Патриотическое воспитание дошкольников
консультация на тему
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят часто негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года целесообразно возвращаться к тем темам, которые с детьми изучили ранее.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским и к татарским промыслам – формирование элементарных знаний о правах человека— расширение представлений о городах России, Татарстанга;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.
Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений можно запланировать изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по городу»). Приобщая детей к русской и татарской культуре, необходимо рассказывание и чтение русских и татарских народных сказок. Можно послушать в аудиозаписи русские, татарские народные песни, заучить потешки. Обязательно знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства. Можно смотреть мультфильмы на двух языках. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. С произведениями народного фольклора необходимо знакомить детей в основном вне занятий.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому необходимо ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Науруз», «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день», «Сабантуй» ,«День защитников», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделять самой подготовке праздника: знакомить детей с особенностями праздника, учитывая его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.
Осуществляя музыкальное воспитание детей, необходимо работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Так на занятиях татарского языка дети знакомятся с традициями и культурой нашей республики. С удовольствием участвуют в народных татарских праздниках «Масленица», «Науруз», знакомятся с традициями предков на занятиях в мини-музее.
На занятиях по физической культуре знакомятся с играми различных народов, проводят музыкально-спортивные развлечения: «День Защитника».
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и музыкальными руководителями дает ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, мы воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовывается в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдая за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, мы приучаем их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В своей работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь - анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств:
Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы;
- консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
- совместные конкурсы поделок из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
- совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья». Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.
- досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «А,ну-ка,папы»;
- поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции,; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Родителей можно назвать первыми учителями ребёнка, они несут ответственность за воспитание детей, и именно совместная работа детского сада и семьи позволяет вырастить настоящего гражданина своей страны.
Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Используемая литература:
1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с .
Формы методы работы с родителями
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания | Круглый стол; вечер вопросов и ответов; встречи по интересам; игры; походы; родительские вечеринки и др. |
Дни открытых дверей | Педагогическая гостиная, клуб по интересам |
Беседы | 15-минутки; дискуссии; чайные паузы и др. |
Консультации | Телефон доверия; устные журналы; семинары-практикумы и др. |
Анкетирование | Тестирование; видеоопрос |
Информационно-стендовый материал | Выпуск собственной газеты, журнала; памятки; рекламки; выставки-презентации и т.д. |
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте
I блок «Мой родной Татарстан»
№ п/п | тема | Форма работы | срок |
1 | Казань – столица Татарстана | Беседа с рассматриванием иллюстраций | октябрь январь |
2 | Флаг, герб, гимн | Рассматривание, прослушивание, рассказ воспитателя о геральдике | октябрь февраль |
3 | Знаменитые люди Татарстана | Беседа | в течение года |
4 | Татарские узоры | Аппликация, рисование | январь февраль |
5 | Национальности нашей республики | Беседа, рассматривание кукол в национальных костюмах | январь май |
6 | Природа нашего края (города) | Занятие-беседа | в течение года |
7 | О городах Татарстана (Бугульма, Альметьевск, Набережные Челны и др. | Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя | ноябрь |
8 | Сказки, фольклор татарского народа | Чтение сказок, поговорок, пословиц, частушек, стихов | в течение года |
9 | Мой край - Татарстан | Аппликация, рисунки, лепка – выставка детских работ | ноябрь апрель |
10 | Украсим костюм | Дидактическая игра (элементы национального костюма) | ноябрь март |
11 | Мой родной край | Экскурсия в краеведческий музей | апрель |
II блок «Город мой – гордость моя»
1 | Моя родная Казань | Беседа | октябрь |
2 | Казань | Рассматривание альбома с фотографиями | март сентябрь |
3 | Хочу вам представить… | Рассказы детей о семье | к 8марта, к 23февраля |
4 | Я живу на улице… | Рассказы детей | октябрь декабрь |
5 | Знакомьтесь – это наш детский сад | Беседа, рисование | февраль |
6 | Казань и её люди | Встреча с интересными людьми | февраль |
7 | Детский сад и я | Рисование, лепка, моделирование | апрель май |
8 | Это все - Татарстан | Чтение стихотворений о родном крае | апрель май |
9 | Где это находится? | Дидактическая игра о достопримечательностях города | январь апрель |
10 | Вот они, парки и скверы… | Экскурсия | май |
11 | Мой любимый город | Рисование, аппликация | ноябрь май |
12 | Золотые руки (о профессиях) | Беседа, рисование | октябрь март |
III блок «Никто не забыт, ничто не забыто»
1 | Аллея героев | Экскурсия, беседа | сентябрь |
2 | Их подвигом гордятся внуки | Рассматривание иллюстраций, беседа о воинах | декабрь февраль май |
3 | Литературные чтения | Чтение произведений о войне | февраль май |
4 | Будем в армии служить… | Рисование | февраль март |
5 | Встреча с ветеранами войны | Беседа, концерт | февраль май |
6 | Наша армия родная | Рисунки, аппликация | январь апрель |
7 | Красная ромашка | Конкурс чтецов (стихи о войне) | апрель |
8 | Наш город – родина 12 героев войны | Беседа с показом фотографий героев | апрель май |
9 | На страже Родины | Моделирование боевой техники из бросового материала | март апрель |
10 | Создание «Панорамы боевых действий» | Моделирование | в течение года |
11 | Песни войны | Прослушивание и разучивание песен о войне | февраль апрель |
12 | Мы поздравляем ветеранов | Концерт | май |
13 | День Победы | Конкурс рисунков, аппликаций, поделок | май |
IV блок «Нефтяной край»
1. | Беседа о «черном» золоте | Беседа с рассматриванием иллюстраций | сентябрь |
2. | Я б в нефтяники пошел, пусть меня научат… | Рисование, лепка | октябрь ноябрь |
3. | Аллея нефтяников | Изготовление поделок с родителями | ноябрь |
4. | Татарсан – республика нефтяников | Беседа-занятие | январь |
5. | Встреча с нефтяниками | Встреча с родителями | апрель |
6. | Кем быть? | Дидактическая игра | март |
7. | Вернисаж | Выставка детских работ | апрель |
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Как воспитать маленького патриота?
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду и в семье,
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Работа по патриотическому воспитанию:
1. «Край родной Татарстан» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.
2. «Мы славим город свой » — Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
3. «Быт и традиции» — Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.
4. «Флаг, герб и гимн Российского государства» — Цели: знакомство детей с государственной символикой России.
5. «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;
6. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
7. «Как чуден наш родной язык» — Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.
Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...