Система сотрудничества с семьями воспитанников в дошкольных организациях
методическая разработка на тему

Кучакова Инна Евгеньевна

Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.

  1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и  тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного  времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.). Важнейшие условия доверительных отношений с родителями – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость, которые не должны исключаться никакими обстоятельствами.
  2. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров (как в плане принятия  управленческих решений, так и в плане участия в педагогическом процессе).
  3. Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности.
  4. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями.

В процессе знакомства с семьями воспитанников педагог постепенно вырабатывает индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создает условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.

  1. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.

В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями:     традиционные     и     нетрадиционные,     индивидуальные    и групповые, очные и дистанционные. Выбор родителями содержания и форм зависит от многих факторов: мотивационной готовности к взаимодействию с детским садом; актуальности предлагаемых тем для общения; индивидуальных различий каждого родителя, связанных с семейными традициями, социальным положением, особенностями здоровья  членов семьи и др.

  1. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.
  2. Принцип творчества означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сотрудничества с семьями воспитанников в дошкольных организациях

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором  все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

            Достижение цели невозможно без решения следующих задач:

  • установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
  • создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
  • оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
  • непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников

Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.

  1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и  тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного  времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.). Важнейшие условия доверительных отношений с родителями – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость, которые не должны исключаться никакими обстоятельствами.
  2. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров (как в плане принятия  управленческих решений, так и в плане участия в педагогическом процессе).
  3. Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности.
  4. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями.

В процессе знакомства с семьями воспитанников педагог постепенно вырабатывает индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создает условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.

  1. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.

В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями:     традиционные     и     нетрадиционные,     индивидуальные    и групповые, очные и дистанционные. Выбор родителями содержания и форм зависит от многих факторов: мотивационной готовности к взаимодействию с детским садом; актуальности предлагаемых тем для общения; индивидуальных различий каждого родителя, связанных с семейными традициями, социальным положением, особенностями здоровья  членов семьи и др.

  1. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.
  2. Принцип творчества означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.

Формы взаимодействия с родителями

Информационные (консультативный пункт для родителей  на базе методического кабинета, оповещения родителей о деятельности МБДОУ через сайт ДОУ, отчеты совместной деятельности педагогов и детей через личные блоги педагогов ; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации,; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.)

Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).

Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).

Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также   их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).

Участие родителей в педагогическом процессе (занятия  с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй;  беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)

Поддержка родителей в саморазвитии и педагогическом образовании

Подход к взаимодействию с семьей связанс понятием , если в центре внимания развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель, развивающийся Педагог.

Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого- педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.

Известно, что механизмом саморазвития в деятельности является метод рефлексивной самоорганизации (или рефлексии), способ преодоления затруднений  не только с наименьшими потерями, но даже, наоборот, с приобретением – приобретением нового опыта, знаний, умений и способностей. Именно такой подход заложен в основу образовательного процесса как с детьми (технология «Ситуация»), так и с их родителями (технология поддержки родителей).

Технология поддержки родителей в повышении психолого- педагогической компетентности

Первый этап.

Самоопределение к развитию себя как родителя.

На начальном этапе необходимо провести мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. С этой целью могут быть использованы анкетирование, беседы, интервью, опросы и др.

Чтобы побудить родителей к размышлению над вопросами о важности непрерывного развития и повышения педагогической грамотности, можно, например, организовать круглый стол «Зачем учиться быть родителем?», предложить высказать мнения по поводу тезиса: «Каждый развивающийся Ребенок   имеет   право   на   развивающегося   Родителя»;   взять     интервью

«Родительство: искусство или призвание?» и т.п.

Одна из главных задач данного этапа – поддержка родителей в нахождении смысла в повышении психолого-педагогической компетентности. Эту задачу невозможно решить без создания условий для самоанализа мамами и папами своего становления в родительстве. С этой целью можно организовать фотовыставку «Папы и мамы: вчера, сегодня, завтра», провести дискуссию «Мой родительский стаж» и др.

На данном этапе могут использоваться такие формы взаимодействия как: круглый стол «Современный родитель – образованный родитель»; интервью «Легко ли быть родителем?»; педагогические беседы «Воспитание ребенка    начинается    с    себя»,    «Учимся    вместе    в    интересах  детей»,

«Родителями не рождаются, а становятся»; диспут «Идеальный родитель: какой он?» и др.

Очень важно, чтобы на данном этапе папы и мамы  могли познакомиться с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. Для этого можно подготовить рекламные проспекты, информационные буклеты, презентации деятельности различных служб детского сада и пр. Помимо традиционных способов, для современных родителей могут быть актуальны такие дистанционные способы получения информации, как ознакомление с Интернет-сайтом детского сада (со специальной рубрикой, посвященной родительскому образованию);  участие в информационных вебинарах, on-line консультациях; получение электронной рассылки с подборкой полезных сайтов, литературы, фильмов о воспитании детей и др. При этом следует учитывать, что любое дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.

