Проект "Ладушки"
проект (младшая группа) на тему
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ladushki.doc | 639 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Ладушки»
Автор-составитель:
А.А.Куткужина
г.Урай
Содержание
Паспорт проекта ……………………………………………….3
Актуальность проекта …………………………………………..5
SWOT-анализ исходного состояния проблемы…………………………………………………………6
Цели и задачи проекта…………………………………………..8
Целевые группы проекта……………………………………… 8
Механизм реализации проекта………………………………. .9
Календарный план мероприятий.................................................................................10
Ожидаемые результаты……………………………………..... 12
Литература…………………………………………………… 13
Приложение 1 "Конспект тематического занятия".……………………………………………………… 15
Приложение 2"Выставка работ семейного творчества"..................................................................................17
Приложение 3"Семинар-практикум для родителей"…………………….. .18
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Ладушки» |
Основные разработчики проекта | А.А.Куткужина Воспитатель МБДОУ «Детский сад№21» |
Цели и задачи проекта | Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество. Задачи:
3.Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора. 4.Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему. |
Сроки реализации проекта | - I этап (подготовительный) - 11.11.2014 – 14.11.2014г. - II этап (основной) – 17.11.2014 –28.11.2014г. - III этап (заключительный) - 29.11.2014 – 31.11.2014 |
Перечень основных мероприятий реализации проекта |
|
Исполнители проекта |
|
Ожидаемые конечные результаты. |
|
Актуальность темы:
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
SWOT-анализ исходного состояния проблемы
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Нормативно-правовое обеспечение | |
Наличие 1.Локальные акты:
2.Лицензия ДОУ на право ведения образовательной деятельности 3. Свидетельство об аккредитации ДОУ | Отсутствие |
Организационное обеспечение | |
1.Наличие методической литературы по нравственно – патриотическому воспитанию. | 1. Недостаточная проработка занятий по нравственно – патриотическому воспитанию в программе «Из детства в отрочество ». 2. Отсутствие активности родителей к жизни дошкольного учреждения. |
Кадровое обеспечение | |
Готовность педагогов работать в инновационном режиме, организации новых форм образовательного процесса. | |
Материально-техническая база | |
1.Наличие: - зданий, помещений; - музыкального оборудования; - физкультурного оборудования; - медицинского оборудования; 2.Наличие библиотечного фонда: - детской художественной литературы; 3.Наличие видео-аудиотехники. | Недостаточное количество современного учебно-дидактического материала: - дидактических развивающих игр по нравственно – патриотическому воспитанию. - учебно-методической литературы по нравственно – патриотическому воспитанию. |
Проблема
Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества.
Цель проекта:
Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.
Задачи проекта:
- Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
- Эмоционально обогатить детей теплом поэзии.
- Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.
- Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
Целевые группы проекта:
Целевые группы | Их интересы |
Дети 3-4лет | Развитие познавательного интереса к окружающему миру. |
Родители | Участие в жизни группы. |
Педагоги | Реализация творческого потенциала. Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения |
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) Вторая младшая группа | 11-14 ноября | - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. - поиск различных средств достижения цели. |
II этап (основной) | 17-28 ноября | -Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок. -Чтение русских народных сказок. -Тематическое занятие «Литературный калейдоскоп». -Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам. -Кукольный театр по сказкам. -Развлечение. -Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда». |
III этап (заключительный) | 29-31 ноября | - Анализ и классификация собранного материала. -Напечатание продукции. -Выставка наглядного материала. |
Сроки реализации проекта
С 11 по 31 ноября 2014г.
