Использование разнообразных форм работы с семьёй
статья на тему
В данной статье представлен личный опыт работы с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznoobraznykh_form_raboty_s_semyoy.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теплякова Е.В. Воспитатель
ГБДОУ №86 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в дошкольном образовательном учреждении»
Изменения,которые произошли за последние годы в сфере дошкольного образования предполагают активное взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркнуто,что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество с семьёй и разработаны требования в соответствии с которыми Образовательная Организация обязана создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности,вовлекать родителей во все сферы организации и оказывать семьям помощь и поддержку в вопросах воспитания,образования и оздоровления детей дошкольного возраста.
Необходимость соответствовать современным требованиям,в частности ФГОС ДО, требует от педагогов подбора оптимальных и разнообразных форм работы с семьями воспитанников .
Чтобы сделать работу с семьями максимально эффективной возникла необходимость изучать современную семью,значение семьи в жизни ребёнка, а также изучать особенности конкретных семей воспитанников посещающих группу. В данной методической разработке описан мой личный опыт работы с семьями воспитанников в период с 2010 по 2014 год.
На начальном этапе данной работы мною были изучены исследования О.И.Давыдовой;
Т.Н.Дороновой; Н.Свирской, статьи С.В.Долидович, Е.А.Ступиной, О.В.Зензеровой посвящённые вопросам изучения современных семей. Согласно этим исследованиям семья играет важнейшую роль в развитии и становлении личности. Без участия семьи,без поддержки близких людей ребёнку трудно стать полноценным членом общества,это подтверждает тот факт,что дети, которые воспитываются не в семье,а в детском доме испытывают трудности в самостоятельной жизни. Успешное развитие и воспитание ребёнка затруднено без участия семьи. Положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Чем больше родители включены в образовательный процесс,тем эффективней он будет протекать. При работе с семьёй необходимо учитывать особенности,потребности семей,их социальный статус,запросы,уровень просвещённости в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Данные исследования затрагивают и особенности современных семей. Современная семья характеризуется высокой осведомлённостью в области информационных технологий и стремительно снижающимся воспитательным потенциалом. Современные родители отличаются тем, что они много времени проводят на работе, много работают с компьютером,у них мало времени на общение с детьми. К проблемам современных семей можно отнести и то,что родители много времени проводят за компьютером,мало читают и поэтому затруднено приобщение детей к литературе. Практически угасает культура семейных традиций совместного проведения досуга. Но необходимо отметить, что есть родители,которые принимают активное участие в жизни детей и детского сада, интересуются образовательным процессом.
Поэтому одной из важнейших задач взаимодействия педагога с семьёй-это включение в работу мероприятий по укреплению детско-родительских отношений, сближению детей и родителей,просвещать родителей о значении семьи в развитии детей, включать мероприятия направленные на сотрудничество детей и родителей.
Изучение семей воспитанников
Изучив особенности современной семьи было необходимо изучить особенности, интересы и информационные потребности семей воспитанников посещающих мою группу. Для сбора данных целесообразней всего было использование анкетирования. В анкету были включены вопросы трёх групп. К первой группе относятся общие вопросы о составе семьи,месте и условиях проживания,месте работы родителей,сфере их занятости. Ко второй группе относятся вопросы о ребёнке, его интересах, особенностях здоровья,характера. К третьей группе относятся вопросы о жизни семьи,интересах родителей,семейных традициях,уровне просвещённости родителей в вопросах воспитания и развития детей, о темах которые интересуют родителей.
Вопросы первой группы направлены на получение информации о социальном статусе семьи,условиях проживания и образовательном уровне родителей,типах семей,возрасте родителей. Вопросы второй группы дают возможность не только получить информацию о ребёнке,но и оценить насколько родители знают своих детей, как они организуют жизнь ребёнка в семье. Третья группа вопросов направлена на изучение готовности родителей участвовать в жизни детского сада, какую позицию они занимают по отношению к ребёнку,его развитию,образовательному учреждению. Также вопросы этой группы показывают какие темы интересуют родителей, какую помощь они хотели бы получить, готовность говорить с педагогом о проблемах ребёнка.
В процессе изучения полученной информации семьи были разделены на три группы:
1.Активные семьи.
Это те семьи,которые много занимаются со своими детьми, интересуются жизнью ребёнка в детском саду,готовы помочь, с удовольствием принимают участие в жизни группы,охотно выполняют просьбы сотрудников детского сада. Такие родители в анкете подробно описывают особенности своих детей. Указывают много интересующих их тем. В этой группе много неработающих мам.
2.Исполнительные семьи.
Такие семьи отличаются тем,что всегда выполняют просьбы работников детского сада, посещают родительские собрания и все мероприятия. Инициативу проявляют редко. Вопросы о жизни ребёнка в детском саду задают мало. Их интересует, в основном, вопросы здоровья ребёнка, не конфликтует ли он со сверстниками. Необходимо отметить, что в большинстве таких семей досугу детей уделяется внимание,но предпочтение отдаётся дополнительным кружкам и секциям. В основном это семьи, где родители много заняты на работе.
3.Пассивные семьи.