Основными итогами первого этапа должны стать: появление у родителей мотивации к повышению психолого-педагогической компетентности, осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования, формирование представлений о ресурсах детского сада (и других организаций города/села) в сфере психолого- педагогической поддержки семьи.

Второй этап.

Конкретизация образовательных запросов родителей.

С целью индивидуализации и конкретизации  образовательных запросов родителей создаются условия для осознания и фиксирования родителями затруднений в воспитании и развитии своих детей (что меня тревожит как родителя; в чем я испытываю затруднения). Вместе со специалистами (воспитателями, педагогами-психологами) родители пытаются разобраться в причинах своих затруднений и конкретизировать цели и задачи своего педагогического образования (каковы причины моих затруднений; что я еще не знаю (не умею) как родитель).

Толчком для родителей к осознанию имеющихся затруднений в воспитании ребенка, к потребности в дополнительной информации и действиях по решению проблем могут послужить различные события и связанные с ними ситуации (например, беседы с другими родителями, консультация с психологом, наблюдения родителей за ребенком в общении с другими детьми, участие в совместных детско-родительских мероприятиях детского сада, определенное семейное событие и др.).

На данном этапе могут использоваться такие формы работы как индивидуальные беседы, консультации, телефон доверия, совместные детско-родительские мероприятия, эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.).

Осознанию родителями своих затруднений может помочь использование таких методов как: анализ педагогических ситуаций и решение проблемных педагогических задач; игровое моделирование способов родительского поведения; управляемое игровое взаимодействие родителей и детей; проективные двигательные, игровые, рисуночные упражнения и др.

Важным итогом поддержки родителей на втором этапе являются: конкретизация образовательных запросов родителей («чему я хочу научиться?», «каких знаний, умений мне не хватает для успешного воспитания ребенка?»).

Третий этап.

Проектирование образовательного маршрута.

На данном этапе родители вместе со специалистами детского сада осуществляют поиск ресурсов для решения поставленных задач, выбирают наиболее оптимальные способы и средства педагогического  образования. При    этом    ряд    образовательных    задач    и    способов   педагогического образования могут быть актуальны для всех родителей группы, а ряд задач – только для некоторых.

Данный этап предполагает использование таких форм как: круглый стол; организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, педагогические советы с участием родителей и др.

Таким образом, результатом третьего этапа могут стать образовательный маршрут родителей группы и индивидуальные образовательные маршруты конкретных семей. 

Четвертый этап.

Реализация образовательных маршрутов.

Это основной этап, который реализуется на протяжении длительного времени. При этом и педагогам и родителям важно понимать, что получаемые родителями знания должны быть не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

В процессе реализации образовательных маршрутов может осуществляться корректировка целей, средств и форм педагогического образования родителей.

В зависимости от ресурсов детского сада на данном этапе могут использоваться такие формы повышения родительской компетентности   как:

«Мамина школа», лекторий, «Академия» педагогических знаний, кино-университет, краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др.

Стремлению родителей деятельно участвовать в собственном педагогическом образовании, привносить в обучающие ситуации свой опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения. Среди наиболее популярных из них можно выделить тренинги, креативные игры, решение проблемных задач, игровое моделирование способов родительского поведения, анализ примеров из личной практики семейного воспитания и др.

Для удовлетворения образовательных запросов современных родителей могут использоваться различные Интернет-ресурсы (если позволяют возможности детского сада): размещение актуальной и важной информации на сайте детского сада (группы); проведение обучающих Интернет- семинаров, веб-конференций; осуществление электронной рассылки, дистанционных конференций; создание информационно-методического on- line журнала; подборка «полезных» сайтов для родителей и пр.

Результаты четвертого этапа – рост активности родителей в повышении психолого-педагогической компетентности, преодоление ими актуальных затруднений во взаимодействии с детьми, возникновение потребности к непрерывному самообразованию в вопросах родительства, развитие способности к самообучению.

Пятый этап.

Рефлексия образовательной деятельности.

На данном этапе создаются условия для осознания родителями связи между успехами, достижениями ребенка и своим педагогическим ростом. Основные достижения на данном этапе – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов.

Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных   портфолио,   мастер-классов   «Секреты   родительских  успехов»,

«Родители – родителям»; обобщение лучшего родительского опыта; конкурсов «Успешный родитель», «Семья года»; фестивалей семейного творчества; родительских конференций; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.

Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.

Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Содержание общения с родителями

Общения с родителями воспитанников 1-3 лет:

 Желательно побуждать родителей размышлять над вопросами: «Мой ребенок, какой он?», «Чему я могу у него научиться?», «Что для меня значит быть родителем?», «Могу ли я развиваться как родитель?» и др.