Календарный план мероприятий
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | |
11-14 ноября | Детские народные игры с использованием закличек, прибауток, пословиц, поговорок, загадок. | 1.Знакомство с проектом. 2.Обсуждение и выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. 3.Определение содержания деятельности. | |
17-28 ноября 21 ноября 28 ноября 26 ноября | 1.Ежедневное разучивание потешек, прибауток, песен, загадок, пословиц, поговорок. 2.Ежедневное чтение русских народных сказок. 3.Ежедневное рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам. 4.Кукольный театр «Кот, петух и лиса», «Теремок». 5.Тематическое занятие «Литературный калейдоскоп». | Совместная деятельность родителей с детьми: 1.Просмотр мультипликационных фильмов по народным сказкам. 2.Беседы о героях сказок. Семинар-практикум для родителей: «Хорошая речь - слаще меда»(19ноября) | |
29-31 ноября | 1.Выставка художественной литературы. 2.Беседа-игра:«Ладушки-ладушки где были? Что делали?» | Изготовление печатной продукции. Выставка. |
Ресурсное обеспечение:
Кадровое обеспечение
Должность | Образование: вуз, год окончания, специальность | Категория |
1.Воспитатель: Е.В.Карнаухова | Высшее, «Челябинский государственный педагогический университет» 2014г. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение
Имеется | Необходимо приобрести |
Комплексная программа «Радуга» под редакцией Доронова Т.Г. Детская художественная литература для чтения. | Дидактические игры. Комплекты иллюстраций по народным сказкам, художественная литература для детей, комплекты кукол для театра |
Ожидаемые результаты:
- Знакомство с устным народным творчеством.
- Обогащение и активизация словарного запаса детей.
- Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Проделанная работа достигла своей цели. У детей развивается интерес к окружающему миру, к русской культуре.
Приложение 1
Тематическое занятие «Литературный калейдоскоп»
Цель: помочь детям вспомнить знакомые сказки ,создать условия для диалога, Обогащать речь детей.
Ход занятия:
Входит воспитатель в русском сарафане, в руках лукошко с игрушками.
Воспитатель: Ребята, к вам пришла бабушка Арина, она любит рассказывать сказки. А наряд у меня русский национальный, который носили очень давно ваши прапрапрабабушки. Я вас приглашаю в сказку.
Дети прячутся в домик.
Бабушка Арина:
Стоит терем-теремок,теремок,
Он не низок, не высок.
Подойду, постучу.
Подойду и спрошу.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Дети отвечают: мы.
Бабушка Арина: Пришла я к вам в гости, хочу с вами поиграть, загадки загадать, сказки рассказать.( Садится на скамейку) Послушайте-ка кто это?
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Днем распевает, время считает.
Дети: Петушок.
Бабушка Арина: Молодцы, правильно. (Достает игрушечного петушка)
Ночь прошла, темноту унесла,
Замолчал сверчок, запел петушок.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Запел петушок, тут и солнышко яркое выглянуло. А знаете ли вы сказки?
Давайте поиграем в игру «Угадай сказку».По иллюстрациям дети называют сказки.
Бабушка Арина: «Летят гуси, высоко летят, переговариваются: га-га-га, га-га-га.
Какие мы молодцы! Украли Ванюшку. Баба Яга похвалит нас, наградит.»
О чем это гуси толкуют? Спасла сестра братца? Как это ей удалось?
(Дети рассказывают.) «А вот медведь с коробом. Собирается сесть на пенек и съесть пирожок. Откуда у медведя пирожки? Съел он пирожок?»
(Дети рассказывают)
А теперь мы отправимся в сказочный лес.
Встреча с зайцем (игрушка) В каких сказках есть зайчик?
Встреча с лисонькой (игрушка) Назовите сказки с лисичкой?
Встреча с котиком (игрушка)
Дети рассказывают потешку про кота.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород-
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Игра «Кот и дети»
Бабушка Арина: Ладушки-ладушки, испекла я вам оладушки.
(Угощение)
Приложение 2
Семинар-практикум «Хорошая речь-слаще меда»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение волнения и тревоги, и детям и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.
«Подари улыбку другу» Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки.
Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом,
Тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.
«Найди пару» Родители и педагоги идут по залу со словами: «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе. Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «к тебе»,образует с ним пару.(Игра повторяется 2-3раза).
«Улыбнуться не забудь» Родители образуют два круга - внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка.
Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки. Образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют.
