Дыхательная гимнастика
консультация на тему

Киркина Елена Вячеславовна

Данные упражнения помогут в выработке у детей правильного речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_-_dlya_publikatsii.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, ненапряженная артикуляция.

При постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом  свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10, 1:15).

Очень важно не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо удерживать перед следующим вдохом.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ.

  1. «Задую упрямую свечку».

Ребенок держит в правой руке цветную полоску бумаги в форме свечи. Левая ладонь – на животе. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать («гасить свечу»), произнося ф-ф-ф. Полоска бумаги должна медленно отклоняться.

  1. «Шину прокололи».

Сделать легкий вдох («шину надули») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (произнося ш-ш-ш).

  1. «Пароход гудит».

Ребенку дается чистый пузырек (высота 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см). Взрослый говорит: «Послушай, как гудит мой пузырек, если я в него подую». Затем ребенку предлагается погудеть. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.

  1. «Воздушный шарик».

Исходное положение: стоя, руки опущены. На вдох медленно поднимать руки через стороны вверх (шарик надувается), на выдох медленно опускать с произнесением: ф-ф-ф (шарик сдувается).

  1. «Забей мяч в ворота».

Длительно и плавно дуть на ватный шарик (мяч), стараясь загнать его между двумя кубиками (ворота), стоящими впереди на столе.

  1.  «Буря в стакане».

Вдох – носом, выдох – в соломинку для коктейля, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

  1. «Комарик звенит».

Исходное положение: стоя, руки опущены. На вдох медленно поднимать руки через стороны вверх, на выдох медленно опускать с произнесением: з-з-з.

  1. «Трубач».

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: пф.

  1. «Жук».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Взрослый предлагает поднять руки в стороны и немного отвести их, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – ж, одновременно опуская руки вниз.

  1. «Комарик».

Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону. На выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – з, быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

  1.  «Топор».

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, а пальцы рук сцеплены  «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

  1.  «Ворона».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

  1.  «Гуси».

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести  го, гы.

  1. «Пароход гудит».

Ребенку дается чистый пузырек (высота 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см). Логопед говорит: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую». Затем детям предлагается погудеть. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...