Приоритетными вопросами воспитания, развития и обучения детей могут стать:

-Эмоциональный комфорт и для чего он нужен младенцу;

-Потребности ребенка в младенческом возрасте;

-Мать как объект привязанности ребенка;

-Как уважать природные законы развития младенца и заботиться о его безопасном существовании;

-Психомоторное развитие как единство «пробуждения» движений мышц и психики ребенка;

- Как приучать ребенка пользоваться туалетом;.

- особенности социального развития, кризис 3 лет;

- адаптация ребенка к детскому саду;

- значимость эмоционального контакта с ребенком и игрового общения с ним;

- почему так важно обеспечить малышу ощущение безопасности, уюта и

психологического комфорта в семье;

- организация здорового образа жизни семьи;

- полезные и вредные привычки малышей;

- выбор «правильных» игрушек и др.

Общения с родителями воспитанников 3-5 лет

Воспитатель продолжает размышлять вместе с родителями над вопросами: «Что приобретает ребенок, если родитель развивается?», «Какие общие «открытия» взрослые могут делать вместе со своими детьми?» и др. Важно знакомить родителей с образовательными программами, подходами к воспитанию и развитию детей, реализуемыми в детском саду.

- поддержка и поощрение детской самостоятельности;

- влияние семейных отношений на духовно-нравственное развитие ребенка;

- причины детского непослушания;

- как правильно слушать ребенка;

- совместные игры с ребенком;

- сила влияния родительского примера;

- роль игры и сказки в жизни ребенка;

- мальчики и девочки: два разных мира;

- роль бабушек и дедушек в формировании личности ребенка;

- как развивать у ребенка веру в свои силы;

- информационные технологии в жизни современной семьи и др.

Общения с родителями воспитанников 5-7 лет

 Могут быть интересны вопросы о психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе; о реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника; о том, как поддерживать познавательную активность ребенка; о дружбе ребенка со сверстниками; о важности бережного отношения к внутреннему миру ребенка, поддержке в нем самоуважения и чувства  собственного достоинства; о том, как научиться самим и научить детей извлекать полезный опыт из ошибок и неудач и др.

Семьи должны иметь возможность делиться друг с другом и педагогами опытом воспитания и преодоления трудностей в общении с ребенком, играми из домашних игротек, книгами о воспитании, фильмами, кулинарными рецептами и пр. Важно, чтобы каждый родитель имел возможность задуматься над вопросами: «Какой опыт я приобрел в общении с детьми, педагогами и другими родителями?», «Каким опытом я могу поделиться  с  другими  родителями?»,  «Чему  меня  научил  мой  ребенок?», «Чему мне еще предстоит научиться?» и др.

Организация совместной работы педагогов и родителей детей раннего возраста

Главная цель совместной работы педагогов и родителей - обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье.

 Для привлечения семьи к сотрудничеству и установления партнерских отношений с родителями необходимо налаживание доверительных отношений между педагогами и членами семьи, организация обратной связи между ними.

Во взаимоотношениях с семьей педагоги могут столкнуться с разнообразными трудностями, вызванными разными подходами родителей к воспитанию детей.

Встречаются родители, которые считают, что, отдав ребенка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие. Они не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогами и избегают контактов с ними. Некоторые родители вовсе не имеют представления о том, чем и как нужно заниматься с маленькими детьми, не знают о важности общения и игры с ребенком. Другие понимают, что с маленькими детьми нужно специально заниматься, но также не знают, каким образом это надо делать. Воспитательные усилия тех и других сводятся к организации питания, прогулок и сна. Вместе с тем, все более широкое распространение получает представление о том, что ребенка чуть ли не с младенческого возраста следует обучать чтению, письму и другим «школьным» предметам. Не понимая специфики раннего возраста, многие родители ожидают от дошкольного учреждения форсированного обучения маленьких детей и предъявляют претензии из-за недостатка подобных занятий.

Некоторые родители являются сторонниками авторитарного воспитания, склонны видеть в малыше преимущественно недостатки (жалуются на капризность, непослушание, медлительность ребенка). Они ожидают от педагогов исправления этих недостатков путем строгих дисциплинарных воздействий. Особую проблему представляют родители, оставляющие детей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обращение с ними. В связи с этим специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства маленького ребенка.

Таким образом, причины возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и семьи разнообразны, но в их основе чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность родителей о закономерностях развития ребенка. Поэтому важно выявить различия во взглядах на воспитание детей педагогов и семьи, познакомить родителей с особенностями развития ребенка и достигнуть взаимопонимания.

Для установления взаимопонимания между педагогами и родителями, обеспечения преемственности в воспитании в семье и детском учреждении, прежде всего, необходимо выявить родительские запросы.

