Проект "Партнеры"
материал (средняя группа) на тему
Программа социального партнерства семьи и ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
«Партнёры»
ВВЕДЕНИЕ
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Наше учреждение работает над решением задач социального развития своих воспитанников через социальное партнерство в нескольких направлениях:
Первое из них - это попытки установить долговременные, постоянные связи с ближайшими социальными партнерами с целью конкретного знакомства НАШИХ детей с их возможностями.
Второе направление – это взаимодействие с родителями нашего ДОУ, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Участие заинтересованных родителей и представителей различных организаций и учреждений в решение актуальных вопросов финансирования и развития дошкольного учреждения делает управленческую модель открытой и прозрачной для контроля качества организации жизнедеятельности детского сада.
Цель исследования внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника и установление социального партнерства с различными организациями и учреждениями для успешной социализации выпускника детского сада в окружающей мире.
Объект: Процесс социализации детей дошкольного возраста
Предмет: Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста
Гипотеза: Процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будет:
- установлены позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства социального развития ребенка;
- построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
- расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;
- организована система взаимодействия ГДОУ с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса
- Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
- Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Данная программа предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Реализация и цели и задач программы предполагает поэтапную работу по двум направлениям: с родителями, с педагогами.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на:
- потребности родителей в поддержке;
- праве ребенка на педагогически образованных родителей;
- стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).
На первом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями.
Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Это необходимо для дальнейшего планирования работы.
Второй этап — установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
Третий этап — формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
Четвертый этап — совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
Основные принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия
• коллективные
• индивидуальные
• наглядно-информационные
Коллективные - родительские собрания, дни открытых дверей,ролевые игры, круглые столы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.
Наглядно-информационные - выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, музей для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» - короткие новости», др.
Индивидуальные - консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, поручения родителям и др.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- Совместные досуги, праздники.
- Участие родителей в выставках.
- Семинары – практикумы.
- Устные педагогические журналы.
- Игры с педагогическим содержанием.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей. Обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
- помощи в оформлении помещения;
- пошиве праздничных костюмов;
- подготовке отдельных номеров;
- изготовлении сюрпризов и подарков;
- подготовке праздничного стола.
Правила конструктивного взаимодействия
Перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, поэтому целесообразно придерживаться таких правил:
• Говорить с родителями только о том, судить, о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
• Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
• Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю может быть, я не совсем права, но все-таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
• Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор.
• Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел.
• Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать сваю компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы в воспитании и развитии детей, в обращении с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности.
• Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
• Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап.
• Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
• Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно- ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.
• Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
• Стенд или книжка раскладушка с материалами, подготовленными и обсужденными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, четко структурируя содержание.
• Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.