Консультация для воспитателей "Технология портфолио в детском саду"
консультация на тему
Портфолио дошкольника – это первый шаг в открытии ребенком своего «Я»: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений в
разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Преимуществом технологии «Портфолио» в
школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс
организации и технологию работы. Консультация раскрывает особенности и этапы работы над детским портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_portfolio.ppt | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели портфолио в детском саду «Портфолио дошкольника» Портфолио дошкольника – это первый шаг в открытии ребенком своего «Я»: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Функции технологии 1. Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период. 2. Функция целеполагания – создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором. 3. Мотивационная – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов. 4. Содержательная - материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ. 5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году. 6. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Плюсы технологии 1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. 2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. 3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса. 4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. 5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.
Уникальность портфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
Варианты оформления традиционный вариант – в виде папок, карточек, портфелей; электронное портфолио; раскраска – странички ксерокопитуются, предлагаются детям для раскрашивания. Портфолио – это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива. Так как речь идет о портфолио дошкольника – необходима помощь и заинтересованность взрослого.
Условия эффективности технологии Добровольность. Четко поставленная цель: Сбор достижений Накопительная (за определенный период) Тематическое портфолио («Мое лето») Индивидуальность содержания. Удобство хрнения. Адекватная (не авторитарная, но и не попустительская) помощь взрослого. Систематичность в сборе информации.
Таким образом, портфолио – это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик.
Этапы работы над портфолио Этап Цель Особенности Содержание Постановочный Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы с портфолио. Определение дальнейшей деятельности, её значимости. Мотивация участников образовательного процесса. Определение цели портфолио. Определение вида. Определение структуры. Распределение обязанностей участников. Подготовка нормативных документов. Определение сроков создания, периодичности работы. Определение места хранения.
Поисковый Сбор и систематизация материала. Индивидуальный поиск авторов. Разнотемповость этапа. Рост степени свободы автора. Сбор информации. Консультации с педагогами. Консультативная помощь родителей. Мастер - классы, семинары для родителей. Индивидуальная работа с детьми. Заключительный Осуществление рефлексии собственной деятельности. Осознание своих достоинств и проблем. Презентация портфолио. Индивидуальные беседы с детьми. Консультация с родителями.
Варианты разделов портфолио «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две: - «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах - «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы Рубрики Содержание Портрет «Давайте познакомимся» Фамилия, имя ребенка «Я люблю», «Мне нравится» «Портрет моего ребенка» Сочинение родителя о своем ребенке «Я расту» «Вот я какой», «Как я расту» «Я большой», «Я вырос» «Я мечтаю» «Кем и каким я буду», «Я мечтаю» «Каким я вижу себя» и т.д. Коллектор «Я хочу» «Я как мама, я как папа» Образцы, схемы, чертежи. Работы родителей, братьев, сестер. Рабочие материалы «Мое настроение» «Мои любимые дела» «Вот, что я могу» Образцы творчества ребенка: рисунки, рассказы, книги-самоделки. Достижения «Мои достижения»
Работа с родителями Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М.
Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М....
Портфолио воспитателя детского сада
презентация моего портфолио в двух частях......
Портфолио воспитателя детского сада
Данный материал раскрывает значимость и структуру портфолио воспитателя ДОУ. Данный материал предназначается воспитателям ДОУ, старшим воспитателям....
Портфолио воспитателя детского сада
В портфолио отражены результаты моей работы, основные достижения и личные победы...
Семинар – практикум "Портфолио воспитателя детского сада"
ГБДОУ Детский сад № 14 Приморского районаСанкт – Петербург 2014Семинар – практикум "Портфолио воспитателядетского сада" Сост. воспитатель Кшаловская Елена Алексеевна(высшая...
Портфолио воспитателя детского сада
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада...
Структура детского портфолио, для детского сада 3-5 лет. Рекомендации по составлению, советы.
Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!Портфолио ...