Выявление запросов родителей

Для выявления родительских запросов можно подготовить анкету, позволяющую

узнать:

  • какие образовательные услуги хотят получить родители в детском учреждении (например, занятия по хореографии, физкультуре или музыке, обучение плаванию и т.п.; коррекция общего, двигательного, речевого развития и др.);
  • в какой форме пребывания ребенка в учреждении заинтересованы родители (полный - неполный день; полная - неполная неделя; пятидневка и пр.);
  • что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.).
  • какие формы взаимодействия с детским учреждением устраивают родителей (посещение родительских собраний, лекций, родительского клуба; помощь в приобретении или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам - в работе в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т.п.).

Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволяют определять перспективные направления в работе учреждения и находить возможности для их реализации в будущем. Они помогут также адекватно строить работу с родителями. Такие анкеты можно раздавать родителям не только на этапе поступления ребенка в учреждение, но и в течение года, по мере появления возможностей для развития учреждения.

Вместе с тем, эти сведения помогут выявить и круг родителей, у которых запросы не сформированы. В таком случае на первый план выдвигается просветительская задача: информирование родителей о необходимых условиях для полноценного развития ребенка, о наличии тех или иных условий в данном детском учреждении, о возможности налаживания работы учреждения в том или ином направлении.

С этой целью в детском учреждении должны быть разработаны формы работы по информированию родителей.

Информирование родителей о работе детского учреждения

Необходимую информацию можно довести до родителей разными способами.

Во-первых, следует поместить на сайте МБДОУ и в холле рекламу, в которой содержится перечень предоставляемых в детском учреждении услуг и реализуемых программ.

Во-вторых, целесообразно подготовить информационную презентацию  и поместить ее на сайт ДОУ, в котором представлены общая концепция дошкольного учреждения, его программа (или программы), сведения о наличии специалистов (логопед, хореограф, тренер по плаванию и др.) и материально-технической базы (наличие музыкального, спортивного залов, медицинских кабинетов, фитобара, бассейна и пр.).

В-третьих, необходимо при зачислении детей проводить родительские собрания, на которых педагоги подробно расскажут о программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Хорошо, если работа учреждения будет представлена на стендах, в фотоальбомах, видеофильмах, экспозиции детских работ.

Знакомство с семьей

Сотрудничество детского учреждения и семьи начинается со знакомства. На этом этапе очень важно расположить родителей к партнерству, взаимному доверию, продемонстрировать свое желание максимально помочь семье в воспитании ребенка.

Родителей следует познакомить с яслями, показать групповое помещение, игрушки, спальню, участок, рассказать, как будут организованы игры и занятия, режим дня. В свою очередь, воспитатель должен получить информацию о ребенке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, адрес, состав семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтения в еде, продолжительность дневного сна и т.п. Следует также выяснить, какое участие могут принять родители в жизни детского учреждения, чем помочь педагогам.

Для получения информации о ребенке и семье, используют анкеты, беседы, посещение семьи. Анкеты более всего подходят для получения формальных сведений о ребенке

Сведения об индивидуальных особенностях малыша удобнее извлечь из беседы с родителями и из наблюдений при посещении семьи. Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать семью, ее интересы, стили общения. Семья также получает возможность увидеть, как воспитатель взаимодействует с ребенком.

При знакомстве педагог должен убедить родителей в необходимости совместного проведения адаптации ребенка к детскому учреждению, предупредить, чтобы кто-то из них выделил время для посещения яслей месте с ребенком в течение времени, которое понадобится малышу для привыкания, выяснить, чем они могут помочь воспитателю в группе.

Обратная связь

Чтобы обеспечить преемственность воспитания ребенка в семье и яслях, необходимо налаживать между ними обратную связь.

Воспитатель должен быть осведомлен о том, что происходит с ребенком в семье, например, как он чувствовал себя с утра, произошли ли какие-то события, повлиявшие на настроение и состояние ребенка и пр. Обо всем этом можно узнать из утренней беседы с родителями при приеме ребенка или по вечерам, когда ребенка забирают домой. Возможны и письменные сообщения родителей воспитателю.

Родители также должны как можно больше знать обо всем, что происходило с ребенком в течение дня в яслях. Для этого в помещении для приема детей оборудуется стенд «Информация для родителей». На этом стенде можно разместить разные рубрики, например: «Объявления», в которых сообщается о мероприятиях в яслях и в группе; «Наш распорядок дня», «Наше меню»; «Чем мы сегодня занимались» «Советы и рекомендации родителям», в которых воспитатели рекомендуют поиграть с ребенком в ту или иную игру, прочитать книжку, нарисовать картинку и пр.

На стенде должен быть «уголок» для каждого ребенка с его фотографией. Здесь воспитатели могут поместить информацию о дне рождения малыша, его росте, весе; сообщить родителям о самочувствии ребенка, его переживаниях в течение дня, хорошем поступке, личных достижениях, поместить забавное высказывание, вопрос, придуманную им рифму, стишок и т.п. Приватную информацию о ребенке следует сообщать в беседе, когда ребенка забирают домой, или в записке, которую педагог передает по смене через другого воспитателя, либо прикрепляет на стенде в конверте.

