Музыкальное воспитание детей в семье
методическая разработка на тему

Зайцева Людмила Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ и родителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание детей в семье.

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Большинство детей до трёх лет не посещают дошкольные учреждения.  Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к неё отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни в семье, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Задачи музыкального воспитания детей в семье, используемый репертуар.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

- Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

- Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

- Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить  основы для будущего профессионального обучения.

Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии  с раннего детства, он естественно «проникается»  народно - песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать  и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку, как «взрослую» так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.И.Чайковского М.И.Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта.

Виды музыкальной деятельности в семье

Пение

Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении.

Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни.

Музыкально - ритмические движения

Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.

Слушание музыки в семье

Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.

Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.

В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах

Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий), правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Методы музыкального воспитания и обучения в семье.

- Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Чем больше ребенок слушает классическую, либо народную музыку, тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, и накопит слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

- Наглядно-зрительный метод – этот метод так же важен в обучении дошкольников. Это и всевозможные рассматривания картин с изображением того времени, когда была сочинена музыка, и рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, одежды той эпохи.

- Словесный метод. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие.

- Практический метод позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества (Обучение пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально - ритмическим движениям).

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.

Самая активная форма руководства взрослого – это совместное слушание музыки, совместное пение или игра на музыкальных инструментах, игры с музыкой и т.д.

Менее активной формой руководства взрослого будет слушание аудио-сказок, музыки к мультфильмам.

Самостоятельной и более свободной формой музыкальной деятельности является слушание музыки одновременно с другой деятельностью.

Музыкальное воспитание в семье очень важно для разностороннего развития детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальное воспитание детей в семье.

Слайд 2

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до трёх лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка . Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень .

Слайд 3

Задачи музыкального воспитания детей в семье, используемый репертуар. Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Слайд 4

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; - Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность); - Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Слайд 5

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л.Бетховена , Ф.Шуберта , Ф.Шопена , П.И.Чайковского М.И.Глинки ) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди , И.С.Баха , В.А.Моцарта .

Слайд 6

Виды музыкальной деятельности в семье Пение Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении .

Слайд 7

Музыкально - ритмические движения Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев . На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях.

Слайд 8

Слушание музыки в семье Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию. В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.

Слайд 9

Игра на детских музыкальных инструментах В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания, правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки .

Слайд 10

Методы музыкального воспитания и обучения в семье. Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Чем больше ребенок слушает классическую, либо народную музыку, тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, и накопит слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности. Наглядно-зрительный метод – этот метод так же важен в обучении дошкольников. Это и всевозможные рассматривания картин с изображением того времени, когда была сочинена музыка, и рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, одежды той эпохи. Словесный метод . Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Практический метод позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества (Обучение пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально - ритмическим движениям ).

Слайд 11

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. Самая активная форма руководства взрослого – это совместное слушание музыки, совместное пение или игра на музыкальных инструментах, игры с музыкой и т.д.

Слайд 12

Менее активной формой руководства взрослого будет слушание аудио-сказок, музыки к мультфильмам. Самостоятельной и более свободной формой музыкальной деятельности является слушание музыки одновременно с другой деятельностью. Музыкальное воспитание в семье очень важно для разностороннего развития детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Музыкальное воспитание детей в семье"

Дошкольное детство... «От меня до пятилетнего ребенка - один шаг, а от пятилетнего ребенка до новорожденного громадное расстояние» - так образно выразил Л.Н.Толстой мысль о своеобразии и неповто...

Музыкальное воспитание детей в семье. Консультация для родителей.

Данная консультация содержит рекомендации для родителей о том, как учить детей слушать музыку в домашних условиях....

Музыкальное воспитание детей в семье.

Задачи музыкального воспитания детей в семье, воспитание интереса к музыке, памятка для родителей....

Сотрудничество с родителями как одна из возможностей музыкального воспитания детей в семье

В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной дея...

презентация для родителей "Музыкальное воспитание детей в семье"

презентация  для родителей о музыкальном воспитании детей в семье...

Музыкальное воспитание детей в семье

Советы родителям по вопросам музыкального воспитания детей в семье...