Профилактика эмоционального выгорания педагога
материал на тему
Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
План семинара-практикума:
Профилактика эмоционального выгорания педагога»
- Теория
- Определение;
- Факторы (отмечают);
- Признаки и симптомы (отмечают);
- Самоанализ и рефлексия (отвечают);
- «Что имеет наибольшее значение» и «потребности» (отмечают);
- Педагогическая позиция (4 задания + декларация);
- Читают вопросы для самоанализа;
- Прояснение собственной педагогической позиции (тест с результатами);
- Профилактика
- Схема;
- Способы и пути решения;
- Стратегии
Эмоциональное выгорание. Что это такое?
Психическое выгорание – состояние, физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы (Человек-человек). Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере, деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.
Факторы, оказывающие влияние на выгорание
Индивидуальные | Организационные |
Возраст | Условия работы |
Уровень образования | Рабочие перегрузки |
Семейное положение | Дефицит времени |
Стаж работы | Продолжительность рабочего дня |
Выносливость | Содержание труда |
Локус контроля | Количество учащихся |
Отношение к трудовой деятельности | Мера ответственности и обязательств |
Самооценка | Специфика категории обучающихся |
Тип поведения (А) Тип защитных реакций | Глубина контакта с учащимися |
Тревожность | Степень риска |
Индивидуальный способ реагирования на стрессовые ситуации: замирание, избегание, борьба | Участие в принятии административных решений |
Индивидуальный темп жизни | Самостоятельность в своей работе |
Идентификация себя с организацией | Наличие обратной связи в межличностных контактах |
Ценностные ориентации и жизненная позиция | Доверие сотруднику важных для организации проектов, дел. |
Соотношение вложений и удовлетворенности результатами | Особенности отношений в рабочем коллективе |
Состояние здоровья и самочувствие сотрудника | Условия оплаты труда |
Индивидуальный темп жизни | Содержание трудовой деятельности |
Профессиональное признание (признание коллегами) |
К факторам риска, согласно исследованиям зарубежных психологов, относятся следующие:
- низкий уровень самоуважения;
- регрессивный тип совладания;
- низкий уровень социальной поддержки
Причина кризиса – позиция учителя по отношению к ученикам, его м еста в процессе обучения.
Факторы:
Личностный: мотивация (значимость работы в собственных глазах, профессиональный рост и установка на поддержку; трудоголизм!?)
Ролевой: конфликтность, неопределенность, рассогласованность
Организационный фактор: единоличная ответственность за результаты, большая нагрузка, отсутствие должной оценки или признания, трудно измеримый или отсроченный результат, высокая продуктивность, несоответствующий характер руководства, неопределенность или недостаток ответственности, атмосфера в коллективе.
Признаки (симптомы) эмоционального выгорания:
- нежелание идти на работу;
- неудовлетворенность результатами своего труда;
- эмоциональная истощенность (бессилие);
- эмоциональная апатия (нечувствительность, не замечаются собственные потребности, чувства, игнорируются чувства и желания окружающих);
- острая потребность побыть одному;
- непроходящая после ночного сна усталость, хроническая усталость;
- ощущение обремененности, тяжести, груза (в том числе физическая тяжесть);
- безысходность, безвыходность;
- равнодушие, цинизм;
- нежелание поддерживать социальные контакты;
- осложнение отношений в рабочем коллективе или в семье;
- обострение эмоциональных реакций (вспыльчивость, импульсивность, раздражительность, плаксивость и пр.);
- чувство невостребованности, ненужности, бесполезности и бесплодности своей работы;
- отсутствие желания повышать свой профессиональный уровень, квалификацию;
- отсутствие желания всяческих перемен;
- безынициативность, пассивность, инертность, вялость;
- сниженный фон настроения;
- желание уйти от всего и забыться (выпить и пр.);
- плохой сон, бессонница;
- чувство профессиональной некомпетентности, несостоятельности;
- острое желание сменить место работы
Описание «сгорающей личности» - ориентирующаяся на людей;
- сочувствующая; - неустойчивая;
- гуманная; - интровертированная;
- мягкая; - фанатичная;
- увлекающаяся; - «пламенная»;
- идеалист; - легко солидаризирующаяся;
- авторитарная; - с низким уровнем эмпатии;
Практика: самоанализ и рефлексия
Вопросы | Ответы |
Значим ли для меня педагогический труд? | |
Значим ли мой педагогический труд в данном учебном учреждении? | |