Рубрику «Чем мы сегодня занимались» можно проиллюстрировать выставкой, на которой представлены книжки, персонажи кукольного театра, атрибуты игр, игрушки и пособия, которые использовались в процессе игр и занятий.

Особое место должно быть отведено для экспозиции коллективных, индивидуальных и выполненных совместно с педагогом работ - рисунков, поделок, построек и пр. Обязательно следует экспонировать работы всех детей, а не только самые лучшие, с точки зрения воспитателя.

Родители также должны иметь возможность письменного обращения с вопросами или пожеланиями к педагогам, заведующей, психологу. Для этой цели на стенде можно выделить место для записок родителей, прикрепить специальный конверт (конверты) или рядом установить «почтовый ящик».

Одной из инновационных форм является посещение родителями личных блогов педагогов, где ежедневно предоставлена обновленная информация и отчеты о проделанной работе.

Беседа с родителями

Ежедневная беседа воспитателя с родителями - обязательный и важнейший элемент взаимодействия с семьей. Беседа проводится при встрече ребенка утром и вечером, когда ребенка забирают домой. В утренней беседе родители сообщают о самочувствии ребенка (хорошо или беспокойно спал ночью, как позавтракал, капризничал ли), о каких-то событиях в семье (папа уехал в командировку, в гости приехали родственники), высказывают пожелания, касающиеся ухода за малышом в течение дня. В вечерней беседе воспитатель

рассказывает о том, как вел себя ребенок в яслях, чем занимался, как спал, ел и т.п.

Родители должны быть уверенными, что педагоги делают все необходимое для эмоционального благополучия и успешного развития ребенка. Поэтому воспитатель всегда должен проявлять внимание и чуткость к проблемам родителей, отвечать на все их вопросы, сам активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребенка в семье.

Рассказывая о малыше, следует делать акцент на позитивных аспектах его развития и поведения, тем самым формируя и поддерживая у родителей положительный образ ребенка. Если необходимо обсудить негативные моменты, педагог должен быть готов дать продуктивный квалифицированный совет, наметить пути совместного с семьей преодоления возникших трудностей, при необходимости порекомендовать консультации у специалистов - психологов, медиков, юристов и др.

Консультирование родителей

Сталкиваясь с трудностями в воспитании ребенка или с чем-то непонятным в его поведении, родители могут обратиться за консультацией к педагогу или психологу. Для консультаций необходимо выделить специальное время (например, раз в неделю), о чем родители оповещаются объявлением, или назначается индивидуальная консультация в удобное время для родителей и консультанта.

Одна из форм совместной работы детского учреждения с семьями - родительское собрание. На родительских собраниях решаются организационные вопросы, обсуждаются актуальные проблемы группы и темы, касающиеся развития и воспитания детей.

На собрании, которое проводится в начале года, педагоги рассказывают об особенностях работы детского учреждения и реализуемой программы воспитания; выявляются пожелания, интересы и степень участия в работе группы родителей, на этой основе разрабатывается план мероприятий на год; избирается родительский комитет; составляется график ежемесячных собраний.

На ежемесячных собраниях рассматриваются и решаются текущие вопросы, а также освещаются проблемы, посвященные развитию и воспитанию детей. Чтобы собрания были интересны и полезны для родителей, темы следует обсудить заранее, в начале года. В беседе или с помощью анкет воспитатель может выявить круг проблем и вопросов, наиболее волнующих родителей, а также сам предложить темы, которые с его точки зрения, необходимо раскрыть.

По определенной теме может выступать сам воспитатель, психолог, врач, кто-то из специалистов детского учреждения или приглашенный специалист. После выступления следуют вопросы и обсуждение.

На родительских собраниях можно обучать родителей практическим навыкам: изготовлению игр, игрушек и методических пособий, организации игр с детьми и др.

На собрании в конце года подводятся итоги работы группы и детского учреждения в целом, обсуждается стратегия дальнейшей работы, разрабатываются перспективные планы и план работы на следующий год. Так, какие-то мероприятия и нововведения признаются успешными и продуктивными, их решают продолжить в следующем году; какие-то признаются неэффективными, от них решают отказаться. Какие-то идеи могут быть предложены педагогами или родителями впервые, тогда обсуждаются возможности их реализации в ближайшем или отдаленном будущем.

Например, в городе или микрорайоне открылся кукольный театр, родители изъявили желание организовать сотрудничество с его коллективом. Тогда необходимо сформировать группу добровольцев, которая возьмется устанавливать контакты с коллективом театра и администрацией, способствовать организации спектаклей в яслях и посещений театра детьми, информировать родителей о предстоящих мероприятиях и пр.

