Мастер-классы для родителей
методическая разработка на тему
Практичекие материалы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sozdaem_mnemotablitsu.doc | 49 КБ |
Мастер класс "Декупаж" | 227.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №52 «Самолётик»
Мастер-класс для родителей
«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»
Воспитатель: Дронина Н.А.
г. Нижневартовск
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в
домашних условиях.
Задачи:
- Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
- Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые
относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок
текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте (приклеивая картинки). Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.
Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Сегодня у нас есть возможность поработать не с компьютером, а с интерактивной доской. Преимуществом доски является то, что на ней можно работать как при помощи мышки, так и при помощи руки. Можно рисовать маркерами, что очень нравится детям, они могут участвовать в создании собственной картинки. Сейчас мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению «Весна»
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды. Виктор Лунин
(обращаю внимание на интерактивную доску с таблицей, картинками и текстом) Посмотрите, на экране….(ответы), текст есть, а картинки…(ответы) рассыпались, расставим их по местам и расскажем стихотворение (родители заполняют таблицу, воспроизводят стихотворение).
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!
Желаю всем удачи!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс "Работа с родителями"
мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...
Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы
Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....
Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...
Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"
Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с тесто...