Руки ты можешь мне протянуть,
Руки ты можешь мне протянуть:
Правую руку, левую руку.
И улыбнуться мне не забудь.
Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего. Ведущий делает какой-либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами(стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем).Варианты приветствия: если ведущий покажет палец, игроки кивают; покажет два пальца - обмениваются рукопожатием; три пальца - кладут руки на плечи друг другу; четыре пальца – обнимаются.(Игра повторяется 4-5 раз.).
(Родители рассаживаются за круглым столом.)
Ведущий: Вы знаете, что в настоящее время мы работаем над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется « пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, - лучший период для формирования любви к малой родине.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что вызывает отклик в душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.
Фольклор, охватывая в своих многочисленных жанрах все стороны нашей многогранной жизни, является одной из форм общественного сознания. Устной формой народной истории, памятью о жизни ушедших в прошлое предков, своеобразной народной философией. Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра. Красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интернациональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии.
Детские фольклорные произведения с их веселыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствуют глубинному овладению богатствами родного языка, развитию речи.
Особое место занимают колыбельные песни. Колыбельная матери - начало начал. Современные мамы поют ли колыбельные песни своим малышам?
Задание: (под песню « Спи, моя радость, усни») На листе бумаги написать несколько строчек колыбельной песни. Прочитать. Три человека приглашаются в центр. Им даны пупсы и текст колыбельной песни. Нужно укачать «малыша».
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Исследования показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение , действуют на ребенка успокаивающе. Они несут свет и добро, а в народной педагогике рассматриваются как обереги.
Одним из жанров народного творчества являются уговорушки.
Задание: Когда ваш ребенок капризничает, плачет, выражает протест, как вы решаете данную ситуацию? (ответы родителей).
Представьте такое…Малыш заплакал. Вы вздыхаете: который раз на дню, сто первый? Какой-то день сегодня слёзный, без капризов – ну никак! Эх, доведет – взорвусь! Отшлёпаю.
Постойте, постойте, о чём это Вы? А где ваша мудрость, терпение, такт? Устали? Бывает. Но он-то причём? Что, взяли себя в руки? Прекрасно. Теперь давайте с ним поговорим… А то – и поиграем! Вы готовы?
Прочитайте стихи: а вдруг да попадётся на глаза мирилка или ворчалка, которая ни дать, ни взять – из Вашей ситуации.
( Родителям розданы листы с текстом)
К эффективным средствам воспитания относится всё устное народное творчество: песни – пляски, красота быта, одежда, труд, игры, досуг.
Пословицы- это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра». (В.И. Даль)
В пословице заключена оценка жизни, отражены наблюдения народного ума.
(Родители делятся на группы, им даны пословицы и поговорки)
Задание: продумать и продемонстрировать ситуации, в которой они используют пословицу или поговорку с ребёнком.
Ребёнка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь. Давайте проведём словесную игру.
«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник игры берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чём или о ком идёт речь. Затем родители придумывают загадки об этих предметах.
Как «отвлекающий манёвр» с детьми мы, педагоги, используем физминутки с потешками, народные игры – забавы.
Используя в своей речи устное народное творчество, мы можем воспитать достойное поколение, настоящих патриотов.
Рефлексия: ваше мнение по теме семинара.
Литература.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авторы-составители: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006.-180с.
- Естествознание, изобразительная деятельность, художественный труд/пособие,
Тематическое планирование занятий/Авторы-составители: В.Ю.Дьяченко, О. В. Гузенко, И. А. Швецова, Г.А.Мирошниченко/Волгоград-2007г.-300с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова / — М.: Академия, 2000. — 416с.
- Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104.
- Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2006. – 76с.
- Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]: // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2004. – 444с.
- МуравьеваО. О пользе «материнской поэзии» [Текст]: // Дошкольное воспитание. 1998г. - №3. - С.99-107.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192с.
- Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст]: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. – М.: Владос, 2005. – 144с.
- Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации[Текст]: – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72с.
- Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003.