На собрании избирается родительский комитет. Родительский комитет оказывает помощь администрации и педагогам детского учреждения в планировании и реализации мероприятий, участвует в решении различных организационных вопросов.

Формы участия родителей в жизни детского сада

Для налаживания положительных взаимоотношений и сотрудничества педагогов и семьи в детском учреждении желательно проводить совместные праздники, семейные вечера, встречи по интересам. В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом.

При организации праздников не следует ограничиваться традиционной формой, когда дети выступают под руководством воспитателя и музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей. Гораздо важнее к участию в подготовке праздника и выступлениях привлечь членов семьи. В зависимости от талантов, желаний и возможностей, они могут помогать педагогам в изготовлении костюмов и атрибутов, исполнять некоторые роли в инсценировках, аккомпанировать на музыкальных инструментах, просто танцевать и играть вместе с детьми. Для праздника не обязательно ждать официального повода. Можно отмечать дни рождения и успехи детей, придумывать другие поводы.

На семейных вечерах педагоги и родители вместе со своими детьми, а также другими членами семьи могут выступать с концертными номерами, рассказывать интересные истории из семейной жизни, организовывать веселые игры и аттракционы, делиться опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении блюд и т.п.

Такие организационные формы, как родительские клубы и кружки более всего подходят для просвещения, повышения культурного уровня, обучения приемам практической работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий. Важно с самого начала на основе выявленных родительских интересов пробудить у них желание посещать эти мероприятия.

Например, в родительский клуб можно приглашать специалистов с лекциями и беседами на темы, более всего интересующие родителей. Это могут быть представители разных профессий:        медики,        психологи, юристы, экономисты, парикмахеры, повара,

специалисты по этикету и др. После лекции родители и педагоги могут задать вопросы, поговорить друг с другом, поспорить. Можно также организовывать встречи с известными людьми района, города: писателями, художниками, артистами.

Заседания родительского клуба планируются совместно педагогами и родителями. Их следует планировать так, чтобы какие-то из них предполагали посещения всех членов семьи (с детьми в это время занимаются дежурные педагоги или родители), какие-то - только для мам (с детьми остаются папы) или для пап (с детьми остаются мамы), а какие-то - совместно с детьми. На таких заседаниях целесообразно разучивать совместно с детьми новые игры, песни, танцы. В рамках работы родительского клуба можно организовывать экскурсии в музеи, галереи, театры, выезды на природу.

Так родители знакомятся ближе с педагогами и между собой, начинают чувствовать себя членами общего коллектива, постепенно вовлекаются в сотрудничество.

Занятия в кружках направлены на овладение родителями навыками разнообразных видов деятельности. Они также могут чередоваться: занятия для взрослых и занятия вместе с детьми. Здесь родители и педагоги могут научиться шить одежду для кукол, лепить, рисовать, петь, танцевать, показывать кукольные спектакли, готовить различные блюда, сервировать стол, знакомиться с историей и культурой родного края, города и т.д. Подготовленные таким образом родители могут быть полноценными помощниками и партнерами педагогов в повседневной жизни детей в яслях и при проведении различных мероприятий.

Одной из наиболее эффективной формой совместной работы сотрудников детского учреждения и членов семьи являются тренинги. Их работа направлена на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества.

Переориентация родителей на иной тип ценностей воспитания детей является наиболее сложной задачей. Решение этой проблемы требует систематической работы, направленной на ознакомление с особенностями развития маленьких детей и способами практического применения полученных знаний. Полученные знания помогут родителям лучше осознать причины трудностей, возникающих при взаимодействии с ребенком, выбрать наиболее подходящую стратегию поведения.

Чаще всего родители сталкиваются с такими трудностями, как адаптация ребенка к детскому учреждению, организация детской деятельности, налаживание общения ребенка со сверстниками, детские конфликты. На родительском собрании можно обсудить и выбрать темы для тренингов.

Тренинги могут проводить психолог, заведующий, методист, прошедшие специальную подготовку или приглашенный специалист. Организаторы тренинга должны подобрать соответствующую литературу и предложить педагогам и родителям заранее познакомиться с ней. В помещении, где проводятся тренинги, необходимо подобрать необходимые атрибуты и материалы: доску, мел, листы ватмана, фломастеры и пр.

В детском учреждении желательно оборудовать гостиную для родителей -

специальное помещение, где педагоги, родители и дети могут встречаться в уютной

непринужденной обстановке для бесед, консультаций, отдыха, игр, проведения семейных

вечеров и других мероприятий. Желательно, чтобы в этой комнате были удобная мебель,

посуда для чаепитий, видеомагнитофон, музыкальный центр. Такая обстановка в гостиной располагает к доверительному общению родителей с педагогами и между собой. В ней можно посмотреть видеофильмы о жизни детей в яслях, учебные и научно-популярные фильмы о воспитании детей и на другие темы; потанцевать и поиграть вместе с детьми под музыку, послушать детские песни, записи сказок, спектаклей.

