"Кружок в русской горнице"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Занятия для кружковой деятельности "В русской горнице"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятия кружка | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема. «Во саду ли , в огороде».
Прогр.сод. Закрепить знания детей об овощах, фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки». Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Ход занятия.
Дети приходят в комнату русского быта. Дети рассказывают хозяйке о том, как провели лето, как помогали родителям на огороде, саду
Хозяйка загадывает загадки, а отгадки дети находят на ощупь и выставляют картинки с изображением этого овоща, фрукта.
1. Сидит красна девица в темнице, а коса на улице.
2. Сарафан на сарафане,
Платье на платьице,
А как станешь раздевать,
До сыта наплачешься.
3. Сто одёжек и все без застёжек.
4. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю –
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
5. Красная, в земле растёт,
Над землёй зелёный хвост.
Без неё не будет детям
Ни борща, ни винегрета.
6. Ни окон, ни дверей,
Полна горница людей.
Он лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
7. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали
Не одну нашли, а много.
Хозяйка : Морковь, лук, капуста, помидор, свёкла, огурец. Как назовём одним словом?
Дети: Овощи.
Хозяйка : А вы знаете, где растут овощи?
Дети: В огороде, в поле.
Хозяйка : Кто выращивает овощи?
Дети: Люди.
Хозяйка : Расскажите как растут овощи. Что делали люди.
Ответы детей. Рассказывают, выбирая нужную карточку:
- приготовили грядки,
- посеяли семена, взошла морковь, люди её пололи, рыхлили, полив
Хозяйка : А кто ещё, кроме людей, помогал расти?
Ответы детей:
- Солнце согревает землю, даёт свет растениям.
- Почва кормит растение. В ней находятся корни растения, оно растёт.
- Растения дышат, им нужен воздух.
- Человек рыхлит почву мотыгой.
- То же самое, только без мотыги, делает дождевой червь.
- Дождь поливает.
- Птицы склевывают с листов гусениц.
Хозяйка: Расскажите, зачем выращивают овощи.
Дети: Овощи содержат много витаминов для роста и развития человеческого организма.
- готовят супы, салаты.
Хозяйка : Кто ещё питается растениями?
Дети: Животные.
Хозяйка : «А сейчас послушайте сказку «Мужик и медведь».Почему медведь обиделся на человека?
Дети: Медведю достались несъедобные части растения.
Игра «Вершки и корешки».
На чёрный поднос положить овощи, у которых в пищу идут только корешки.
На зелёный поднос положить овощи, у которых в пищу идут только вершки.
А какие овощи остались на розовом подносе?
Хоз-ка: Морковь, лук, свёкла – это корнеплоды.
Занятие 2.
Тема. «Гуляй, да присматривайся».
Прогр.сод. Рассказ об осенних месяцах, их приметах. Формировать заботливое отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите. Дидактическая игра «С какого дерева детки».
Разучивание песенки-попевки.
Ход занятия.
Хозяйка встречает детей, предлагает вспомнить экскурсию в парк.
--Скажите, какое сейчас время года? Какие осенние месяца вы знаете?
Сентябрь—первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Его в народе еще называют златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют почему).
Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь—месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Дети. Листопадом.
Хозяйка. «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? Октябрь капризный месяц. За день погода может меняться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Послушайте их:
Поздний листопад—к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям—к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью—к мягкой зиме.
Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).
Какие улетают чуть позже?
Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Хоз. Какие птицы улетают последними?
Дети. Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Хоз. Все птицы улетают по-разному: Журавли летят клином, утки—правым фронтом, а гуси летят косяком.
Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети. Перелетными птицами.
Хоз. А птиц, которые зимуют у нас?
Дети. Зимующие птицы.
Хоз. В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
Хоз. Чем занимаются люди в октябре?
Дети. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.
Хоз. Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.
Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
( «Ворота зимы», «предзимник»)
Ведущий. Чем занимаются лесные жители в ноябре?
Дети. Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.
Хоз. Какие работы у людей в ноябре?
Дети. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.
Хоз. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
( В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.)
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму.
Затем Хозяйка проводит с детьми дидактическую игру «С какого дерева детки?». На столе лежат листья, плоды различных деревьев. Дети угадывают с какого это дерева.
В заключении разучить попевку «Восенушка-осень»:
Осень, осень, осень,
Гости недель восемь!
Со громами сильными,
С дождями, ливнями.
Лей-ка, дождик, с неба—
Больше будет хлеба!
Занятие 3.
Тема. « Хлеб—всему голова».
Прогр.сод. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.
Познакомить с новыми и закрепить знакомые пословицы о хлебе.
Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него. Продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: хлеб белый и черный, рушник, серп, колосья, сито, мука, тесто, иллюстрации: борона, цепы, мельница, снопы, печенье «шарики», хохломская посуда.
Словарная работа: нива, жито, рожь, пшеница, хлеб-батюшка, ржаной, калачи, зерно, колос, серп, именинный сноп, молотьба, жернова, цепы.