Это очень неоднородная группа родителей. К ней можно отнести и сильно занятых на работе родителей,которые мало уделяют детям внимания. В таких семьях дети предоставлены сами себе,много времени проводят у телевизора,рано приобщаются к компьютеру. Просьбы сотрудников детского сада выполняют не всегда, могут пропускать праздники и родительские собрания. Жизнью ребёнка в детском саду мало интересуются,на вопросы анкеты отвечают формально или пропускают их. Также к этой группе можно отнести и социально неблагополучные семьи.
Результаты анкетирования показали, что из 25 семей группы готовы активно взаимодействовать с детским садом 4 семьи-это так называемые активные семьи. К исполнительным семьям можно отнести 16 семей. Из них три семьи могли бы стать активными,но этому препятствуют те, или иные причины. К пассивным семьям можно отнести 5 семей. Неблагополучные семьи выявлены не были.
Исследование семей позволило выявить актуальные и интересные для родителей данной группы темы, и следующие проблемы:
-Низкая осведомлённость родителей о организации жизни в детском саду
-Родители мало общаются между собой
-Отсутствие знаний о возрастных и психологических особенностях детей
-Отсутствие у родителей общих с ребёнком интересов
-Большая занятость родителей
-Недооценивание родителями значения игры в жизни ребёнка
-Отсутствие традиции семейного чтения
Темы,которые интересуют родителей
-Адаптация ребёнка к детскому саду
-Какие игры и игрушки покупать детям
-Как справиться с детскими капризами
-Плохой аппетит
-Вопросы здоровья детей
-Вопросы развития речи
-Чем и как заниматься с детьми дома
-Куда можно сходить с ребёнком в выходные
Всех родителей уже в младшей группе интересует,когда детей будут готовить к школе и хотят как можно раньше научить ребёнка читать и писать.
Подбор и использование оптимальных форм работы с семьёй
Работа с семьями в моей группе велась по нескольким направлениям:
1.Знакомство родителей с организацией жизни в детском саду
2.Психолого педагогическое просвещение родителей
3.Укрепление детского-родительских отношений
4.Вовлечение родителей в совместные с детьми виды деятельности и развитие у них партнёрских взаимоотношений.
5.Сближение родителей между собой
6.Создание условий для взаимодействия педагога и родителя
Для того,чтобы работа с семьёй принесла положительные результаты необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.
Я использую как уже накопленный опыт нашего детского сада по работе с семьями,так и собственные разработки,учитывая при этом условия и поставленные задачи.
Все формы работы с семьёй можно разделить на две группы:
1.Взаимодействие педагога и родителей
2.Включение в совместную деятельность родителей и детей
К первой группе относятся следующие формы работы с семьёй
1.Родительское собрание
Самая популярная форма работы, так как на собрании присутствуют представители всех семей группы. Педагог имеет возможность представить родителям важную для всех родителей информацию,обсудить темы,которые касаются всех. Родители также имеют возможность затронуть интересующие всех темы. В своей работе я использую родительские собрания как общие (В начале учебного года), так и тематические.
«Почемучный возраст»; «Скоро в школу»; «Давайте познакомимся»; «Будем растить детей здоровыми».
2.Консультации для родителей
Используются как индивидуальные,так и групповые консультации по темам актуальным как для всех родителей,так и для отдельно-взятой семьи. «Адаптация детей к детскому саду»;
«Как развивать память детей»; «Игры и игрушки».
3.Лекции для родителей
Используются для просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Недостатком данной формы работы является низкая активность родителей. В своём опыте я использовала лекции следующей тематики: «Роль детской литературы в развитии детей»,
«Воспитание у детей навыков самообслуживания» и т..д.
4.Презентация для родителей
Интересная для родителей форма работы,так как материал иллюстрируется фото или видео материалами или конкретными предметами. В своей работе я использую разные виды презентаций. «Развивающие игры своими руками»; «Посетите с ребёнком»;
5.Круглый стол
6.Мастер класс
7.Презентация родительского опыта
8.Экскурсия по группе и детскому саду
9.Совместный с родителями субботник
10.Чаепитие с родителями
11.Мастер-класс для родителей
12.Почтовый ящик
Ко второй группе относятся
1.Показ родителям открытой непосредственной деятельности
2.Совместное с родителями проведение НОД
3.Участие родителей в проведении праздников и досугов
4.Совместные проекты
5.Конкурсы совместных с родителями поделок
6.День открытых дверей
7.Совместные прогулки выходного дня
8.Совместные экскурсии
9.КВН «Родители-дети»
10.Участие родителей в изготовлении пособий и атрибутов к праздникам
11.Творческие конкурсы
Наглядные формы работы с семьёй
1.Родительский уголок
2.Библиотека для родителей
3.Видеотека для родителей
4.Памятка для родителей
5.Выставка детских работ
6.Фотовыставка
7.Видеофильм,слайд-шоу
8.Сменный информационный материал:папки-ширмы и папки передвижки
9.Плакаты,коллажи,стенгазеты
10.Выставка семейных коллекций
11.Использование журнала группы
12.Создание сайта группы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Арнаутова Е.П. «Педагог и семья»
2.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. Управление ДОУ 2002г., №4
3.Н. Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьей»
4.Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
В докладе представлен опыт работы по приобщению семей воспитанников к работе детского сада.Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем, поэтому...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» обобщенный педагогическтй опыт работы
обобщенный педагогический опыт работы...
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...
Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
В опыте работы раскрываются инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....