Консультация
консультация на тему
Рекомендации родителям при обучении и воспитании одаренных детей:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_rabote_s_odaryonnymi_detmi.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям при обучении и воспитании одаренных детей:
• обогащать учебные программы, обновлять и расширять содержание образования;
• стимулировать познавательные способности учащихся;
• работать с детьми по индивидуальному дифференцированному учебному плану;
• осуществлять индивидуальное консультирование;
• принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;
• отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
• создавать творческие научные общества для развития общих и специальных способностей детей;
• проводить научные конференции, семинары и практикумы,
• регулировать и улаживать конфликты, уменьшать стрессы детей.
Как воспитать вундеркинда?
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым умным и способным, может быть даже и вундеркиндом. Но как этого добиться?
Ведущую роль в развитии одаренности играют воспитание и обучение. И именно с помощью этого оружия стоит бороться против отсутствия врожденных способностей. Но все-таки как же определить является ли ребенок одаренным или нет? Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Моцарт с трех лет сочинял музыкальные произведения, Рафаэль рисовал с восьми лет, Пушкин писал стихотворения с девяти. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что “на нем природа отдохнула”. Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего, это любознательность: уже с младенческого возраста ребенок хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается постичь, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.
Как же воспитать вундеркинда? К сожалению, а может быть и к счастью, готового рецепта нет.
Несколько советов по воспитанию вундеркинда:
1. С ребенком обязательно нужно много общаться. В США было проведено исследование важности взаимодействия с детьми. В одном из сиротских пансионатов находились младенцы, которых считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления. Из этого пансионата взяли группу детей и поместили в заведение для умственно неполноценных женщин, где детей баюкали и ласкали. У детей вскоре развилась речь, их интеллект достиг нормы. Многие из них потом получили высшее образование, завели семью.
2. Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому, полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или же ДРУГУ
3. Не погашайте природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Что было бы, если бы Моцарта заставили заниматься физикой?
4. Никогда не говорите ребенку, что он не способный. Он ведь может в это поверить.
5. Воспитывайте в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.
6. Не подавляйте взрывы фантазии, если они не вредят окружению.
7. Не подгоняйте ребенка под какие-либо стандарты и, прежде всего, традиционно связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть “прежде всего, хорошей матерью и хозяйкой”, в то время как она интересуется “темами для мальчиков”.
8. Не расстраивайтесь, особенно в младших классах, умеренными успехами ребенка в науках. Эйнштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Его взяли домой из-за неспособности к обучению.
9. Не расслабляйтесь, если твой ребенок высоко одарен от рождения. Если ребенок, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Ваш ребенок обладает богатым потенциалом, но не использует его. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где ему будет сложно учиться.
10. Не тормозите, а всячески поощряйте скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: детский сад, кружки.
11. Не переусердствуйте! Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании. Известен следующий случай, имевший место в начале девятнадцатого века. Джеймс Милль – английский ученый, сделавший вклад во многие науки – решил сделать своего сына вундеркиндом. Джон Стюарт Милль к тринадцати годам изучил арифметику, геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономии, греческий и латинский языки. Был знаком с баснями Эзопа, прочитанными в подлиннике, Геродотом, Платоном, Плутархом, освоил “Робинзона Крузо”, “1001 ночь”, “Дон-Кихота”! Последствия эксперимента? “Подорванное” здоровье ребенка и лишение детства. Джон Стюарт сам не знал, больше ли он выиграл или потерял. Позже он вспоминал: “Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет! Лучше предоставить природе идти своей собственной дорогой”.
Работа проводится по трем направлениям: педагогами, с детьми, родителями.
Изучили разные концепции по развитию одаренности детей. Провели: опрос воспитателей дошкольных групп по теме: «Возможности развития творческого потенциала Вашего ребенка»; консультации: «Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения», «О значении художественной литературы в формировании творческой личности», «Одаренный ребенок - особая ценность для общества», «Выявление психомоторной одаренности», «Психологические особенности одаренных детей»; постоянно-действующий семинар-практикум - «Познавательно-творческие встречи «В мире прекрасного», семинар «Методические рекомендации для воспитателей по выявлению одаренности детей»; коллективно-творческая игра «Модель одаренного ребенка»; психолого-педагогический практикум « Методика «Карта одаренности», работа с «Картой индивидуального развития ребенка-дошкольника»; творческие отчеты воспитателей: «Развитие творческого воображения ( воспитатель ИЗО), «Театр песни» (музыкальный руководитель); медико-психолого-педагогический консилиум: «Сопровождение одаренных детей»; педсовет: «Развитие творческой личности», совещание при заведующей: «Комплектование кружков по интересам».