Признан ли я коллегами как профессионал? | |
Получаю ли я материальное или моральное удовлетворение от своей работы в данной организации? | |
Совпадают ли мои ценности, педагогические принципы и убеждения с теми, которые приняты и декларируются в образовательном учреждении? | |
Есть ли у меня какие-то интересы, желания помимо своей профессиональной деятельности? | |
Остаются ли силы, энергия для других видов деятельности, для отношений в семье, с друзьями, коллегами? | |
Каково соотношение в моей профессиональной деятельности вклада в работу и удовлетворения от ее результатов? | |
Умею ли я вовремя отдыхать? | |
Каково мое отношение к себе: как к профессионалу; как к человеку в целом; как к женщине (мужчине)? | |
Каково мое отношение к карьерному росту и достижениям? | |
Как я отношусь к повышению своего профессионального уровня, квалификации? | |
Каково мое отношение к личностным изменениям, росту? | |
Умею ли я о себе позаботиться (заявить о своих желаниях, о состоянии, взять небольшую паузу, если необходима, попросить помощи и т.д.)? | |
Работая в ОУ, ощущаю ли я ограничение личной свободы? | |
Ощущаю ли я тотальный контроль за своей профессиональной деятельностью? | |
Значимы ли для меня мнение и оценка коллег в ОУ? | |
Чувствую ля я себя физически здоровым? | |
Ощущаю ли я психологический дискомфорт, занимаясь профессиональной деятельностью в ОУ? |
Что имеет для вас наибольшее значение?
- [ ] статус учреждения;
- [ ] оплата труда (материальная выгода, вознаграждения);
- [ ] условия труда;
- [ ] отношения с администрацией;
- [ ] отношения с коллегами (преподавателями);
- [ ] возможность реализации проф. планов, проектов;
- [ ] возможность удовлетворения проф. амбиций;
- [ ] возможность творчества;
- [ ] общая атмосфера в учреждении;
- [ ] приоритеты и ценности, принятые в учреждении и разделяемые сотрудниками;
- [ ] контроль, рамки и степень свободы педагогической деятельности в учреждении;
- [ ] убеждения, ценности, установки коллег в сфере педагогической деятельности;
- [ ] единство и сплоченность коллектива;
- [ ] позитивное отношение педагогического коллектива и администрации к моей трудовой деятельности;
- [ ] неформальные отношения внутри коллектива (легальные);
- [ ] авторитет коллег и работников администрации;
- [ ] возможность работать в данном образовательном учреждении;
- [ ] хорошие отношения с учащимися;
- [ ] заинтересованное отношение учащихся к Вашему предмету
- [ ] _________________________________________________________________________
Какие из ниже перечисленных Ваших потребностей наиболее полно удовлетворяются (в вашем образовательном учреждении)
( ) достижение значимых целей;
( ) быть любимым;
( ) принадлежность к определенной группе людей, дружбе;
( ) преодоление сопротивления;
( ) пассивность, подчинение;
( ) свобода от социальных рамок;
( ) преодоление поражения, неудачи;
( ) защита от других;
( ) влияние и контроль над другими;
( ) получение внимания других;
( ) защита своего психологического пространства;
( ) проявление заботы о других;
( ) поддержание порядка в вещах и мыслях;
( ) получение чувственного наслаждения;
( ) получение поддержки и заботы от других;
( ) осознание, осознавание;
( ) социальное признание;
( ) возможность творчества;
( ) реализация своего потенциала (самореализация);
( ) независимость (своих мнений, суждений, решений);
( ) мое личное доминирование, лидерство;
( ) понимание;
( ) игра, удовольствие, отдых;
( ) другие …______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Ассоциации со словом «Учитель»
________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Тиран, гуру, пример, образец)
Не имеют права на ошибку – основная причина. Должен соответствовать требованиям, ожиданиям, имиджу.
Учитель – человек без пьедестала. Имеет право на ошибки и эмоции. Обладает как профессионал особой чувствительностью. Учитель – фасилитатор. Субъект-субъектные отношения.
Отношение к работе.
Возможность сознательного выбора – это важное условие внутренней свободы. Проблема в том, что большую часть профессиональной жизни педагог находится во власти привычного «так случилось!», стереотипа поведения. Превратить «Так случилось» в «этого я и хотел».
Какими вы бы хотели видеть своих учеников?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каждый конкретный момент профессиональной жизни стоит определять свою позицию. Любым своим поведение педагог реализует свою позицию.
Навык рефлексии: что и почему я делаю в данный момент?
