Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
учебно-методический материал на тему
Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_organizatsii_predmetn1.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
Томчик Г.И .Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 « Лужок» с. Первомайское. Краснокутского района Саратовской области.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С.Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды ( табл.1)
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих « сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием ( например: « Я залезаю под стол, я лезу на стул и т.п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
Образовательная область | Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды. | Соответствующая среда |
Здоровье | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. | Здоровьесберегающая .Для физического развития. Для творческого конструирования и др. |
Физическая культура | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. | |
Социализация. | Развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. | Игровая. Речевая предметно-развивающая и игровая. Многофункциональная. |
Коммуникация. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи. | |
Познание. | Сенсорное развитие, развитие познавательно - исследовательской и продуктивной ( конструктивной ) деятельности, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений, целостности картины мира. | Математическая, предметно- развивающая и игровая. Предметно- развивающая и игровая. Экологическая. |
Чтение художественной литературы. | Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие художественного восприятия, эстетического вкуса литературной речи, приобщение к словесному искусству. | |
Художественное творчество. | Развитие продуктивной деятельности ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. | Эстетическая развивающая, предметная и игровая. Экологическая предметно- развивающая . |
Музыка. | Развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. |
Труд. | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. | Предметно – игровая. Многофункциональная. Предметная и игровая для творческого конструирования. Речевая предметно – развивающая и игровая. | ||
Безопасность. | Передача знаний о правилах безопасности дорожного движения, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
материалы методического объединения Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС дошкольного образования
Требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ...
«Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС»
Всероссийский конкурс методразработок «Федеральный государственный стандарт (ФГОС) –новые ориентиры развития ОУ» педагогического интернет – портала «Ступени» категория – дошкольное образование ...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды...
Консультация для воспитателей детских садов: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС ДО»
В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них....