В этом же или другом помещении можно оборудовать библиотеку, аудио- и видеотеку, а также игротеку для родителей и детей. Родители должны иметь возможность пользоваться пособиями, которые могут помочь им овладеть знаниями, необходимыми для успешного воспитания ребенка, приемами личностно-ориентированного общения, научиться играть с детьми, подбирать игры, игрушки, художественную литературу, видео- и аудио-записи для своих малышей.

Организация работы по защите прав ребенка[1]

Одним из направлений работы с семьей - защита прав и достоинства ребенка. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры их родителей. Проведение с родителями разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения. Особая роль принадлежит руководителю детского учреждения, методисту, психологу и педагогу.

В задачу администрации по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми входит:

  •  принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  •  выяснение того, какие службы в городе (специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются такими вопросами и как с ними можно связаться, установить контакт.

Основная задача методиста - обучение воспитателя грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка; подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми; одна из задач - информирование коллектива о проблеме жестокого обращения с детьми, видах жестокого обращения и факторах, обусловливающих жестокое обращение с ребенком.

Психолог проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных. Он осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

Педагог - главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит как соблюдение прав детей в образовательном учреждении, так и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, а в случае необходимости, и контролирует родителей. Педагог также проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка и принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

В целях профилактики жестокого обращения с детьми воспитатель должен работать в следующих направлениях:

  •  информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
  •  трансляция родителям положительного образа ребенка;
  •  работа по коррекции детско-родительских отношений.

Для изучения семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон разговора с ребёнком(спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты - касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, и взаимного понимания интересов друг друга. 

Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Легкая адаптация длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и

аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют его от инфекционных агентов, с которыми ему приходится сталкиваться; это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода - неадекватное поведение ребенка настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.

Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей

Возрастной этап

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Предшкольный возрастной этап

Цель  сотрудничества

Организация совместной деятельности по созданию оптимальных условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду, развитие положительных эмоциональных взаимоотношений между взрослыми и ребёнком

Объединение совместных усилий семьи и детского сада по воспитанию, развитию ребёнка, раскрытие возможности совместной работы

Объединение педагогов, родителей и детей в подготовке к обучению в школе; развитие познавательного интереса у детей, формирование у них общей готовности

Мотивационно-ценностный компонент

Родители    осознают необходимость и потребность

сотрудничества со специалистами детского сада для успешной адаптации ребёнка, его развития

во взаимодействии с педагогами с целью воспитания ребёнка и  реализации ОП ДОУ

в сотрудничестве с педагогами в предшкольный период, в преодолении трудностей в подготовке дошкольника к школе

Педагоги

осознают необходимость взаимодействия с семьёй, потребность в изменении характера взаимодействия  от субъект-объектного к субъект-субъектному; обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников

Когнитивный компонент

Родители владеют знаниями

о возрастных особенностях детей раннего возраста, кризисных периодах знают приёмы и методы взаимодействия с педагогами

о  психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста, знакомы с методами воспитания ребёнка дошкольного возраста

о  возрастных и психологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного  возраста, понятием «готовности» ребенка

к обучению в школе, содержанием, формами, методами подготовки детей к школе в детском саду

и в домашних условиях

Педагоги

владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умеют ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для сотрудничества  с родителями

Деятельностно - поведенческий компонент

Родители

владеют приёмами взаимодействия с ребёнком раннего возраста,  понимают  значимость положительного эмоционального, тактильного контакта с ребёнком

реализуют методы, приёмы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

активно взаимодействуют с педагогами ДОО по реализации ООП

владеют  практическими  навыками подготовки детей к обучению в школе

Педагоги

учитывают социальный статус родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

умеют планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, использовать традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

признают ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

стремятся к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.

умеют преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществляют индивидуальный подход к семьям воспитанников

сформированы коммуникативные навыки, создают в процессе общения атмосферу совместного творчества, предупреждают и педагогически грамотно разрешают конфликтные ситуации

оказывают индивидуальную адресную помощь в подготовке детей к обучению в школе

Рефлексивный

компонент

Родители

сформировано осознанное отношение к необходимости общения с педагогами ДОО с целью воспитания и развития  ребёнка

самостоятельно обдумывают  ситуации,  конфликты;

самостоятельно решают  проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора; удовлетворены работой педагогов ДОО

объективно оценивают  развитие своего ребенка, его характерологические и психические особенности;

способны изменять формы и методы общения, по-разному воздействовать на ребенка в соответствии со сложившейся ситуацией

Педагоги

владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;

осознают   собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними;

оценивают  эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

Результат сотрудничества ДОО и семьи дошкольника

 

Успешная адаптация к детскому саду, положительная установка взаимодействующих сторон на совместную работу, понимание родителями, что это необходимо для развития ребёнка

Эмоциональное  благополучие ребёнка                                       Интерес родителей  к образовательному процессу, активное включение в деятельность детского сада;

Ребёнок готов к обучению в школе (физически, мотивационно, социально, эмоционально, интеллектуально); его успешная адаптация  к школе,

Уверенность родителей в своих   возможностях воспитания и развития ребёнка

Направления и формы взаимодействия МБДОУ №11 «Ласточка» с родителями

Участие родителей в жизни ДОУ

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований.