Ход занятия
Хозяйка : Осень в каждый дом пришла, урожай принесла. На полях собран самый главный урожай. А что это за урожай попробуйте отгадать. Отгадка лежит у меня на столе под салфеткой.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним. (хлеб)
- Хлеб собирают в ясный, погожий день. В этот день люди солнышко зазывали, закликали. Ребята, а вы заклички знаете?
Солнышко. высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем.
Будем жито жать, тебя в гости ждать.
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтоб до небес дорос,
Матушка – рожь,
Чтобы встала стеной сплошь.
- В старину хлеб почитали и уважали. О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их:
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Нет хлеба - нет обеда.
Хлеб – батюшка, водица- матушка.
Ржаной хлебушко - калачам дедушка.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
В далеком прошлом хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили: «Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился».
Чтобы хлеб взрастить, нужно сначала землю приготовить: вспахать, поборонить, удобрить. Потом посеять зерно (показ зерен пшеницы, овса). А уж как поспеет пшеница, брали люди в руки серпы вострые: колосья срезали, да в снопы вязали (рассматривание пшеничных колосьев, серпа, иллюстраций с изображением снопов).
Давайте, дети, поиграем в русскую народную игру «Земледелец» (Дети становятся в два ряда поровну, лицом друг к другу. Расстояние между рядами около пяти шагов. Начинают петь песню и мимически проделывают все, о чем говорится в тексте. При пении первого куплета делают вид, что сеют рожь, вынимая зерна из лукошка; второго куплета – подражают жнецам, жнут рожь и вяжут снопы; третьего куплета – делают вид, что молотят рожь цепами, поворачивая снопы; четвертого куплета – опускаются на одно колено, а на другое – на руки кладут голову, имитируя сон; пятого куплета – быстро встают и делают руками в воздухе вращательное движение: это мельничное колесо; шестого – подражают пекарю, месящему тесто, и в конце делают вид, что едят вкусные булочки).
Сей-ка, сей, мужичок – 2 раза
Сей да песню пой пойдет работа впрок – 2 раза
Стала рожь созревать – 2 раза
Ну-ка, со серпом мы жать ее пойдем – 2 раза
Уж пора молотить – 2 раза
Будем дружно бить цепами по снопам! – 2 раза
Мужичок наш устал; – 2 раза
Крепко спит родной, работал день – деньской – 2 раза
Мальчик стал работать; - 2 раза
Намолол муки он полные мешки! – 2 раза
Будем тесто месить! – 2 раза
Эй, пекарь, скорей нам булок, сухарей – 2 раза
- Не легко давался хлебушек. Не зря в народе говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол его положишь». А работа быстрее спорилась с песнями, попевками. Послушайте маленькую песенку, которую пели, обращаясь к хлебному полю – ниве.
«Нива золотая»
Принеси нам хлеба,
Стебелек – до неба!
- Загадаю–ка я вам загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.
Золотист он и усат
В ста карманах – сто ребят (колос).
Вырос в поле дом
Полон дом зерном (колос).
Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (сноп)
Стоит Петруха – соломенное брюхо (сноп)
- Последний сноп считался именинным (вносится именинный сноп). Именинный сноп в старину имел много чудесного: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину. Зерна из этого снопа считались целебными против болезней птиц и людей. Без именинного снопа не бывало и посева. Мсесто такому снопу – в красном углу, с солонкой с солью, с зажженой свечой.
Собрали урожай, а как же из колосьев хлеб получить? Брали крестьяне цепы (показ) и молотили ими колосья, зернышки из колосьев и вылетали. Пословица говорит: «Зернышко к зернышку – будет мешок». Сжатое и обмолоченное зерно везли на мельницу (показ). И про нее люди придумали загадки:
Стоит баба на юру, руками машет.
А что ест, тем и люди сыты.
Крыльями машет, а улететь не может
Давайте поиграем в игру «Мельница» (Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом поют
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумел остановиться вовремя, выбывает из игры)
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней твориться!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
А как называется этот порошок? (мука показ). Вот зерно в муку смололи, пришло время для следующей загадки.
Из – под липова куста
Бьет метелица густа (муку сеют)
Чтобы хлеб или пирог получились пышными, муку нужно просеять (привлекают детей к просеиванию муки). Отгадайте ещё одну загадку
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня! (тесто)
Дети рассматривают готовое тесто, нюхают его.
- Ребята, какие еще изделия пекут из муки? (блины, пироги, печенье, баранки и т.д.) А в одной русской народной сказке дед просил бабу тоже что-то испечь. Что? (колобок). Вот примите от них угощение (раздача печенья «шарики»)
Вот видите, ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть на стол. Давайте же и мы, как наши далекие предки, любить, уважать и бережно обращаться с хлебом.
У народа есть слова
«Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Занятие 4.
Тема. «Осень пахнет капустой».
Прогр.сод. Дать детям представление о народном празднике – Сергей-капустник, познакомить с его обычаями и обрядами.