Что чувствуешь, забираясь на пьедестал? (груз ответственности, страх оказаться низвергнутым, несвободу…)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контроль: тенденция замечать недостатки (не могут выйти из роли строго учителя)
Противоположное: уступчивое, мягкое, бесконфликтное поведение низкое самоуважение
Учитель без пьедестала:
– партнерская позиция;
- лидер-вдохновитель;
- поведение не расходится со словами;
- принимают и творчески использует изменения;
- высокая самоценность;
- способность делать выбор, опираясь на интеллект
Опорная точка для выбора позиции – самоценность
Декларация самоценности (упр. В парах. Прочесть друг другу
ДЕКЛАРАЦИЯ САМОЦЕННОСТИ
Я – это я. Такой, как я никогда не было и никогда не будет. Есть люди чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я нет. Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.
Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть на себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Я – это я, и Я – это здорово!
Вопросы для самоанализа:
- Почему мои ученики ведут себя так, а не иначе?
- Как я мог бы оказать поддержку своим ученикам?
- как реагировать на проявления чувств моими учениками?
- как мне понять класс как коллектив?
- Как удовлетворить нужды каждого из учеников?
- Как помочь им стать дисциплинированными?
- Как включить родителей в воспитание их детей?
Прояснение своей педагогической позиции
Что из перечисленного наиболее важно для вас и наиболее точно отражает вашу педагогическую позицию (4 самых важных)
1. [к] Качественно передавать учащимся знания, умения и навыки
2. [па] Вера в ученика как в личность, стоящую у истоков жизненного пути;
3. [пр] Хорошее отношение учащихся к учителю;
4. [пр] Быть доступным и интересным для каждого учащегося;
5. [н] Признание учащимися авторитета учителя;
6. [н] Соблюдение учащимися порядка и дисциплины;
7. [па] Открыто выражать в группе свои чувства;
8. [ж] Соответствие достижений учащихся приложенным усилиям, трудам учителя;
9. [ж] Быть всегда со всеми учащимися в мире и согласии;
10.[па] Отказ от любых внешних по отношению к Я императивов (чьи-то личные манипуляции, указания, требования и пр.);
11. [па] Отказ от соответствия чужим ожиданиям;
12. [ж] Избегать конфронтации, несогласия, конфликтов с учащимися;
13. [к] Безотносительность и беспристрастность в преподавании своего предмета;
14. [ж] Всю себя посвятить учащимся, их школьным успехам;
15. [пр] Быть для учащихся хорошим и другом и уметь прощать мелочи;
16. [к] Компетентность учителя и учащихся;
17. [пр] Ограничений и запретов для учащихся должно быть как можно меньше, ведь дети не любят тех, кто им все запрещает;
18. [н] Добро и ласка только портят и балуют детей;
19. [к] Научить учащихся самостоятельно мыслить и владеть информацией;
20. [н] Не только дети нуждаются в хорошем воспитании.
Учитель – начальник: 2, 6, 7, 19
Учитель – компьютер: 1, 14, 17, 20
Учитель – жертва: 9, 10, 13, 15
Учитель – приятель: 4, 5, 16, 18
Учитель – партнер: 3, 8, 11, 12
Прояснение своей педагогической позиции
Что из перечисленного наиболее важно для вас и наиболее точно отражает вашу педагогическую позицию
1. [ ] Качественно передавать учащимся знания, умения и навыки
2. [ ] Вера в ученика как в личность, стоящую у истоков жизненного пути;
3. [ ] Хорошее отношение учащихся к учителю;
4. [ ] Быть доступным и интересным для каждого учащегося;
5. [ ] Признание учащимися авторитета учителя;
6. [ ] Соблюдение учащимися порядка и дисциплины;
7. [ ] Открыто выражать в группе свои чувства;
8. [ ] Соответствие достижений учащихся приложенным усилиям, трудам учителя;
9. [ ] Быть всегда со всеми учащимися в мире и согласии;
10. [ ] Отказ от любых внешних по отношению к Я императивов (чьи-то личные манипуляции, указания, требования и пр.);
11. [ ] Отказ от соответствия чужим ожиданиям;
12. [ ] Избегать конфронтации, несогласия, конфликтов с учащимися;
13. [ ] Безотносительность и беспристрастность в преподавании своего предмета;
14. [ ] Всю себя посвятить учащимся, их школьным успехам;
15. [ ] Быть для учащихся хорошим и другом и уметь прощать мелочи;
16. [ ] Компетентность учителя и учащихся;
17. [ ] Ограничений и запретов для учащихся должно быть как можно меньше, ведь дети не любят тех, кто им все запрещает;
18. [ ] Добро и ласка только портят и балуют детей;
19. [ ] Научить учащихся самостоятельно мыслить и владеть информацией;
20. [ ] Не только дети нуждаются в хорошем воспитании.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗИЦИЙ (ТИПОЛОГИЯ УЧИТЕЛЕЙ)
УЧИТЕЛЬ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ
УЧИТЕЛЬ – НАЧАЛЬНИК
Его «пьедестал» - власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он обвиняет и держит в страхе. Это – «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью, и поэтому особенно «принципиален». Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственно «правильную» точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые «неопределенные ситуации мучительны для учителей-«начальников». Результаты такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт», отсутствие искренности в отношениях с учениками.
УЧИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР
Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это - вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, сто не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями (Все знают, что… Есть мнение…) а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель.
Результат такого стиля учительского поведения: снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом), и, в конце концов, снижение мотивации к занятиям данным предметом, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».
УЧИТЕЛЬ – МУЧЕНИК
Его пьедестал – бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников он провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что когда у ребенка что-то случается, о6н чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
УЧИТЕЛЬ – ПРИЯТЕЛЬ
Его пьедестал – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушен по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения – отсутствие у ребенка чувства ответственности.
УЧИТЕЛЬ БЕЗ ПЬЕДЕСТАЛА
Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.
Самоценность есть у каждого из нас.
Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.
Результаты осознавания проблемы профессионального выгорания
Способы и пути решения:
- ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ внутри образовательного учреждения;
- КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ У ВНЕШНИХ СПЕЦИАЛИСТОВ;
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА (СТЕНДЫ, СТАТЬИ И ДР.);
- ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРОВ, ТРЕНИНГОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВНЕШНИХ СПЕЦИАЛИСТОВ;
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА
ПРОФИЛАКТИКА
Словарь
Здоровьесбережение – система профилактических мер, направленных на поддержание здоровья и предупреждение заболеваний, а так же просветительская работа и пропаганда здорового образа жизни
Ресурсы – запасы, потенциал, возможности человека. В психологии уделяется большее внимание внутриличностным ресурсам (волевым качествам, мотивации, ценностям, образам сознательного и бессознательного и т.д.)
Профессиональное выгорание – профессиональный кризис, связанный с работой в целом. Состояние физического, эмоционального и умственного истощения.
Профилактика – предупреждающие меры;
Просвещение – информативная поддержка и содействие, своевременное предоставление необходимой информации в соответствующей форме;
Самопомощь – собственные знания, навыки и умения человека и их применение в целях восстановления своего психологического и физического комфорта
Факторы (профессионального выгорания) – внешние обстоятельства и внутренние особенности личности, повышающие или снижающие риск профессионального выгорания
Выносливость – наличие достаточных ресурсов и энергии у человека, их использование для преодоления трудностей
Локус контроля – передача вовне или принятие ответственности за свои значимые события. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми событиями. Возможно два полярных типа локализации: экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним собфтия являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся к экстернальному и к интернальному полюсу.
Стресс – напряжение, мобилизация ресурсов, сил организма для преодоления трудностей
Дистресс – исчерпание ресурсов организма, истощение и прекращение сопротивления после длительного стрессового напряжения.
Самооценка – представление о себе, образ себя, собственное видение себя (позитивное, негативное, амбивалентное);
Идентификация – отождествление себя с кем-либо или чем-либо;
Тип поведения (А) – эмоциональное реагирование (выражение злости, гнева) через тело (повышение артериального давления, гипертонус сердечных сосудов и сосудов головного мозга).
Тревожность (ситуативная) – повышение уровня тревоги в ответ на травмирующую, волнующую ситуацию;
Тревожность (личностная) – базовое состояние, на фоне которого протекают другие психические процессы; базовая тревога – чувство, состояние, которое является реакцией на осознавание человеком факта конечности своего бытия
Индивидуальный темп жизни – субъективное восприятие течения собственной жизни, течения времени, и соответствующая индивидуальная мера наполненности каждого отрезка совей жизни внутренними переживаниями, мыслями или внешними событиями.
Жизненная позиция – субъективное видение мира, картина мира, мировоззрение, индивидуальная, уникальная система установок, верований, убеждений
Эмоциональная сензитивность – высокая острота и многогранность восприятия, обостренная чувствительность, способность к эмпатии, интуитивное чутье, эмоциональная чуткость, ранимость, уязвимость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...