ребенок обладает богатым потенциалом, но не использует его. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где ему будет сложно учиться.

10.  Не тормозите, а всячески поощряйте скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: детский сад, кружки.

11.  Не переусердствуйте! Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании. Известен следующий случай, имевший место в начале девятнадцатого века. Джеймс Милль – английский ученый, сделавший вклад во многие науки – решил сделать своего сына вундеркиндом. Джон Стюарт Милль к тринадцати годам изучил арифметику, геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономии, греческий и латинский языки. Был знаком с баснями Эзопа, прочитанными в подлиннике, Геродотом, Платоном, Плутархом, освоил “Робинзона Крузо”, “1001 ночь”, “Дон-Кихота”! Последствия эксперимента? “Подорванное” здоровье ребенка и лишение детства. Джон Стюарт сам не знал, больше ли он выиграл или потерял. Позже он вспоминал: “Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет! Лучше предоставить природе идти своей собственной дорогой”.

Работа проводится  по трем направлениям: педагогами, с детьми, родителями.                                 

          Изучили  разные концепции по развитию одаренности детей. Провели: опрос воспитателей  дошкольных групп по теме: «Возможности развития творческого потенциала Вашего ребенка»;    консультации:    «Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения»,  «О значении художественной литературы в формировании творческой личности», «Одаренный ребенок - особая ценность для общества», «Выявление психомоторной одаренности», «Психологические особенности одаренных детей»; постоянно-действующий семинар-практикум - «Познавательно-творческие встречи  «В мире прекрасного», семинар «Методические рекомендации для воспитателей по выявлению одаренности детей»; коллективно-творческая игра «Модель одаренного ребенка»; психолого-педагогический практикум « Методика «Карта одаренности», работа с «Картой индивидуального развития ребенка-дошкольника»; творческие отчеты воспитателей: «Развитие творческого воображения  ( воспитатель ИЗО), «Театр песни» (музыкальный руководитель); медико-психолого-педагогический  консилиум: «Сопровождение одаренных детей»;  педсовет: «Развитие творческой личности», совещание при заведующей: «Комплектование кружков по интересам».                           

       Анализ результатов опроса воспитателей и анкетирования родителей  показал, что и родители, и воспитатели отмечают определенные  признаки одаренности  у детей. На диагностическом этапе  проводилась индивидуальная оценка особенностей ребенка с помощью набора психологических тестов в зависимости от того или иного  варианта его потенциала.        Проанализировав результаты  обследования,  мы выделили 19 детей:  с  интеллектуальными способностями,   с изобразительными,  музыкальными, артистическими,    спортивными, конструктивными, по творческому рассказыванию, сформирован банк данных   одаренных  детей.

  Составлен и  утвержден перспективный план работы кружков -  «Золотая кисточка» и «Малыши-крепыши».   Работа с детьми проводится индивидуально и   по подгруппам.   Составили «Индивидуальные маршруты сопровождения развития одаренного ребенка».   Фронтально дети занимаются в кружках: «Золотая кисточка» - по изобразительной деятельности, «Малыши-крепыши»- по физической культуре, фронтально    проводятся интегрированные занятия по развитию воображения педагогом-психологом   и логопедом.   На занятиях по социально-эмоциональному развитию с психологом  дети сочиняют коллективные  рассказы и сказки, рисуют к этим  творческим  рассказам  коллективные рисунки, придумывают им названия. Например,  «Девочка на море»,  «Добрые феи», «Волшебный лес».В течении года  в подготовительной группе проводятся персональные выставки рисунков «Наш вернисаж» , выставка рисунков кружка «Золотая кисточка»,  ежемесячно оформляются  тематические выставки  рисунков.   Индивидуально  составляются  с Сашей Алюсовым  «Книга рассказов»  и «Книга сказок»,  а с Полиной Воробьевой - «Книга рассказов, сказок и стихов»;   ежегодно проводятся  интеллектуальные досуги и конкурсы. Алистратенко Лиза  в групповых конкурсах «Ходит осень, бродит осень », «Вот зима, кругом бело» занимала 1 места,   а   Никита Белогур   занял  призовое место в  интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы»; Маша Малахова- обладает артистическими способностями, участвует в  групповых детских спектаклях и играет роли сказочных персонажей на утренниках у детей раннего и младшего дошкольного возраста; Алина Жалнина  – участвовала   в   конкурсе   «Чтецов» и    заняла призовое  место.  В настоящее время составляется альбом    «Мы рисуем сказку» из работ детей, посещающих кружок «Золотая кисточка». Родители вместе с детьми     оформили  выставки  поделок «Наши фантазии»,  «Умелые ручки», «Весенняя фантазия»

        С родителями старшего дошкольного возраста был проведен опрос «Развитие творческого потенциала вашего ребенка», анкетирование «Как развита фантазия вашего ребенка», консультации: «Одаренные дети в детском саду и в семье», «Совместная деятельность родительской общественности и педагогов в разностороннем развитии детей»;  выпущен  номер детсадовской газеты «Светлячок», посвященный теме одаренности;  опубликованы статьи в  районной газете «Собеседник»:  «Одаренный ребёнок: каков он?»  (педагог-психолог), «Маленькие гении» ( старший воспитатель).           Проведено общее родительское собрание « Развитие творческого потенциала  одаренных детей», где участвовали родители и дети всех возрастных групп. Родители вместе с детьми   готовили и защищали проект на тему: «Маленькие гении». Родители 2 группы раннего возраста представили своих детей в виде распускающихся цветов, которые они собрали в один большой букет. Родители первой  младшей группы основное внимание уделили детскому воображению, а родители второй младшей группы показали, что специальная работа педагога по развитию одаренности должна сочетаться с развитием их ведущей игровой деятельности. Родители старшей группы показали спортивные достижения своих детей, продемонстрировав акробатические способности. Родители подготовительной группы свой проект назвали  «Зажги свою звезду», в которой показали одаренность детей в пении ( Женя Плюхина), в хореографии (Настя Мартынова), в спорте (Вадик Курбатов и Ярослав Косолапов), в рисунке (Влад Ананьев, Даша Арефьева), в стихах (Виктория Вяткина).         

             В результате проделанной работы  в  детском саду созданы   условия для развития  у детей специальной, творческой одаренности;                      педагоги  повысили свое  профессиональное мастерство; сформировалась система работы с одаренными детьми.  У детей    повысился творческий потенциал (11%).  У родителей повысился интерес   к проблеме одаренности, участие родителей в проводимых мероприятиях повысилось на  42%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....