Опрос родителей с целью изучения проблем и потребностей семей для разработки плана сотрудничества и маршрутных карт для сопровождения детей – инвалидов.

Анкетирование родителей, социологический опрос:

-Социологический срез для составления соц.паспортов

. Оценка деятельности дошкольного учреждения в адаптационный период

Мониторинг удовлетворенности деятельностью ДОУ

В создании условий

Участие в субботниках по благоустройству территории ДОУ

Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе

Оказание помощи в ремонтных работах

В управлении ДОУ

Участие в общих  и групповых родительских собраниях:

Общее родительское собрание для родителей вновь поступивших детей в ДОУ , с привлечением специалистов ДОУ.

 Общее родительское собрание для родителей

 « Подведение итогов по деятельности ДОУ за год. Обмен мнениями»

Участие в заседаниях родительского комитета:

Заседание родительского комитета: «Подготовка и проведение выпускных вечеров»

Заседание родительского комитета: «Благоустройство территории детского сада к летнему периоду» (озеленение)

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширения информационного поля родителей.

Обновление и пополнение информации на сайте ДОУ

Наглядная информация

Консультации, семинары-практикумы, конференции:

«Адаптация детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада»

« Осенняя родительская конференция»

Общие родительские собрания :

Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Общее родительское собрание для родителей вновь поступивших детей в ДОУ , с привлечением специалистов ДОУ.

 Общее родительское собрание для родителей « Подведение итогов по деятельности ДОУ за год. Обмен мнениями»

В воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

Дни открытых дверей:

«Учимся, играя!»

Для родителей, чьи дети зачислены в детский сад.

- по запросам родителей

Дни здоровья, спортивные мероприятия:

Совместные спортивные соревнования«Веселые старты»

Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья»

Творческие мастерские:

Совместные праздники и развлечения:

Участие родителей в литературной гостиной

 по плану ОД

Семейные клубы :

« Счастливые родители» для родителей детей раннего возраста.

Участие  в акциях и смотрах –конкурсах ДОУ:

Акция « Зеленая дорожка».Озеленение прогулочных участков и территории ДОУ

Смотре-конкурсе  « Уголок родного края»

Конкурсе в ДОУ « Мама,папа, я- поющая семья»

Акция « Поздравление ветеранов ВОВ»

Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

Распространение опыта семейного воспитания:

«Семейные традиции»

«Здоровый образ жизни для всей семьи»

« Организация летнего отдыха дома»

Система оценки достижения планируемых результатов в сотрудничестве с родителями

Компонент

Показатель

Метод исследования

Периодичность проведения

Ответственный

Мотивационно-ценностный компонент

Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью воспитания детей, формирования целостной картины мира дошкольников

проявляют высокую степень включённости в реализацию задач ООП ДОУ

«Социальные паспорта»

выявление интересов, основных ценностей семьи

анкетирование, беседы, наблюдение: выяснения установок семьи на общение с ребёнком

при поступлении в детский сад

по плану

воспитателей

педагог-психолог

воспитатели

Когнитивный компонент

знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста  

знают приёмы и методы взаимодействия с педагогами

анкетирование и тестирование с целью изучения родительского мнения по различным вопросам,    посещение на дому          

 по плану воспитателей

педагог-психолог

воспитатели

Деятельностно- поведенческий компонент

реализуют методы, приёмы родительской поддержки детей в дошкольный период  

взаимодействуют с педагогами по реализации ООП

сравнительная оценка уровня родительской активности (посещение родительских собраний и др. совместных мероприятий, участие в анкетировании)

в течение года

воспитатели

Рефлексивный  

самостоятельно обдумывают  ситуации,  конфликты;

самостоятельно решают  проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора

Анализ результатов удовлетворенности родителей качествами услуг ДОО»

 «Подготовка детей к школе» (анкета, разработанная ВИРО)

ежегодно в апреле

воспитатели

педагог-психолог

старший воспитатель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб, как форма дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьями воспитанников на основе системы мониторинга»

Актуальность, формы, методы взаимодействия с родителями по воспитанию и развитию детей....

Системный подход к организации и содержанию процесса сотрудничества с семьями воспитанников, имеющими нарушения в речевом развитии.

Популярный в современной педагогике семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, а также повышение родительской психол...

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...