Консультация для воспитателей "Дошкольник в мире сюжетной игры"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Представленный материал содержит анализ сюжетно- ролевой игры дошкольника, здесь раскрываются причины изменения тематики игр, их содержания, подведены итоги о значимости сюжетно- ролевых игр для педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация содержит анализ сюжетной игры дошкольника. | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольник в мире сюжетной игры.
Дошкольный возраст интереснейший и неповторимый период в жизни каждого человека. Кто из нас взрослых людей не играл в детстве в сюжетные игры? Каждый помнит как упоительно протекало время игр, как незаметно минуты перетекали в часы, как быстро за игрой мчалось время, как не наигравшись расходились по домам с нестерпимым желанием продолжить игру на следующий день.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (слайд 2)
Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста.
Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит его воображение, а ведь именно воображение признанно новообразованием важным и необходимым для развития в данный период.
Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней, является особенно важным.
Современная сюжетная игра претерпевает ряд трудностей из-за которых страдает ее развитие, развитие детского воображения.
1.Жизнь ребенка дома заполнена компьютерными играми, видеофильмами, они рано начинают посещать кружки, секции.
2.В силу обеспечения безопасности на улице, дети ограничены родителями в прогулках, где они могли бы пообщаться с детьми.
3.Игровой опыт не передается от более старших играющих детей к младшим, дети не успевают проникнуться «духом игры».
4. Сюжетно- творческим играм уделяется немного времени.
5.Руководство играми несет на себе отпечаток дидактизма.
6. Излишество атрибутики не позволяет развиваться воображению.
7.Неоднозначное отношение взрослых к современным играм делает ее более закрытой от взрослых, не позволяя сопровождать игру.
Несмотря на все это дети хотят играть, любят играть, считают игру любимым видом деятельности дома и в детском саду.
Потому что игра – ( слайд 3)
1. Деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие.
2.Игра несет в себе своего рода таинство для ребенка: он верит, что находится в волшебном, воображаемом мире игры (как будто), в то же время осознает положение «здесь и сейчас».
3. Игра несет в себе чувство свободы. И это единственная деятельность, в которой дети пользуются свободой. Но так как в жизни на свободу детей часто посягают взрослые – она утрачивает свое волшебство.
4.В игре ребенок воспроизводит другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, малыш осваивает сложную систему человеческих отношений.
5. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена коллектива, возникает чувство «МЫ».
Многие исследования отечественных педагогов и психологов ( Д.Б.Эльконина, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой) показали, что основным содержанием сюжетно- ролевым игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Сюжетно- ролевая игра в своей развитой форме, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но именно наличие детского общества это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно- ролевых игр.
Д.Б. Эльконин вывел гипотезу о том, что в истории человечества детская игра возникает на определенной стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребенка в реальной социальной производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом обществе.
Сюжетная игра, по мнению Д.Б. Эльконина, является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Гипотеза ученого была выдвинута на основе анализа историко-этнографических материалов.
Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где детям приходится очень рано участвовать в трудовой деятельности взрослых, нет условий для возникновения сюжетно-ролевой игры. Дети очень рано становятся самостоятельными и, потребность моделировать жизнь взрослых им приходится, непосредственно в труде — уже с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами труда и работают рядом с родителями, а не играют.
Для ребенка ролевая игра выступает в роли посредника и позволяет вступать во взаимодействие с отношениями жизни. Смысл человеческой игры в том, что, отражая действительность, преображать ее. Именно в дошкольном детстве и именно в ролевой игре возникает потребность воздействовать на внешний мир. Хотя ребенок, играя, ничего не производит, несмотря на это он продолжает развиваться.
Наблюдая за сюжетно- ролевыми играми детей можно отметить, что все они играют с радостью, фон игры приобретает краски положительного настроя. (слайд 4)
В младшем возрасте (от-2-3 лет) сюжетно- отобразительная игра ( дети отображают действия взрослого) играя дети не чувствуя времени, не ощущают тревоги, что игра закончится, лишь когда приходят родители просят их подождать, так как вовлечены в игру, и не могут, не умеют так просто остановить увлекательный сюжет.
В среднем возрасте ( от 3-4 лет) игра детей приобретает статус ведущей, в играх детей наступает новый этап : они переходят от сюжетно- отобразительной к сюжетно- ролевым играм на бытовом и литературном содержании. Главным достижением является овладение ролевым действием.
В процессе игр старших дошкольников моделируются разнообразные взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умения совместно строить и развивать сюжеты игр. Речь занимает все больше места в реализации роли. Словом часто заменяются действия. Дети самостоятельно объединяются в сговоре на игру, выдвигают правила, как условия реализации игры, легко заменяют необходимые атрибуты предметами – заменителями. Таким образом сюжетно- ролевые игры старших дошкольников расцениваются как хорошо развитые.
В играх старших детей чувство тревоги присутствует в ходе игровой деятельности : дети понимают, что для игры остается не так много времени и хотя и владеют навыками построения игры , боятся не наиграться, зная, что наступит время ухода домой, или какой- нибудь другой деятельности. Поэтому в играх бывает,(не всегда конечно) что дети ссорятся, обижаются друг на друга и возможности воображения не реализуются.
Сюжетно- ролевые игры рассматриваются как основной вид игры дошкольника.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин)
Основа сюжетно- ролевой игры воображаемая ситуация. Она включает в себя : сюжет, роль, действия.
Наиболее распространенными сюжетами являются (С.А.Шмаков)(Слайд 5)
-профессиональные;
-военизированные;
-созидательные(строительные);
-поиска и открытия (путешевствия);
-сказочные;
-этнографические (в индейцев);
Сюжеты стареют и отмирают в силу социальных переживаний.
Несмотря на это игра существует и можно заметить, что современные дошкольники любят самые разнообразные игры:
В младших группах это сюжеты игр бытового характера: «дом», «Семья», «Гости».
В средних группах наряду с бытовыми играми, появляются игры, отражающие профессиональный труд:
«Парикмахерская», «Больница», «Магазин», и др.
В играх детей старших групп сохраняются сюжеты на бытовые темы, усложняются игры профессионального характера: «поликлиника», «аптека», «дорожное движение», «ателье». Дети начинают объединять игры, происходит сюжетосложение.
Традиционно- любимые игры девочек – это игры с хорошо знакомым сюжетом, эти игры проносятся детьми через все дошкольное детство:
-Больница;
-Семья;
-Магазин;
-Гости;
Конечно, все эти игры в соответствии с возрастом усложняются, так в игре «магазин» добавляются разные отделы, в игре «Семья» члены семьи отправляются в отпуск и т. д.
Именно эти сюжеты выделялись наиболее распространенными в 40-50 годы(А.П. Усова, П.Г.Саморукова), и в 60-70 годы (Н.В.Сейдж, Н.А. Бойченко), и в 80- 90г.(Л.В.Лидак, М.В.Крухлет, Э.В.Онищенко,О.В.Солнцева)
Любимые игры мальчиков
- Корабль;
-Полиция;
-Роботы;
-Строительство;
-Война;
Многие сюжеты в наше время берутся из компьютерных игр, мультфильмов- они привлекательны для детей так как сюжет связан с яркими эмоциональными переживаниями.
Игры с конструктором пользуются большой популярностью, дети не только строят, но и изобретательно обыгрывают постройки.
Какие роли привлекают детей на протяжении всего дошкольного детства?
(Слайд 7)
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно, или по договоренности с другими детьми.
Роли могут быть разнообразными:
-роль конкретного человека, или персонажа;
-роль, профессия обобщенного типа (учитель, врач);
-семейная роль (мама, папа);
- этнографические роли (индеец);
-сказочные, карнавальные роли (волшебник, Баба Яга, Снегурочка);
-роль животного.
Для девочек это роли: Мама, сестра, дочка, доктор, парикмахер, учитель, принцесса.
В нашу современность появляются и укореняются такие роли как телеведущая, победитель конкурса, модель, телезвезда , и др.
Также на протяжении всего дошкольного детства девочки любят игры с куклой Барби, такая игра несет в себе элементы режиссерской игры, которая пользуется популярностью как в младшем так и старшем возрасте.
Роли мальчиков - это конечно же семейно- бытовые роли: папа, сын, брат.
В старших группах отдается предпочтение таким ролям как :полицейский, водитель, вор, бандит, военный, человек-паук.
Также мальчики в старшем возрасте отождествляют себя с героями боевиков: Джеки Чаном, Брюсом Ли и др.
Как девочки, так и мальчики в течении всего дошкольного периода дети любят исполнять роли животных.
На выбор ролей и содержание сюжетов влияют события окружающей действительности. Дошкольники играют в спасателей, мисс Дюймовочка, наводнение.
Сюжеты из взрослой жизни сформировавшиеся у детей после просмотра передач, бесед взрослых, рассматривания иллюстраций позволяют расширить игровой замысел дошкольников. Современные дети играют в заложников, спасателей, телезвезду.
Рассматривая современную игру, нужно отметить, что игры детей передают и трудности современной жизни: это нехватка денег, жестокое обращение с животными и людьми, вредные привычки взрослых. Все это взаимствованно из наблюдений детьми жизни общества.
Архетипические сюжеты
Игровые сюжеты, основанные на содержаниях волшебных сказок, называются архетипическими.
Девочкам интересны волшебные истории, завершающиеся свадьбой.
Такие сюжеты присутствовали в играх девочек на протяжении
столетий. Становление девочки связано со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети.
У мальчиков сюжеты игр иные. В них также отражается последовательность событий, типичная для сказок: угроза, борьба с врагом, победа. Отсюда в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, они также являются архетипическими.
Сопровождая сюжетную игру детей нужно учитывать, что архетипы у детей в старшем дошкольном возрасте у девочек и мальчиков разные , но они помогают детям осознавать идеальные мужские и женские качества.
У дошкольников 21 века появились новые игровые роли : Бэтмен, Человек - паук, банкир, полицейские и другие.
Анализируя выбор сюжетов и ролей, подчеркнем, что в играх детей сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени.
Необходимой составляющей содержания сюжетно- ролевых игр являются
Игровые действия в ролевых играх детей носят условный характер ( все выполняется «понарошку»).
Главной деталью позволяющей игре быть являются действия замещения –
Они выступают в двух видах: 1.предметно- действенное замещение
2.словесное замещение.
Интересной формой замещения является обозначение игрового пространства. Сначала это выполняется при помощи предметов маркеров игрового пространства, а затем в речи.
Постепенно ребенок перестает опираться на предметы и начинает игровые действия заменять словами (как будто мы уже постирали).Переход от предметного замещения к словесному объясняется усложнением воображения.(новообразования, небходимого для развития как игры, так и самого ребенка)
Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем четче и лучше понимает ребенок смысл человеческих отношений.
Поскольку замещения опираются на предметы целесообразно было бы сказать о современной детской игрушке.
Детская игрушка
Особое место в детской игре сегодня занимает современная игрушка. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная, неразвивающая игрушка – вот характеристика игрушки нашего времени. (роботы, бионики, рейнджеры).
Однако для большинства детей все-таки любимыми остаются традиционные игрушки (пупсы, машины, конструктор).
Очень часто игра сводится к накопительству, так как иметь как можно больше покемонов, трансформеров в детской субкультуре считается престижным. Кроме того современные игрушки выпускаются сериями, это побуждает детей их просто собирать и гордиться этим. А между тем играть игрушками нового поколения дети не умеют, так как используют готовые сюжеты из телепередач, тем самым не давая развиваться воображению.
На протяжении всего дошкольного детства дети с интересом играют в режиссерские игры ( В такой игре ребенок разговаривает от имени разных игрушек, передвигает их и одновременно комментирует происходящее). Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность. Ранние проявления такой игры приходятся на 3- год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра приобретает характер совместной деятельности детей. Индивидуальные режиссерские игры сохраняются в деятельности детей. Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения, как нового способа построения сюжетной игры. В ролевой игре намечается плавное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Постепенно и сюжетная игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности - творческой, речевой, познавательной, коммуникативной, художественно- продуктивной, конструктивной и другими.
Отмечено: что к 6-7 годам интерес к сюжетно- ролевым играм снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами – настольным (шашки, домино), и подвижным (догонялки, кошки-мышки, краски), любят посвящать досуг рисованию. Среди сюжетных игр отдают больше предпочтенье театрализованным играм, в которых присутствует зрительская оценка.
Мы сегодня говорили о сюжетной игре, у которой много достоинств. Но есть у сюжетно- ролевой игры один важный плюс: находясь в окружении взрослых, дети отдают свое признание тем, кто с ними играет. При этом необходимо заметить, что никакие дары не повлияют на симпатии ребенка, как совместная игра с ним. Но важно взять во внимание тот факт, что просто так игра не развивается. В окружении ребят должен быть кто-то, раскрывающий дверь в мир игры. Это в большинстве случаев, воспитатели, умеющие играть, сопровождать игру, сделавшие сюжетную игру творческой.
В завершении нашей беседы предлагаю назвать небольшие определения, характеризующие значимость сюжетно- ролевой игры в педагогическом процессе ДОУ:
Значимость сюжетно- ролевой игры в педагогическом процессе:
1.Игра средство развития личности.
2.Игра- форма организации.
3.Игра - средство развития.
4. Игра – способ обучения и самообучения.
5.Игра – средство коррекции развития ребенка.
6.Игра - диагностическое средство.
7.Игра – психотерапевтическое средство.
О чем нужно помнить для обеспечения успешной игры:
1.Игра – любимый вид деятельности дошкольников, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
2.Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты.
3. Мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно- ролевой игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В мире музыки"
Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка....
Консультация: «Подвижные игры народов мира».
«Заяц - месяц» (Беларусь)Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:- Заяц-месяц, где был?- В лесу.- Что делал?- Сено косил.- Куда клал?- Под колоду.- ...
Консультация для родителей «В мире загадочных звуков»
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей дома? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они...
консультация "Познание ребёнком окружающего мира через дидактическую игру"
Использование дидактических игр в работе воспитателя очень важно для позновательного развития детей....
Консультация для родителей "В мире звуков, ритмов, мелодий"
Консультация для родителей, отвечающая на вопрос для чего нужна музыка в детском саду....
Консультация для родителей "В мире звуков"
Консультация для родителей "В мире звуков"...
Консультация для родителей "В мире музыки"
Консультация для родителей "В мире музыки"...