Адаптация ребенка в детском саду
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка в ДОУ.
Мы идем в детский сад!
(Как психологически подготовить ребенка к посещению детского сада.)
(Консультация для родителей)
Надеемся, что эта информация поможет родителям и детям легче пережить каждодневное "расставание", хотя бы в первые дни.
Пришло время малышам отправиться в детский сад. Многие и поверить не могут, что их кроха, буквально вчера лежавший в колясочке, останется наедине с другими детьми и воспитателями. Но время идет, и приходится смириться с мыслью, что трехлетний человечек постепенно становится социально активным и уже вполне способен проводить часть времени в детском коллективе. Все равно, без переживаний не обойтись.
Как морально подготовить ребенка к посещению детского сада?
Прежде всего, не должно быть никакого давления. Одним детям можно представить это как продвижение вперед: "Ты теперь большой и скоро пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как у твоей сестры (или брата), воспитательница научит вас рисовать, и ты покажешь нам свои рисунки". Другим - детский сад лучше представить как место, где все играют (что, впрочем, верно): "Ты найдешь там новые игрушки, книги, вы будете слушать музыку и, может быть, смотреть фильмы или кукольные спектакли". И уж, конечно, не должно быть угроз такого типа: "Вот увидишь, воспитательница быстро заставит тебя слушаться... Если не будешь есть, я оставлю тебя в детском саду".
Если ребенок плачет. В первый день отвести ребенка в детский сад должен кто-то из родителей, даже если в другие дни это будет делать соседка или няня. Если при расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите. Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы - его). Когда вы уйдете, новая обстановка отвлечет его. Вечером непременно приходите за ним сами, на первых порах это действительно необходимо.
Если же по прошествии 2 недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите с воспитательницей дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не созрел для детского сада. Заведующая скажет вам, сможет ли она принять его позже в течение года.
Вполне возможно, что это вы, его мать, еще не созрели для разлуки с ребенком и своей тревожностью затрудняете его адаптацию к детскому саду. В таком случае эстафету может принять отец, который будет встречать и провожать ребенка до тех пор, пока он не привыкнет. Если же ребенок быстро адаптируется к новым условиям, тем лучше. Однако следует знать, что иногда трудности появляются через 3 недели, даже через месяц. Однажды утром без всякой видимой причины ребенок может расплакаться перед уходом; иногда он видит кошмарные сны; или еще: просидев 2 дня дома с легкой простудой, на 3-й - он отказывается утром вставать. Что происходит?
В первые 2-4 недели оказывали свое действие и притягательность новизны, и радость общения с другими детьми; он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или посторонним (например, соседка отводит его утром или забирает вечером), или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна
не раньше чем через 2-3 месяца.
И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Появление у ребенка желания подарить воспитательнице цветы (что вполне естественно) или пригласить к себе нового-товарища по детскому саду свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой.
Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника.
Детский сад - важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.
Как помочь ревушке?
Одна из самых распространенных проблем при посещении детского сада — утренний плач при расставании с родителями. Наверняка в каждом детском саду найдутся ревушки, устраивающие профилактические истерики по утрам. Редко какое родительское сердце не дрогнет при виде этих душераздирающих сцен. Но тут важно быть последовательными и уверенными. Твердо скажите малышу, что вы оставляете его только на несколько часов, что ему здесь понравится, что у него есть возможность подружиться с другими детьми и что вы обязательно придете за ним вечером. Не затягивайте расставание, дразня малыша своим присутствием. Если у вас есть хоть малейшее внутреннее колебание, — ребенок его тут же уловит и попробует воспользоваться этим, а тогда уйти вам будет еще труднее. Главное, уходя из детского сада под отчаянные вопли собственного ребенка, не считайте себя чудовищем.
В подавляющем большинстве случаев плач — это реакция малыша на потерю власти над вами. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода он включается в игру.
Для многих родителей удивительно, что утром они оставляют страдающего, рыдающего, несчастного малыша, а вечером он выглядит веселым, довольным и даже не хочет уходить домой, хотя на следующее утро… все повторяется сначала. Такие сцены становятся своеобразным ритуалом (увы, неадекватным). Очень важно в этой ситуации не поддаваться на провокации со стороны ребенка и дать ему понять, что как бы там ни было, ни у него, ни у вас нет альтернативы. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает у ребенка такую бурную реакцию. Если он назовет вам какие-то конкретные причины, попробуйте устранить их вместе с воспитателем. Ведь он — ваш союзник в воспитании ребенка.
Один из способов преодолеть проблему утреннего плача — создать адекватный ритуал прощания. Договоритесь с ребенком заранее о том, что вы будете показывать ему в окошко какие-то движения, а его задача — угадать, какому персонажу (реальному или сказочному) они предназначены. Например, воздушный поцелуй может означать: “Я люблю тебя, сын!”; прощальный жест — слова удалого Колобка: “Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел” и т.д. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет легче отпустить вас. Ну и, конечно, не забудьте похвалить его, когда ваши расставания начнут проходить спокойно.