Познакомить детей с тем, как квасили капусту на Руси, учить принимать участие в заготовке капусты.
Показать детям красоту русской народной обрядовой поэзии в приговорах, хороводе, пословицах.
Прививать детям интерес и любовь к обычаям и традициям своего народа.
Материал: капуста, корыто, тяпка, бочонок, полотенце, косынки, фартуки, морковь, терка, соль.
Словарная работа: квасить, тяпка, бочка, корыто, Сергей-капустник, вилок, кадушка, лихое.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок о капусте, загадывание загадок об овощах, хоровод «Вейся, капустка», русская народная игра «Капуста», заучивание считалки «Зайчишка-трусишка».
Ход занятия
Хозяйка. Добро пожаловать гости званые и желанные. Сегодня я расскажу вам об одном старинном обычае русского народа – о капустных вечерках! Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.
Один из таких праздников в народе называли Сергей-капустник и отмечали его в октябре. Именно с этого праздника было принято на Руси квасить на зиму капусту. Часто выручала она людей во время голода. Поэтому и сложил русский народ про нее поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят».
Квашеная капуста очень полезна для здоровья. В ней много витамина С. Сок квашеной капусты применяется в народной медицине при заболеваниях. А еще, в старые времена девицы умывались соком квашеной капусты для того, чтобы кожа была белая да гладкая.
- Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о капусте?
1 ребенок. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
2 ребенок. Осенью ни один рот без капусты не живет.
3 ребенок. Без капусты щи не густы.
4 ребенок. Премудрость во щах, вся сила в капусте.
- Чтобы капуста выросла тугой, белой и вкусной, много трудились люди да складывали об этом разные потешки и заговоры.
Капуста виласта
Не будь голенаста,
А будь пузаста!
Не будь пустая,
А будь тугая,
Вкусная да молодая.
- В старину первый росток капусты прикрывали чугунком или глиняным горшком (показ), сверху накрывали белой тряпочкой и клали камень при этом приговаривали: «Как горшок большой, как тряпка бела, как камень тверд, так и вилки капусты будьте большие, белые, крепкие». Чтобы капуста уродилась тугая, девушки и парни завивали хоровод. Давайте и мы с вами заведем хоровод про капустку белокочанную.
Хоровод «Вейся, вейся, капустка»
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу.
Вейся, вейся, капустка
Вейся, вейся, белая
Как же капустке не вится
Как же не ломиться
Выпал частый дождик,
Сильно поливает
Белую капустку ломает.
Ведущий ведет детей «змейкой».
Да мы уж вьем,
Мы всем капустыньку,
Да завиваем золотой кочешок,
Да завиваем приговариваем:
Да я у батюшки в терему,
Да я у матушки высоко.
Хоровод движется «завивается улиткой».
Вейся, завейся, капустка
Вейся, завейся, белая
Вейся, развейся капустка
Вейся, развейся, золотой кочяшок.
Движения повторяются в обратном порядке – капуста «развивается».
- В заготовке капусты на зиму хозяйке помогали соседки да молодые девушки. В старину капусту для засолки шинковали в деревянных корытах (показ) и пользовались вот такими орудиями – тяпочкой или сечкой.
Вы, ребята не зевайте
И хозяйкам помогайте.
Вот капуста ядреная,
Сечки наточенные.
Эй, подружки, выходите
Да капусту порубите.
- Но сначала давайте немного потренируемся.
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
(дети хором произносят стихотворение и сопровождают его соответствующими действиями.
Хозяйка: Как много капусты нарубили! Чтоб капустка была сочна да вкусна, её не только рубят, а, ещё посолив, жмут и мнут, чтоб сок родимая дала. А добавив в капусту морковку, клюкву или бруснику, она будет не только вкусной, но и красивой.
(Дети солят капусту, перемешивая с морковью).
Складывали готовую капусту в деревянные бочки – кадушки. (Перекладывание капусты в бочонок).
Вот мы и закончили. Недаром говорится – «дело мастера боится».
На капустниках не только рубили капусту, но успевали и песни попеть, и пошутить, и в игры поиграть, да суженных выбирать. Давайте и мы поиграем.
(Игра «Капуста»)
Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают предметы, означающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбирается считалкой хозяином:
Зайчишка – трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Капусту нашел,
Сидит, грызет,
Ай, кто-то идет!
Он садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
Я на камешке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу.
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает. Тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет капусты, объявляется победителем.
Хозяйка: ребята, сегодня вы не только узнали про Сергеев день – капустник, но и сами помогали в заготовке капусты. Ведь в октябре капуста на столе – царица! За работу вашу угощу вас пирогами. А начинка-то из капусты белокочанной, вкусной!
(Хозяйка угощает детей пирогами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Русская горница"
Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...
Мини – музей «Русская горница»
Считая необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях, мы создали мини-музей культурно – исторических традици...
Проект Мини музей "Русская горница"
В данном материале раскрывается план работы с родителями каждой возрастной группы ДОУ, который соответсвует комплексно-тематическому плану работы группы....
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....