Анализ результатов опроса воспитателей и анкетирования родителей показал, что и родители, и воспитатели отмечают определенные признаки одаренности у детей. На диагностическом этапе проводилась индивидуальная оценка особенностей ребенка с помощью набора психологических тестов в зависимости от того или иного варианта его потенциала. Проанализировав результаты обследования, мы выделили 19 детей: с интеллектуальными способностями, с изобразительными, музыкальными, артистическими, спортивными, конструктивными, по творческому рассказыванию, сформирован банк данных одаренных детей.
Составлен и утвержден перспективный план работы кружков - «Золотая кисточка» и «Малыши-крепыши». Работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам. Составили «Индивидуальные маршруты сопровождения развития одаренного ребенка». Фронтально дети занимаются в кружках: «Золотая кисточка» - по изобразительной деятельности, «Малыши-крепыши»- по физической культуре, фронтально проводятся интегрированные занятия по развитию воображения педагогом-психологом и логопедом. На занятиях по социально-эмоциональному развитию с психологом дети сочиняют коллективные рассказы и сказки, рисуют к этим творческим рассказам коллективные рисунки, придумывают им названия. Например, «Девочка на море», «Добрые феи», «Волшебный лес».В течении года в подготовительной группе проводятся персональные выставки рисунков «Наш вернисаж» , выставка рисунков кружка «Золотая кисточка», ежемесячно оформляются тематические выставки рисунков. Индивидуально составляются с Сашей Алюсовым «Книга рассказов» и «Книга сказок», а с Полиной Воробьевой - «Книга рассказов, сказок и стихов»; ежегодно проводятся интеллектуальные досуги и конкурсы. Алистратенко Лиза в групповых конкурсах «Ходит осень, бродит осень », «Вот зима, кругом бело» занимала 1 места, а Никита Белогур занял призовое место в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы»; Маша Малахова- обладает артистическими способностями, участвует в групповых детских спектаклях и играет роли сказочных персонажей на утренниках у детей раннего и младшего дошкольного возраста; Алина Жалнина – участвовала в конкурсе «Чтецов» и заняла призовое место. В настоящее время составляется альбом «Мы рисуем сказку» из работ детей, посещающих кружок «Золотая кисточка». Родители вместе с детьми оформили выставки поделок «Наши фантазии», «Умелые ручки», «Весенняя фантазия»
С родителями старшего дошкольного возраста был проведен опрос «Развитие творческого потенциала вашего ребенка», анкетирование «Как развита фантазия вашего ребенка», консультации: «Одаренные дети в детском саду и в семье», «Совместная деятельность родительской общественности и педагогов в разностороннем развитии детей»; выпущен номер детсадовской газеты «Светлячок», посвященный теме одаренности; опубликованы статьи в районной газете «Собеседник»: «Одаренный ребёнок: каков он?» (педагог-психолог), «Маленькие гении» ( старший воспитатель). Проведено общее родительское собрание « Развитие творческого потенциала одаренных детей», где участвовали родители и дети всех возрастных групп. Родители вместе с детьми готовили и защищали проект на тему: «Маленькие гении». Родители 2 группы раннего возраста представили своих детей в виде распускающихся цветов, которые они собрали в один большой букет. Родители первой младшей группы основное внимание уделили детскому воображению, а родители второй младшей группы показали, что специальная работа педагога по развитию одаренности должна сочетаться с развитием их ведущей игровой деятельности. Родители старшей группы показали спортивные достижения своих детей, продемонстрировав акробатические способности. Родители подготовительной группы свой проект назвали «Зажги свою звезду», в которой показали одаренность детей в пении ( Женя Плюхина), в хореографии (Настя Мартынова), в спорте (Вадик Курбатов и Ярослав Косолапов), в рисунке (Влад Ананьев, Даша Арефьева), в стихах (Виктория Вяткина).
В результате проделанной работы в детском саду созданы условия для развития у детей специальной, творческой одаренности; педагоги повысили свое профессиональное мастерство; сформировалась система работы с одаренными детьми. У детей повысился творческий потенциал (11%). У родителей повысился интерес к проблеме одаренности, участие родителей в проводимых мероприятиях повысилось на 42%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....