Кроме того, никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей.
Ведь вы же хотите, чтобы он шел туда с удовольствием, а не как на Голгофу?! Даже случайно оброненная фраза, например — “Будешь баловаться, не заберу тебя из детского сада…” или “Вот отдам тебя в детский сад — узнаешь почем фунт лиха!”. Чтобы ребенок с радостью ходил в детский сад, необходимо создавать его положительный образ, чтобы детсад был для него наградой, а не наказанием. В этом смысле лучше говорить так: “Будешь себя плохо вести, не пойдешь в детский сад!”.
Отдых или работа?
Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему райской жизни. Ведь у детей воображение гораздо богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы, при наличии которых столкновение с даже хорошей действительностью вызывает негативную реакцию и разочарование.
Будьте честны с малышом, расскажите ему о том, что ему там будет не только весело и интересно играть с другими детьми, но и что он должен слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным... Скажите, что так же, как вы должны ходить на работу и выполнять свои обязанности, он должен ходить в детский сад, это его “работа”; чем лучше и успешнее он освоит то, что ему преподают, тем быстрее станет самостоятельным и взрослым.
Что брать с собой?
Не забудьте подготовить в отдельном пакете запасную одежду (трусики, колготки, рубашечку), чтобы ребенок мог переодеться, если вдруг случиться конфуз.
Еду и всякие сладости лучше с собой не давать: чтобы себе аппетит не портил и других не соблазнял. С игрушками, которые малыш берет в садик, можете мысленно попрощаться. И если он что-то потерял или поломал, не стоит это возводить в ранг мировой катастрофы. Кроме того, очень рационально завести отдельную коробку специально для игрушек, предназначенных для детского сада — нужных и интересных для ребенка, но не дорогих и не ценных как память.
Постоянно интересуйтесь поведением и самочувствием ребенка, его успехами и неудачами у воспитателей.
Предупредите их и нянечек о привычках малыша, непереносимости отдельных продуктов, аллергии на лекарства. Проявляйте заинтересованность к учебным занятиям ребенка.
Жертва или агрессор.
Как вы поступите, если, придя за малышом, вы увидите у него «фингал» под глазом?
Или, если воспитатель поставит вас перед фактом, что кто-то пострадал по вине вашего любимого “чудовища”?
Безусловно, в любом случае в первую очередь необходимо разобраться, что же произошло на самом деле. Корректно поговорите и с воспитателем, и с драчуном, и с пострадавшим. Не торопитесь обвинять воспитателя в халатности (тем более — при детях!). Я вас уверяю, что практически каждый родитель может вспомнить хотя бы один случай травматизма ребенка, который произошел практически на его глазах (можно сказать, под бдительным контролем). Поэтому, исходя из того, что событие уже произошло, лучше выскажите ребенку сочувствие, похвалите его за то, что он уже не плачет (“Я знаю, что тебе было больно и обидно, но ты — молодец, быстро успокоился! В следующий раз будь осторожнее, видишь, что может случиться из-за невнимательности, ведь Ваня задел тебя случайно”).
Как ни странно, в поддержке нуждается и обидчик. Довольно часто драчливым и задиристым детям не хватает материнской теплоты и внимания, и таким образом они реагируют на дискомфорт в семье. Поэтому не стоит орать на него, что если он еще хоть раз попробует кого-нибудь обидеть, то вы то же самое сделаете с ним, и тогда его уже никто не сможет спасти — ни его родители, ни воспитатели! Угрожая такому ребенку, вы лишь укрепите его во мнении, что грубая физическая сила решает все. И чем вы в таком случае лучше него? Только тем, что вы уже взрослый и действительно можете “надавать по ушам”, а он пока мал и потому сдачи вам вернуть еще не сможет?
Наоборот, попробуйте показать ему пример решения конфликта без применения угроз. Попробуйте обратиться к его лучшим чувствам, ведь перед вами, в конце концов, не закоренелый преступник, а малыш, который только пытается общаться. Так учите же его доброте, любви, прощению, пониманию!
Ну, а если на ваше “сокровище” систематически жалуются, то опять-таки, задумайтесь о причине его несносного поведения. Может, он копирует стиль ваших домашних взаимоотношений? Может, он чувствует себя ненужным и нелюбимым ?
И напоследок я… спрошу.
По дороге домой расспросите ребенка, что у него было хорошего (или плохого) за день? Чем он занимался в группе? Что нового узнали? Отдав ребенка в детский сад, вы безусловно, стали проводить с ним меньше времени вместе. Но ведь дело не в количестве часов, а в качестве ваших отношений. Они станут более теплыми, если вам будет что сказать друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...