Музыкальное воспитание детей в семье
методическая разработка на тему
Консультация для педагогов ДОУ и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_detey_v_seme.docx | 19.25 КБ |
muzykalnoe_vospitanie_detey_v_seme.pptx | 1.57 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание детей в семье.
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Большинство детей до трёх лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к неё отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни в семье, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Задачи музыкального воспитания детей в семье, используемый репертуар.
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
- Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
- Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
- Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно «проникается» народно - песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку, как «взрослую» так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.И.Чайковского М.И.Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта.
Виды музыкальной деятельности в семье
Пение
Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении.
Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни.
Музыкально - ритмические движения
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.
Слушание музыки в семье
Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.
Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах
Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.
Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий), правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Методы музыкального воспитания и обучения в семье.
- Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Чем больше ребенок слушает классическую, либо народную музыку, тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, и накопит слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
- Наглядно-зрительный метод – этот метод так же важен в обучении дошкольников. Это и всевозможные рассматривания картин с изображением того времени, когда была сочинена музыка, и рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, одежды той эпохи.
- Словесный метод. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие.
- Практический метод позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества (Обучение пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально - ритмическим движениям).
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.
Самая активная форма руководства взрослого – это совместное слушание музыки, совместное пение или игра на музыкальных инструментах, игры с музыкой и т.д.
Менее активной формой руководства взрослого будет слушание аудио-сказок, музыки к мультфильмам.
Самостоятельной и более свободной формой музыкальной деятельности является слушание музыки одновременно с другой деятельностью.
Музыкальное воспитание в семье очень важно для разностороннего развития детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до трёх лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка . Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень .
Задачи музыкального воспитания детей в семье, используемый репертуар. Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; - Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность); - Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л.Бетховена , Ф.Шуберта , Ф.Шопена , П.И.Чайковского М.И.Глинки ) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди , И.С.Баха , В.А.Моцарта .
Виды музыкальной деятельности в семье Пение Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении .
Музыкально - ритмические движения Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев . На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях.
Слушание музыки в семье Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию. В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания, правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки .
Методы музыкального воспитания и обучения в семье. Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Чем больше ребенок слушает классическую, либо народную музыку, тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, и накопит слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности. Наглядно-зрительный метод – этот метод так же важен в обучении дошкольников. Это и всевозможные рассматривания картин с изображением того времени, когда была сочинена музыка, и рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, одежды той эпохи. Словесный метод . Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Практический метод позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества (Обучение пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально - ритмическим движениям ).
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. Самая активная форма руководства взрослого – это совместное слушание музыки, совместное пение или игра на музыкальных инструментах, игры с музыкой и т.д.
Менее активной формой руководства взрослого будет слушание аудио-сказок, музыки к мультфильмам. Самостоятельной и более свободной формой музыкальной деятельности является слушание музыки одновременно с другой деятельностью. Музыкальное воспитание в семье очень важно для разностороннего развития детей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей : "Музыкальное воспитание детей в семье"
Дошкольное детство... «От меня до пятилетнего ребенка - один шаг, а от пятилетнего ребенка до новорожденного громадное расстояние» - так образно выразил Л.Н.Толстой мысль о своеобразии и неповто...
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Материал для родителей...
Музыкальное воспитание детей в семье. Консультация для родителей.
Данная консультация содержит рекомендации для родителей о том, как учить детей слушать музыку в домашних условиях....
Музыкальное воспитание детей в семье.
Задачи музыкального воспитания детей в семье, воспитание интереса к музыке, памятка для родителей....
Сотрудничество с родителями как одна из возможностей музыкального воспитания детей в семье
В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной дея...
презентация для родителей "Музыкальное воспитание детей в семье"
презентация для родителей о музыкальном воспитании детей в семье...
Музыкальное воспитание детей в семье
Советы родителям по вопросам музыкального воспитания детей в семье...