Преемственность в работе начального и дошкольного образования
статья на тему
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rabote_nachalnogo.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Краснопартизанского
муниципального района Саратовской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Малыш» п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области
Преемственность в работе начального
и дошкольного образования
Разработала:
Чиккуева С.К.,
Воспитатель
2015г.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком»
Л. С. Выготский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,
физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федерального государственного стандарта дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача - научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Детский сад формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптированности детей при переходе из детского сада в школу.
Основными задачами совместной деятельности администрации образовательных учреждений, воспитателей, учителей начальной школы и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств по профилактике школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации первоклассников и эффективностью системы профилактических мероприятий.
Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями, такими как:
- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;
- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;
- недостаточно соблюдается психологическая преемственность;
- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания.
Наше образовательное учреждение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Малыш» п.Горный Саратовской области, работает по вопросам преемственности между дошкольным и начальным звеньями обучения более 10 лет со школой МАОУ СОШ п.Горный. В последние 5 лет работа в этом направлении проводится регулярно, каждая из сторон относится к выполнению своей задачи более чем серьезно.
Работа в рамках преемственности ежегодно проводится с педагогами и с детьми в соответствии с планом работы.
В сентябре по запросу учителей воспитатели детского сада готовят характеристики на каждого выпускника детского сада, поступившего в МАОУ СОШ п.Горный. Для проведения статистических расчетов заместитель заведующего ежегодно подает завучу МАОУ СОШ п.Горный списки детей с указанием образовательного учреждения, в которое поступил выпускник.
Многие мероприятия с педагогами и родителями по осуществлению плана преемственности стали уже традиционными, проводятся ежегодно как на базе детского сада, так и школы.
Традиционно в сентябре месяце проводится «День открытых дверей для воспитателя в школе», а в апреле – «День открытых дверей для учителей в детском саду».
На «День открытых дверей» для воспитателей детского сада и родителей в школе приглашаются воспитатели, которые выпустили детей в мае текущего года. На открытых уроках присутствуют заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, педагог – психолог дошкольного образовательного учреждения. Педагоги детского сада после просмотренного урока беседуют с учителем, дают характеристику индивидуальным особенностям детей, их семьям, вносят свои предложения по организации детской деятельности в первые дни пребывания детей в школе.
По результатам просмотренных открытых уроков проводится педагогический совет, на котором анализируются показанные мероприятия, а именно поведение детей-выпускников детского сада на уроках. Анализируется их активность, внимание, желание проявить себя. Социальный педагог МАОУ СОШ п.Горный доводит до сведения результаты тестирования детей-первоклассников. Возникают вопросы, устанавливаются причины, анализируются отношения к ребенку в семье во время посещения детского сада. Учителя первых классов ежегодно проводят педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Результаты педагогической диагностики обсуждаются и выносятся рекомендации для педагогов детского сада и школы.
В апреле в детский сад приглашаются учителя начальных классов для просмотра открытых занятий в подготовительных к школе группах. Воспитатели особенно ответственно подходят к подготовке мероприятия непосредственно образовательной деятельности: выстраивают педагогическую проблему или мотивационную ситуацию, подбирают разнообразный дидактический материал как раздаточный, так и демонстрационный, продумывают разные формы организации детей и их деятельности. За пять лет плодотворной работы многие воспитатели провели занятия с детьми подготовительных к школе групп.
Большая работа проводится и с родителями будущих первоклассников. В январе проводится родительское собрание с приглашением учителей на базе детского сада, а в марте собрание проводится в школе для родителей будущих первоклассников. Для родителей дошкольников в течение года готовятся консультации, памятки, анкеты, тесты, которые проводят воспитатели и педагог – психолог детского сада.
Педагоги - психологи детского сада и школы ведут большую работу с детьми и родителями. Многие дети уже в подготовительной к школе группе посещают дополнительные занятия по подготовке к школе «Малышок», где с дошкольниками работает школьный психолог. Психолог детского сада и социальный педагог школы проводят тренинги с родителями (по их запросу). В 2014-2015 учебном году проведено 3 психологических тренинга, в которых приняли участие 36 родителей.
В ходе реализации плана работы по преемственности проводятся ряд мероприятий с детьми.
- Посещение торжественной линейки 1 сентября в МАОУ СОШ п.Горный.
- «Веселые старты» – спортивные соревнования в октябре в детском саду, «Зимние забавы» в январе на спортивной площадке школы.
- Экскурсия в школьную библиотеку, классы и кабинеты
- Фестиваль детского творчества:
- Конкурс детского рисунка
- Конкурс чтецов и танцоров
- Кукольный театр «Первоклассники в гостях у дошколят»
В прошлом году фестиваль проходил под названием «Цветик-семицветик» и носил экологическую направленность. Дошкольники представили несколько стихов о природе, танцевальную композицию «На весенней полянке».
Мы работаем в тесном взаимодействии с учителями начальных классов. В начале и в конце учебного года мы проводим педагогическую диагностику образовательных достижений с целью выявления пробелов в процессе подготовки дошкольников к поступлению в первый класс. По результатам диагностики 100% выпускников готовы к обучению в школе. После проведения педагогической диагностики в первом классе в этом году ни один из наших выпускников не показал низкий уровень.
Результатом работы является высокий показатель готовности выпускников к школе..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении родному языку между дошкольными учреждениями и начальной школой, Дошкольное образование 2000
Из опыта работы ДОУ №368 г. Москвы...
Преемственность начального и дошкольного образования в рамках внедрения ФГОС
Данная статья раскрывает мероприятия, которые необходимо проводить для обеспечения приемственности между школой и детским садом....
Преемственность между начальным и дошкольным образованием
Проблемы преемственности между школой и детским садом и их решением...
ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании»...
«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее»
В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от...
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемСовременное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее...