«Игра в системе дошкольного образования»
статья на тему
Период детства – время, когда активно формируются социально-психологические основы личности, идет приобщение к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Ребенок усваивает социальные нормы, овладевает навыками индивидуальной и коллективной работы, учится подчиняться разным правилам, принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра в системе дошкольного образования»
Нефедова Марина Олеговна,
педагог-психолог,
МБДОУ- д/с №578 г. Екатеринбурга
В связи с тем, что современное образование диктует новые условия для работы с детьми, нам педагогам-психологам необходимо идти в ногу со временем. ФГОС ДО предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям по взаимодействию взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Период детства – время, когда активно формируются социально-психологические основы личности, идет приобщение к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Ребенок усваивает социальные нормы, овладевает навыками индивидуальной и коллективной работы, учится подчиняться разным правилам, принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру.
Серьезной проблемой в условиях современной жизни является потеря совместной игры вообще. Об этом пишет С.В. Григорьев в своей работе «Психологические утраты игровой культуры личности». Н.Г. Куприна утверждает, «Многие родители стремятся к ранней интеллектуализации своих детей заполнением их жизни общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой». По этому актуальной проблемой при этом становится оказание психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.
При длительном проявлении импульсивности и гиперактивности формируются девиантные формы поведения – что подтверждают исследования М. Егоровой, В.В. Ковалевой, А.И. Захаровой. В последствии СДВГ в более старшем возрасте, проявляется в неудачах в личной жизни и профессиональной карьере. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается склонность к алкоголю, наркотическим веществам. Для них в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям. Следовательно, изучение детей с синдромом и развитием дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте.
Для педагога-психолога ДОУ в этой ситуации особой задачей является сопровождение ребенка с проявлением гиперактивности через игровое пространство, т.к. игра дошкольника является ведущей деятельностью. Мы используем игру как средство коррекции регулятивного поведения.
Цель нашей работы – обобщение и систематизация опыта применения различных видов коррекционных игр для сопровождения дошкольников с отклонением в регулятивной сфере таким, как расстройство внимания при гиперактивности.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка. В игре формируются все стороны психики ребенка.
Можно принять за аксиому подход, который делит все игры детей и взрослых на две большие группы (по С.А. Шмакову):
Основной признак игры – правила, на основе которых они организуются:
- Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – творческие
- Игры с готовыми, закрытыми правилами – игры с правилами
Использование игр помогает наладить отношения с окружающими, детям с определенными трудностями в общении.
Для агрессивных детей полезны игры с мячом («Вышибалы» и др.), игры, в которых ребенок мог побывать в разных ролях (агрессивного и слабого партнера), «Смешные игрушки», «Стаканчик крика», игры с правилами.
Замкнутым и застенчивым детям рекомендуются игры, в которых ребенку придется сразу вступать в активное общение, игры без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, выполняет то, что просит ведущий, вместе с другими. Это снимает страх перед вступлением в общение («Что мы делали, не скажем, что мы делали, покажем»). Для застенчивых детей используются также игры, которые способствуют повышению уверенности ребенка в себе, игры, направленные на преодоление решительности, скованности.
Для детей с заниженной самооценкой подбираются игры, где дети могут почувствовать настоящую ответственность и сформировать положительное отношение к самому себе.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.
В связи с тем, что в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Мы включаем таких детей в коллективную работу поэтапно. Начинаем с индивидуальной работы, затем привлекаем ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходим к коллективным играм. Используем игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Например, игры на внимание: «Найди отличия», «Запрещенное движение»; на контроль двигательной активности «Разговор с руками», «Море волнуется»; на контроль импульсивности «Говори!», «Съедобное - несъедобное».
Тренировку слабых функций тоже проводим поэтапно:
- Подбираем такие упражнения и игры, которые способствуют развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
- Используем игры, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.
Игры подбираются нами по следующим направлениям:
- Игры на тренировку внимания.
- Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации).
- Игры, развивающие навыки управления (волевой регуляции, тренировка усидчивости).
- Игры, способные закреплять умение общаться.
- Игры на повышение самооценки.
Правила должны соблюдать не только гиперактивные дети, но и взрослые в игре учатся соблюдать правила и в общении с ними ориентироваться на определенные принципы:
- «Не ожидайте всего и сразу». Начинать нужно с тренировки одной функции (например, только произвольного внимания). При этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле и другим лишним движениям. Помните, что если вы отдергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.
- «Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка». Вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
- «Гиперактивный ребенок нуждается во внешнем контроле», так как ему сложно контролировать себя. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок «можно» и «нельзя» были последовательны. Так же необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак – жетон (сумму которых можно обменять на что-нибудь приятное), но их передача ребенку должна быть достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
4. «Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально» и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой работы может провоцировать конфликты среди играющих.
При работе с педагогами и родителями таких детей нами рекомендуются совместные игры, направленные на:
- умение произвольно контролировать дыхание, развивая самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями – «Маленький слоник», «Болото»;
- разминку глаз «Дирижер», «Звездочет»;
- развитие мелкой моторики рук – «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Лягушка»;
- на развитие контроля двигательной активности: «Буратино»;
- снятие эмоционального напряжения: «Рубка дров», «Танцы противоположности»;
- развитие навыков концентрации внимания: «Три движения», «Фотограф». «Пчелка», «Все наоборот»;
- развитие внимания: «Мы едем, едем, едем…», «Дирижер»;
- развитие внимания в слуховой модальности: «Бродячие артисты», «Филин в карауле», «Дождик»;
- развитее внимания в зрительной модальности: «Где мои тапочки?»;
- развитие контроля импульсивности: «Сказка про нас», «Говори!», «Рыба».
Использовать игровые упражнения:
- на релаксацию: «Загораем», «Кораблик», «Штанга»;
- на развитие произвольной регуляции: «Послушай тишину», «Запрещенные движения», «Кричалки, шепталки, молчалки»;
- на развитие коммуникативной сферы: «Менялки», «Неожиданные картинки».
В данной статье представлены рекомендации общего характера, предложенные конкретные игровые формы, которые могут быть использованы педагогами и родителями дошкольных учреждений. Представленная работа успешно используется в практике нашего ДОУ.
Нефедова М.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесс...
Статья "Художественно эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования". на Всероссийскую конференцию "Современная система дошкольного образования состояние, проблемы,направления развития"
В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста...
Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»
Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....
Игра в системе дошкольного образования, как один из активных методов обучения.
Статья для Межрегиональной научно-практической конференции....
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
Театрализованные игры в системе дошкольного образования
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кро...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Компьютерные игры в системе дошкольного образования"
Данная консультация поможет педагогам в подобре электронных развивающих игр для детейв процессе образовательной деятельности....