«Концепция деятельности ДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 65»
Доклад на тему:
«Концепция деятельности ДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников»
Выполнила:
воспитатель – Шарова И. Ю.
Дзержинск
2013
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус.
Таким образом, можно сказать, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Основная цель, которую ставит перед собой ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Разработаны принципы организации деятельности педагогов:
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса;
- Принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
В процессе деятельности необходимо решить следующие задачи:
- Обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно – образовательного процесса;
- Формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- Реализовать системный подход в использовании всех средств и формообразовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- Формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
- Утренняя гимнастика, аэробика;
- Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
- Совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
- Спортивные праздники и развлечения.
Реализация оздоровительной деятельной деятельности ДОУ – это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически – формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, предупреждение острых заболеваний невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентированно на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
На повышение двигательного статуса детей большое влияние оказывает двигательный режим. Вся физкультурно – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.
Организованной формой в двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий воспитатель может использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий:
- Сюжетные;
- Тренировочные;
- Контрольные;
- Комплексные;
- Игры – эстафеты;
Также можно использовать принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание и релаксацию.
Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал необходимо включать в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми надо изучать упражнения направленные на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формирование навыков самомассажа.
Поднимающие настроение и тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами могут стать естественными и необходимыми не только в детском саду, но и дома.
В целях оздоровления организма ребенка во всех группах можно проводить различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по коррегирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах – массаж стопы, обширное умывание, сухое обтирание, гимнастика на постели, уход за полостью рта.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период можно покататься на лыжах или с горы на санках за пределами детского сада. В таких прогулках с удовольствием поучаствуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости надо проводить продолжительный бег в медленном темпе или бег трусцой.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве семьей.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут сними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи можно использовать анкетирование, консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотр - конкурсы. Родители учатся видеть сложный многогранный процесс воспитания ребенка.
Удачно будут проходить спортивные досуги с родителями «Семейные старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Кроме того, для родителей можно организовать Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках – передвижках.
Таким образом, проводимая физкультурно – оздоровительная работа позволит привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Концепция деятельности МБДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников» (Старший воспитатель Л.А.Лазутина)
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирован...
Концепция деятельности ДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирован...
«Концепция деятельности ДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников»
МБДОУ «Детский сад № 65» Доклад на тему: «Концепция деятельности ДОУ по формированию двигательного статуса...
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - опыт работы инструктора по ФК Романенко Н.Н.
Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. В результате исследования выявлено, что для формирования правильной осанки у детей 5-7 ...
Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...
Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"
Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...
Презентация "Повышение двигательного статуса дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий"
Повышение двигательного статуса дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий...